Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Философия духовного обновления И.А. Ильина
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ ДУХОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ И.А. ИЛЬИНА 13
1.1. Славянофильские корни философии духовного обновления
И.А. Ильина 13
1.2. Контактные связи и типологические особенности
философии духовного обновления И.А. Ильина. 19
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ДУХОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ
И.А. ИЛЬИНА.. 25
2.1. Концепция философии духовного обновления И.А. Ильина
в христианском антропологическом контексте. 25
2.2. Концепция духовного обновления российского общества в
философии И.А. Ильина. 32
ГЛАВА 3. НАСЛЕДИЕ ФИЛОСОФИИ ДУХОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ И.А.
ИЛЬИНА.. 39
3.1. Отражение философии духовного обновления И.А. Ильина
в философии и общественной мысли современности. 39
3.2. Влияние философии духовного обновления И.А. Ильина на
мировоззрение современных политиков. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 53
Введение:
Направление
работы: Данная работа направлена на изучение философии духовного обновления
И.А. Ильина, представляющей интерес для исследований в направлении 48.03.01
«Теология» по профилю «История и философия православия».
Актуальность
темы
проистекает из современного общественного положения в Российской Федерации и
странах-участниках Союза Независимых государств, расположенных на территории
бывшего Союза Советских Социалистических республик, гражданам которых следует
бережно хранить память о своей истории.
В виду резко ускоряющегося забвения в мировом масштабе исторической
памяти, нивелирования национальных философско-религиозных ценностей,
приобретает особое значение изучение философии духовного обновления И.А.
Ильина.
Автор данного исследования уверен в том, что правильное понимание
философской мысли замечательного отечественного мыслителя И.А. Ильина будет
однозначно способствовать своевременному преодолению давно возникшего
гуманитарного кризиса.
Представляется, что изучение философии духовного обновления И.А.
Ильина в дальнейшем позволит сформировать адекватную систему средств
противодействия ситуации, в которой происходит непоправимое – народ теряет свою
историческую память.
Поэтому скрупулёзный анализ философии духовного обновления И.А.
Ильина позволит многим его соотечественникам намного лучше понять, какими
путями развивалась философско-религиозная мысль конца второго тысячелетия.
Объектом
работы является религиозная философия И.А. Ильина.
Предмет
работы – религиозно-философская концепция духовного обновления И.А.
Ильина.
Цель
работы: определить основные особенности философии духовного обновления И.А.
Ильина.
Задачи работы:
1. Изучить
истоки философии духовного обновления И.А. Ильина.
2. Исследовать
славянофильские корни философии духовного обновления И.А. Ильина.
3. Обозначить
контактные связи и типологические особенности философии духовного обновления И.А.
Ильина.
4. Исследовать
основные положения философии духовного обновления И.А. Ильина.
5. Изучить
концепцию философии духовного обновления И.А. Ильина в христианском антропологическом
контексте.
6. Исследовать
концепцию духовного обновления российского общества в философии И.А. Ильина.
7. Изучить
наследие философии духовного обновления И.А. Ильина.
8. Определить
воздействие философии духовного обновления И.А. Ильина на философскую и
общественную мысль современности.
9. Изучить
влияние философии духовного обновления И.А. Ильина на мировоззрение современных
политиков.
Степень
изученности темы. Данная тема явилась объектом внимания
значительного количества исследователей. Однако стремительное развитие общественной
ситуации и включение в неё форс-мажорных обстоятельств постоянно побуждает
искать новые действенные решения там, где традиционные взгляды и алгоритмы
теряют присущую им эффективность.
Учение И.А. Ильина всегда вызывало к жизни многочисленные
выступления его идейных противников, в том числе – во второй половине 1920-х
годов, когда развернулась острейшая дискуссия вокруг его книги «О сопротивлении
злу силой».
Кроме того, что важнейшим идейным событием данная предельно
оживлённая дискуссия стала в кругу русской эмиграции, советские публицисты
также распределились на сторонников и противников идей И.А. Ильина на долгие
годы.
По прошествии советской власти, в 1990-е годы, состоялось
возобновление, казалось бы, столь давно утихшей и полностью исчерпавшей себя
полемики. Однако затронутые философом проблемы обновления российского общества
вспыхнули при этом с совершенно неожиданной новой силой.
Философии И.А. Ильина было уделено значительное внимание в
академических курсах, которые касались непосредственно истории русской
философии, и издавались исключительно в эмиграции, поскольку упоминать имя
данного философа в советское время в вузовских учебниках в позитивном ключе
категорически запрещалось.
