Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Физические упражнения по коррекции нарушений осанки на уроках физической культуры.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ.. 6
1.1. Характеристика
типов и причин нарушений осанки. 6
1.2. Средства и методы коррекции
осанки. 9
Выводы по
главе 1. 15
ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 16
2.1. Методы
исследования. 16
2.2.
Организация исследования. 20
ГЛАВА 3.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ У
ШКОЛЬНИКОВ.. 22
3.1.
Обоснование и разработка методики физкультурно-оздоровительных занятий для
школьников с использованием средств йога-аэробики. 22
3.3.
Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики йога-аэробики
на формирование осанки у школьников. 34
Выводы по
главе 3. 38
Заключение. 40
Список
литературы 42
Введение:
Актуальность
темы. Многочисленные
исследования, проведенные за последние годы, свидетельствуют о массовом
характере функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) —
нарушениях осанки в сагиттальной плоскости с увеличением и уменьшением физиологических
изгибов позвоночного столба, а также заболеваний позвоночника у школьников.
В специальной научно-методической литературе отмечено
многочисленные взаимосвязи между функциональными нарушениями ОДА и показателями
физического состояния детей. Также указано на негативное влияние нарушений
осанки на состояние здоровья, работоспособность отдельных органов и систем
школьника, прежде всего сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной и
вегетативной и пищеварительной систем.
Функциональные нарушения осанки и сколиозы относятся к
наиболее распространенным отклонениями в скелетно-мышечной системе у школьников.
За последние годы значительно возросло количество детей, страдающих сколиозами,
что требует целенаправленной разработки технологии физического воспитания для
таких детей [1, 8, 10].
Привлечение
школьников к активной физкультурной деятельности невозможно без удовлетворения
их интересов и потребностей в данной области, которые реализуются при
соответствующей организации учебного процесса [2, 4, 5].
Новые
технологии должны принимать во внимание современные методы и средства
дисциплины, что может способствовать активизации физкультурной деятельности,
развитию регулярной потребности к сохранению и укреплению собственного здоровья
[3, 4, 5].
Поэтому
в образовательном пространстве школы особенно актуальными становятся здоровьесберегающие
мероприятия, направленные на укрепление соматического здоровья школьников. Они
разрабатываются под конкретный педагогический замысел, опираются на научную
концепцию, имеют цель, формы, методы, приемы и средства педагогического
процесса и приводят к запланированному результату.
Объект исследования
– физическое воспитание школьников.
Предмет исследования
– средства и методы коррекции осанки у школьников.
Цель исследования
– разработать методику физкультурно-оздоровительных занятий у школьников для коррекции
осанки.
Для
достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.
Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно
физкультурно-оздоровительных занятий у школьников.
2.
Оценить функциональное состояние опорно-двигательного аппарата и уровень
физического здоровья школьников.
3.
Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики
физкультурно-оздоровительных занятий у школьников для формирования осанки.
Для
решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1.
Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2.
Педагогическое наблюдение.
3.
Педагогический эксперимент.
4.
Медико-биологические методы исследования: дыхательные пробы Штанге, Генча,
индекс Скибинского, экскурсия грудной клетки, плечевой индекс, оценка силовой
выносливости мышц спины и брюшного пресса, оценка гибкости позвоночника.
5.Методы
математической статистики.
Гипотеза исследования:
предполагается, что разработанная методика физкультурно-оздоровительных занятий
будет эффективной для формирования осанки и улучшения физического здоровья школьников.
Практическая значимость.
Данная работа может быть полезна педагогам, учителям физической культуры,
преподавателям в фитнес-центрах, спортивных школах для формирования осанки у школьников
и улучшения их соматического здоровья.
Разработана
методика физкультурно-оздоровительных занятий, которая включает рациональное сочетание аэробных и
силовых упражнений, которые соответствуют индивидуальным возможностям
кардиореспираторной системы школьников, а также способствуют формированию их осанки
и улучшению уровня физического здоровья. Основой разработанной технологии являлись индивидуально
подобранные и дифференцированные мероприятия, направленные на формирование
осанки и улучшение физического здоровья школьников.
Заключение:
Актуальность здорового образа жизни вызвана
возрастанием и изменением характера нагрузок на организм школьника в связи с
усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного,
экологического, психологического, политического и военного характера,
провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Следствием этого на фоне
прогрессирования снижения двигательной активности является обострение проблемы
распространения функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей
и школьников.
Функциональные нарушения осанки относятся к наиболее
распространенным отклонениям в скелетно-мышечной системе у детей и молодежи. За
последние годы значительно возросло количество детей, страдающих различными
типами нарушений осанки, что требует целенаправленного использования средств
физической культуры у школьников для формирования осанки.