Что же касается зарубежных изданий о самобытном философском
творчестве И.А. Ильина, а также его предшественников, современников и
последователей, то они принадлежали, главным образом, перу Н.О. Лосского[1],
В.В. Зеньковского[2], Б.В. Яковенко и др.
В работах указанных и иных исследователей достаточно четко
обозначилась проблема соответствия концепции духовности, прослеживавшейся в
философских произведениях И.А. Ильина, канонам православной веры.
Следует отметить при этом, что оценки уровня указанного
соответствия в ряде случаев носили чётко противоположный характер в зависимости
от убеждений автора конкретной работы.
Данная проблема ставилась также и советскими учёными с того
момента, когда с 1970-х годов о творчестве И.А. Ильина начали достаточно
осторожно упоминать в советских работах, однако, по понятным причинам,
концепция данного философа в названный период ещё не могла стать предметом
развёрнутого анализа[3].
Исследование творческого наследия И.А. Ильина проводилось во многих
аспектах до середины 1990-х годов различными учёными за рубежом[4]. К
их числу следует отнести Н.П. Полторацкого[5].
Данный исследователь являлся представителем позднего поколения распространённой
на Западе русской религиозной философии, и на данном основании весомую часть
своего творчества смог посвятить И.А. Ильину.
Н.П. Полторацкий назвал И.А. Ильина одним из наиболее видных
духовно-предметных учителей, которых можно было выделить среди представителей
так называемого русского религиозно-философского возрождения XX века[6].
Н.П. Полторацкому представлялось, что духовность, как её мог
понимать И.А. Ильин, предстает в полной мере соответствующей русской
православной традиции. С точки зрения данного исследователя, именно данное
обстоятельство принципиально отличает И.А. Ильина от множества иных передовых
русских мыслителей[7].
Тем не менее, эволюцию понятия духовности Н.П. Полторацкий не
рассматривает по отношению к творчеству И.А. Ильина, равно как данным
исследователем не затрагивался вопрос о специфике воззрений философа в рамках
православной религиозности.
Германский учёный Вольфганг Офферманс также уделил значительное
внимание философскому творчеству И.А. Ильина[8],
особенно его религиозной
составляющей в качестве явного выражении духа, в наибольшей мере характерного
для православного русского христианства[9].
Вольфганг Офферманс касался
вопросов богословия в традиции апостола Иоанна, наличествующей в работах И.А.
Ильина. С его точки зрения, И.А. Ильин достаточно серьёзно укоренен в данной
традиции и глубоко её развивает[10].
Представление И.А. Ильина о добре
и зле Вольфганг Офферманс определяет в качестве восходящего к ранним
христианским источникам богословия, представляющим собой труды Отцов церкви и
опыт монашеского аскетизма[11].
Ещё одним учёным, который сделал
многое для изучения философского творчества И.А. Ильина, является исследователь
из Соединённых Штатов Америки Филипп Гриер. Он подготовил первое издание трудов
И.А. Ильина на английском языке.
В центре внимания Филиппа Гриера
находится роль наследия И.А. Ильина в осмыслении философии Гегеля[12].
Данным исследователем был внесён значительный вклад в процесс систематизации
категориально-понятийного аппарата И.А. Ильина, и, среди прочего, – категории
конкретного[13].
Ещё один большой вклад в изучение философского творчества И.А.
Ильина был внесён Ю.Т. Лисицей[14],
который осуществляет первое и наиболее полное издание собрания сочинений И.А.
Ильина.
Не менее интересно преломляется мировоззрение И.А. Ильина в
исследовании Н.В. Сомина, проводящего его с точки зрения православной
церковности, достаточно убедительно подтверждая православный характер
миросозерцания данного философа[15].
Одновременно с этим Н.В. Сомин, вслед за Н.А. Бердяевым[16], отмечает
некоторую ограниченность церковности И.А. Ильина, и, что особенно при этом
выделяется, её непривычность и нетривиальность. Упомянутые Н.В. Соминым иосифлянские
тенденции мысли философа становятся дополнительным объяснением такого состояния
философии И.А. Ильина[17].
Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II не смог не
упомянуть о философии духовного обновления И.А. Ильина и её роли в развитии
философской масли в России в своей работе «Церковь, общество, политика: взгляд
из Москвы»[18].
В свою очередь, Митрополит Антоний (Храповицкий)
в своих сочинениях, увидевших свет в 2002 году, назвал философию духовного
обновления И.А. Ильина в числе одного из ключевых элементов нового опыта учения
о Богопознании[19].
Возвращение возможности обращаться к философскому творчеству И.А.
Ильина в постсоветский период позволило многочисленным отечественным
исследователям последовательно рассмотреть различные грани философии духовного
обновления И.А. Ильина и других интересовавших его тем.
Так, например, И.И. Евлампиев уделил достойное внимание тщательному
изучению вопроса феноменологии божественного и человеческого в философии И.А.
Ильина, находящегося в тесном соприкосновении с темой духовного обновления
данного философа[20].
В свою очередь, в своей монографии «Противодействие злу в русской
религиозной философии» отечественный учёный Т.Н. Москалькова также опирается на
идейное содержание философии духовного обновления И.А. Ильина[21].
Ю.А.
Бабинов и Ю.С. Колесов в своей работе отметили достаточно чётко
прослеживающуюся и тесную взаимосвязь философии духовного обновления И.А. Ильина с
современным состоянием национального самосознания русского народа[22].
Т.В.
Барковская в своей диссертации на соискание учёной степени кандидата
философских наук по теме «И.А. Ильин о роли культуры и религии в национальном
возрождении России» также не могла не уделить внимание его философии
духовного обновления[23].
И.А.
Дудина в своей диссертации на соискание учёной степени кандидата философских
наук по теме «Проблема человека в философии И.А. Ильина»[24] также
неоднократно обращается к философии духовного обновления данного
философа.
А.Г.
Лавров рассматривает философию духовного обновления И.А. Ильина ещё и в
качестве одного из действенных средств преодоления чётко наметившегося кризиса
европейской культуры одновременно со спадом её духовного содержания[25].
Говоря
о значении русской эмиграции в идейной жизни современного мира, В.П.
Рябушинский считает своим долгом высказаться также и о философии
духовного обновления И.А. Ильина, равно как и его философском наследии в целом, в качестве значимых
элементов влияния русской философской мысли на происходящее в мировом сообществе двадцать первого
века[26].
Столь же вплотную подошёл
к исследованию философии И.А. Ильина наш современник Г.В. Болотнов. Главное, с нашей
точки зрения, чему уделил внимание Г.В. Болотнов, это концепция религиозного
опыта И.А.
Ильина[27],
а также её надлежащее философское осмысление[28].
В не менее интересном соотношении выступают в работах данного
учёного запад и славянский мир,
какими их воспринимал на протяжении всего своего философского творчества И.А.
Ильин, его предшественники, современники и последователи[29].
Забота
о судьбе русской духовности неизменно сопрягалась для И.А. Ильина с критикой
тоталитаризма, вставшего на её традиционном пути, и одновременным поиском так называемой
«русской идеи» в русской религиозной философии, чему Г.В. Болотнов посвятил
специальную работу[30].
Тема, имеющая непосредственную связь с философией духовного
обновления И.А. Ильина, нашла свое отражение в одной из перспективных работ Г.В.
Болотнова, посвящённой рассмотрению основных тенденций современного воспитания
в образовательной среде, возникающих здесь проблем и последствий для
безопасности нации[31].
И, наконец, в научно-публицистическом творчестве Г.В. Болотнова
вырисовывается ещё одна немаловажная тема, имеющая тесное соприкосновение с философией
духовного обновления И.А. Ильина, касающаяся духовно-нравственного воспитания
населения современной России на духовном опыте философа[32].
Следует отметить, что к настоящему моменту появилось также и
множество иных современных исследований, а также переизданий дореволюционных
научных трудов, которые в той или иной степени тематически соприкасаются с философией
духовного обновления И.А. Ильина. И только ограниченный объём предпринимаемого
в данной работе исследования не позволяет уделить каждому из них достойного
внимания, однако побуждает заявить о том, что философия духовного обновления И.А.
Ильина в совершенно различных и достаточно противоречивых оценках нашла своё
отражение в истории философской мысли современной России и зарубежных стран.
Методологической
основой данной работы являются следующие принципы и методы: сравнительно-исторический,
проблемно-хронологический, историко-генетический, анализ научной литературы,
синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, библиографический метод.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности использования
результатов данной работы в процессе подготовки курса лекций в направлении
48.03.01 «Теология» по профилю «История и философия православия».
Выводы и материалы данного исследования могут быть использованы для
проведения тематических занятий в воскресных школах в качестве спецкурса по философии
духовного обновления И.А. Ильина и по сопряжённым с ней темам.