Физкультурно-оздоровительная
работа содействует эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и
эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей. Для коррекции нарушений осанки рекомендуется
комплексный подход, который включает пассивную коррекцию, самовытяжение
позвоночника и специальные упражнения для формирования мышечного корсета.
2. На основе предложенных методов обследования был
определен исходный уровень осанки и функциональное состояние мышечного корсета
у школьников.
На основании полученных результатов констатирующего
эксперимента было выявлено, что у детей наблюдались сниженные относительно нормы показатели дыхательных
проб, что свидетельствуют о меньшей резистентности дыхательного центра к
гипоксии и сниженных адаптационных возможностях системы внешнего дыхания у
школьников данной возрастной группы.
У
обследованных мальчиков и девочек обеих групп отмечались сниженные силовые
возможности мышц спины и живота. По средним результатам плечевого индекса можно
сделать вывод о том, что у школьников осанка характеризовалась наличием
сутулости, что требовала разработки специальной методики, направленной на
улучшение функциональных возможностей позвоночника и улучшение осанки.
3. Разработанная
методика физкультурно-оздоровительных занятий
по формированию осанки позволила достичь весомых результатов ее
улучшения у школьников, которая подтвердила
свою эффективность и значимость. Результаты формирующего эксперимента показали,
что применение разработанной методики проведения уроков физической
культуры с приоритетными использованием средств йога-аэробики приводит к
улучшению плечевого индекса у девочек на 2,39 % (<0,05), гибкости – на
141,9% (p<0,001), а также силовой выносливости мышц спины на 32,1%,
(p<0,001) и брюшного пресса на 29,7%, (p<0,001). Изменения вышеназванных
показателей у мальчиков КГ произошли на 2,41 % (<0,05), 354% (<0,001),
43,1% (р<0,01), 37,3% (р<0,01). В контрольной группе наблюдалась лишь
положительная динамика изменения осанки, однако полученные результаты были
статистически не значимы.
Фрагмент текста работы:
Характеристика
типов и причин нарушений осанки Осанка — один из основных
показателей физического развития человека. Осанка — это не только выражение
внешней красоты человека, но и свидетельство ее здоровья, залог оптимального
положения и функционирования внутренних органов.
Нормальная осанка характеризуется
шестью главными признаками:
— расположением
остистых отростков позвонков на одной линии;
— размещением
надплечий, плеч на одном уровне;
— расположением
углов обеих лопаток на одном уровне;
— одинаковыми
треугольниками талии, образующиеся боковой поверхностью тела и свободно
опущенными руками;
— размещением
ягодичных складок на одном уровне;
— правильными
изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости (глубина поясничного лордоза —
до 5 см, шейного — до 2 см) [1].
Нарушения осанки — это не только
неэстетичный внешний вид человека, но и основания для развития хронических
заболеваний. Стоит заметить, что при искривлении позвоночника нарушается
функция периферических нервов в определенных зонах, за деятельность которых
отвечает каждый сегмент позвоночника.
Анализ специальной
научно-методической литературы [1, 21, 22, 34] дает основание выделить ряд факторов, влияющих
на формирование осанки у школьников.
Как отмечают специалисты [21, 40],
в формировании правильной осанки главную роль играет не только сила мышц, но и
согласованность произвольных и непроизвольных тонических напряжений различных
мышечных групп. При этом стоит заметить, что слишком односторонне развитые
мышцы также достаточно часто является причиной различных нарушений осанки.
По мнению специалистов, уровень
двигательной активности в школьном возрасте в значительной мере обусловлен не
возрастной потребностью в ней, а организацией физического воспитания в школе,
привлечением детей к организованным и самостоятельным занятиям во внеурочное
время.
Причина нарушений осанки в школьном
возрасте — привычные неправильные положение тела при сидении и стоянии;
значительная статическая нагрузка на позвоночник и мышцы туловища; продолжительность
занятий.
Однообразные позы во время обучения
вызывают развитие и закрепление неправильной осанки. Именно поэтому нужно
уделять достаточное внимание детской мебели. Стол, письменный стол и стулья
должны соответствовать росту ребенка.
Исследователи отмечают, что нужно
постоянно бороться с неправильными позами. Так называемое косое положение
плечевого пояса во время письма, когда ребенок сидит с ногой, подложенной под
ягодицу, или привычка стоять с опорой на ту же ногу, согнув вторую в колене, а
также другие неправильные позы приводят к нарушениям осанки.
Как показали исследования [1, 24,
27], в процессе занятий у детей увеличивается наклон туловища и головы, что
является проявлением усталости мышц спины и шеи. В профилактике нарушений
осанки большое значение имеет организация статодинамического режима детей
школьного возраста.