Проблема
в основе работы: дальнейшее, всё более углублённое изучение
философии духовного обновления И.А. Ильина.
Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения и
списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются истоки философии духовного
обновления И.А. Ильина. Первый параграф первой главы включает в себя
исследование славянофильских корней философии духовного обновления И.А. Ильина.
Второй параграф первой главы призван обозначить контактные связи и
типологические особенности философии духовного обновления И.А. Ильина.
Вторая глава посвящена исследованию основных положений философии
духовного обновления И.А. Ильина. Первый параграф второй главы излагает
особенности концепции философии духовного обновления И.А. Ильина в христианском
антропологическом контексте. Второй параграф включает в себя рассмотрение
концепции духовного обновления российского общества в философии И.А. Ильина.
В третьей главе рассматривается наследие философии духовного
обновления И.А. Ильина. Первый параграф третьей главы посвящен определению
путей отражения философии духовного обновления И.А. Ильина в философии и
общественной мысли современности. Второй параграф третьей главы позволяет изучить
пути влияния философии духовного обновления И.А. Ильина на мировоззрение
современных политиков. В заключении подведены итоги исследования. [1]Лосский Н.О. История русской философии. М., 1996. [2]Зеньковский В.В. История русской философии. Тт.1-11,
ч. 1,2,3,4. Л., «Эго». 1991. [3]Философская Энциклопедия: в 5 тт. М.: Издательство
"Большая Советская Энциклопедия", 1960-1970. [4] Полторацкий Н.П.
Иван Александрович Ильин. К столетию со дня рождения // Россия и революция.
Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века: Сб.
статей. Нью-Йорк, 1988. С. 214-291, 339-345. [5] Полторацкий Н.П.
Монархия и республика в восприятии И.А. Ильина. Нью-Йорк, 1979. [6] Полторацкий Н.П.
Иван Александрович Ильин. Жизнь. Труды. Мировоззрение // Ильин И.А. Собр. соч.
Кто мы. М., 2001. С.469-477. [7] Полторацкий Н.П.
Иван Александрович Ильин. К столетию со дня рождения // Россия и революция.
Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века: Сб.
статей. Нью-Йорк, 1988. С. 214-291, 339-345. [8]Офферманс В. Дело жизни
русского религиозного философа Ивана Ильина обновление духовных
основ человечества. Erlangen, 1979. [9]Офферманс
В. Добро и зло // Ильин И.А. Собр. соч.Т.5. С. 528-532. [10]Офферманс
В. Полемика с великими философами // Ильин И.А. Собр. соч. T.II, С. 509-520. [11]Офферманс В. Добро и зло // Ильин И.А. Собр. соч.т.5. С. 528-532. [12]Ильин
И.А. Собр. соч. T.II.
С.486-496. [13]Гриер Ф.Т. Спекулятивно-конкретное: интерпретация Гегеля
И.А. Ильиным // Ильин И.А. Собр. соч. Т. II.
С. 520-550. [14] Лисица Ю.Т. И.А. Ильин: Историко-биографический очерк //
И.А. Ильин. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 5-36. [15] Сомин Н.В. Достоинства и недостатки миросозерцания
И.А.Ильина.–
https://ruskline.ru/analitika/2011/11/23/dostoinstva_i_nedostatki_mirosozercaniya_iailina [16] Бердяев Н.А.
Кошмар злого добра / Бердяев Н.А. / Журнал "Путь" 1926. № 04, С.
103-116. [17]Сомин Н.В. Достоинства и недостатки миросозерцания
И.А.Ильина.–
https://ruskline.ru/analitika/2011/11/23/dostoinstva_i_nedostatki_mirosozercaniya_iailina [18]Алексий II, св.патр. Церковь, общество, политика: взгляд из Москвы //
Европейский взгляд. Религия и политика. 2007. № 6. С. 105-112. [19]Антоний (Храповицкий), митр. Новый опыт учения о
Богопознании. СПб., «Библиополис», 2002. С. 46-55. [20] Евлампиев И.И.
Феноменология божественного и человеческого в философии Ивана Ильина. М., 1998. С. 92-113. [21]Москалькова Т.Н.
Противодействие злу в русской религиозной философии М.,1999. [22]Бабинов Ю.А. Колесов
Ю.С. И.А. Ильин и национальное самосознание русского народа //
Социально-гуманитарные знания. М., 2001, №3. С.
113-119. [23]Барковская Т.В. И.А.Ильин о роли
культуры и религии в национальном возрождении России. Дис. На соис. уч. ст.
к.ф.н. М.,2005. 152 с. [24]Дудина И.А. Проблема человека в
философии И.А. Ильина: Дис. … канд. филос. наук : 09.00.03 : Мурманск, 2003.
200 с. [25]Лавров А.Г. Кризис
европейской культуры в оценке И. А. Ильина // Вопросы культурологического
образования. Сб.ст. М.: Из-во МГУ, 1997. С. 83-91. [26]Рябушинский В.П. Значение
русской эмиграции в идейной жизни современного мира // Рябушинский В.П.
Старообрядчество и русское религиозное чувство. М.,1994. С. 85-103. [27]Болотнов
Г.В. Концепция религиозного опыта И.А. Ильина // Научные ведомости
Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология.
Право». БелГУ: Изд-во БелГУ,
2009. No 10 (65). Вып. 9. С. 168-178. [28]Болотнов Г.В. Философское
осмысление религиозного опыта И. Ильиным // Духовное возрождение: Сборник
научных, научноприкладных и творческих работ. Выпуск XXVI. Белгород: Изд-во
БПУ, 2007. С. 229-233. [29]Болотнов Г.В. Запад и славянский мир//
Материалы Международной научно-практической конференции «Славянский мир и Православие
глазами молодых». Белгород: ООО «Антиква», 2002. С. 45-46. [30]Болотнов Г.В. Критика тоталитаризма и поиск
«русской идеи» в русской религиозной философии И.А. Ильина // Сборник
материалов межвузовской научной конференции «Проблемы духовно-культурного и
исторического развития России и российского общества. Белгород: ИПЦ «Политерра»,
2005. С.164-167. [31]Болотнов Г.В. Основные
тенденции современного воспитания в образовательной среде: проблемы и
последствия для безопасности нации // Менталитет, мировоззрение, credo в
педагогике ненасилия: Сборник научных статей по проблемам педагогики ненасилия
XXVIII Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: «67 гимназия.
VerbaMagistri», 2007. С.121-124. [32]Болотнов Г.В. Некоторые
особенности пути духовно-нравственного воспитания населения в современной
России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Православие
и духовный мир молодежи». Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. С. 313-317.
Заключение:
На наш взгляд, в ходе данного исследования была
достигнута его цель: определены основные особенности философии духовного
обновления И.А. Ильина.
Исследование, проведённое в данной работе, позволяет
нам сделать следующие выводы.
Первое. Славянофильские корни, которые в ряде случаев
в совершенно неявной форме наличествуют в философии духовного обновления И.А. Ильина, с точки зрения автора данного
исследования, являются прямым свидетельством принадлежности творчества данного
философа к славянофильской традиции.
Определение славянофильских корней философии духовного
обновления И.А. Ильина в ряде аспектов
представляется затруднительным, потому что философское наследие данного
мыслителя носит самобытный характер, и развивалось вне зависимости от
параллельно реализовавшихся отечественных философских традиций.
Однако и при этом достаточно чётко прослеживается
органичная совокупность связующих звеньев славянофильской философии и философии
духовного обновления И.А. Ильина, функционирующих по принципу единства и борьбы
противоположностей.
Второе. Контактные связи и типологические особенности
философии духовного обновления И.А.
Ильина, как представляется автору данной работы, также накапливались достаточно непростым путём
ввиду самостоятельности творческого пути философа.
Это происходило именно таким образом, поскольку
философу представлялось нецелесообразным находиться в диалоге с философским
творчеством тех мыслителей, которые, с его точки зрения, не смогли заложить и
поддержать основы российской государственности и надлежащего правосознания.
Тем не менее, взаимовлияние философии духовного
обновления И.А. Ильина и современных ей
направлений развития отечественной философской мысли, а также соответствующее накопление присущей им типологии не
могло не происходить.
В первую очередь, это выразилось в продолжительной
идейной перекличке и переосмыслении И.А. Ильиным преимущественно идей наиболее
ярких представителей западной философской мысли, чтобы в дальнейшем
сосредоточиться на отечественном философском наследии, поняв его однозначный идейный
приоритет.
Третье. Концепция философии духовного обновления И.А.
Ильина, как представляется автору данного исследования, находит надлежащее разноплановое
отражение в современном ей христианском антропологическом контексте.
Представляется
целесообразным утверждать, что философия духовного обновления И.А. Ильина являет
собой средоточие религиозного опыта автора и стремление создать на базе
соответствующих философских построений надлежащую духовно-нравственную базу для
формирования образцового христианина.
Именно такой христианин, всеми своими душевными и
физическими силами поддерживающий идеи российской государственности и
установленного в своей стране должного правопорядка, будет гордостью родной
страны.
В данном отношении философии духовного обновления И.А.
Ильина принадлежит роль организующего начала в процессе воспитания личности
христианина и законопослушного гражданина России, способного своими
достижениями возвеличить свою отчизну.
Четвертое. Концепция духовного обновления российского
общества также находит своё достойное воплощение в соответствующей философии
И.А. Ильина, становясь залогом позитивных изменений не только в сознании
конкретной личности гражданина России, но и всего российского общества в целом.
С каждым годом она обнаруживает всё большее созвучие
идеям современных общественных и политических деятелей, стремящихся на основе философии
духовного обновления И.А. Ильина произвести значительные и принципиальные изменения
в государственном устройстве и общественном сознании России.
Пятое. Отражение философии духовного
обновления И.А. Ильина в философии и общественной мысли современности носит
достаточно многоплановый и неоднородный характер. Достаточно сложно
представить, что философия духовного обновления, равно как и всё творческое наследие И.А. Ильина
в целом, способно вызвать одни и те же выводы, чувства и ощущения у различных
исследователей.
Поэтому представляется необходимым
констатировать, что, несмотря на значительное количество разногласий в оценках,
существующих в отношении философии духовного обновления И.А. Ильина, она и по сей
день остаётся объектом разностороннего внимания.
Более
того, можно с уверенностью заявить также и то, что философия
духовного обновления И.А. Ильина нашла достойное место в общественном сознании России
и мира, и уровень, а также направленность её кардинального и определяющего влияния
на умы и сердца современников ещё только предстоит оценить.
Шестое. Влияние философии духовного
обновления И.А. Ильина на мировоззрение современных политиков достаточно сложно
переоценить. Тем более, если принять во внимание, что трудно в принципе найти
более далёких от глубины философской мудрости людей, нежели подавляющее большинство
современных политиков.
Тем не менее, следует констатировать,
что в случае необходимости подкрепить важность своих политических заявлений они
считают своим долгом прибегать к цитированию произведений, прямо или косвенно
связанных с философией духовного обновления И.А.
Ильина.
Все
приведенные в данном исследовании факты выражения политиками и общественными
деятелями уважения к творческому наследию философа свидетельствуют о том, что
они прониклись пониманием высокой общественной значимости данных философских
ценностей, и с течением времени смогут все глубже знакомиться с богатым
содержанием философии духовного обновления И.А. Ильина.
В
дальнейшем это может привести к духовному обновлению как собственно политиков
данного круга, так и политических систем, инициаторами или проводниками которых
они являются. Так или иначе, многообразное влияние философии
духовного обновления И.А. Ильина, оказываемое в той или иной мере на мысли и чувства
современных политиков, не подлежит сомнению.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ ДУХОВНОГО
ОБНОВЛЕНИЯ И.А. ИЛЬИНА 1.1. Славянофильские
корни философии духовного
обновления И.А. Ильина Для философии духовного обновления И.А. Ильина как
неогегельянца характерны особые отношения со славянофильскими тенденциям
русской философии, реализующиеся по принципу единства и борьбы
противоположностей.
Как представляется автору данного исследования, И. А.
Ильин представляет собой одну из наиболее необычных фигур в отечественном
философском мире, в жизни и творчестве которого переплетаются и достатчоно
органично совмещаются различные противоречивые тенденции, речь о которых и идет
в данной работе.
Философской мысли И.А. Ильина в значительной мере
свойственно продолжение так называемой иосифлянской традиции, которой
характеризовалась русская православная религиозность конца XV — начала XVI веков.
В данном факте видится своеобразное противостояние и собственно славянофильским,
а одновременно также и филокатолическим тенденциям, которые получили широкое
распространение в ходе развития русской философии XIX века.
И для таких отношений существуют вполне определенные
объяснения, которые выражаются, в частности, в том, что для И.А. Ильина в
православной религиозности доминирующим началом виделось личное спасение души,
которое рассматривалось в качестве служения Богу посредством служения своему
народу.
Согласно мнению И.А. Ильина, роль церкви не
исчерпывается и никаким образом не должна исчерпываться возможностями
приведения к Богу исключительно только отдельных людей, входящих в её паству в
силу сложившейся традиции.