Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Феномен сопереживания и эмпатии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4

Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена «эмпатии» и ее особенностей в будущих психологов 8

1.1. Теоретические подходы к феномену «эмпатия» 8

1.2. Специфика проявления эмпатии и сопереживания у будущих психологов 15

Выводы по 1 главе 20

Глава 2. Результаты исследования эмпатии у будущих психологов 22

2.1. Организация и методы исследования 22

2.2. Анализ результатов исследования 23

Выводы по 2 главе 37

Заключение 39

Библиографический список 41

Приложения 44

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современных реалиях современности, одной из важнейших актуальных проблем развития общества является гуманизация, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого. Процесс утверждения новых ценностей приобретает особую актуальность, главной из которых является формирование духовной культуры человека, неотъемлемой частью которой является его эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, состраданию, умение радоваться за другого.

Известно, что резкие негативные изменения социально-экономической структуры общества не только перед молодежью, но и перед всеми людьми встает проблема одиночества, непонимания и неразделенности. Отсутствие понимания, сопереживания и сочувствия толкает молодых людей на поиски выхода из сложной ситуации. Иногда, этим решением бывает взгляд в призрачную реальность: наркоманию, преступность, попытки суицида. Поэтому, закономерно возникает вопрос о преодолении такой отчужденности, холодного равнодушия, о причинах исчезновения хорошего эмоционального отношения людей друг к другу.

Именно эмпатия понимается в психологии как эмоциональная чуткость и внимание к другому, его горестям и радостям, она проявляется в желании оказывать помощь и поддержку окружающим. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего практически невозможна ее абсолютная самореализация. Только в процессе личностного развития, когда человек все глубже познает себя, свою неповторимую уникальность, он становится более чувствительным и способным принять уникальность и индивидуальность других. Эти преобразования были бы невозможны без применения специальных психокоррекционных методов

На сегодняшний день эмпатия глубоко и всесторонне изучена и представлены в трудах как зарубежных, так и отечественных психологов (Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас, Б. Г. Додонов, С. Д. Максименко, А. М. Леонтьев, А. Ю. Ольшанникова, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон, А.В. Карпов, Е.Н. Осин, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, В.В. Столин).

Понимание роли и особой значимости сопереживания и эмпатии в жизни людей способствовало появлению в психологической науке понятий «эмоциональная компетентность», «эмоциональный интеллект» как необходимых составляющих успешного функционирования личности (Г. М. Бреслав, г. Гарднер, Д. Гоулман, Д. В. Люсин, Д. Мейер, Э. Л. Носенко и др.).

Однако, несмотря на множество проведенных исследований, несомненную практическую значимость, проблема эмпатии среди студентов остается недостаточно исследованной.

Насущность исследования проблемы развития эмпатии студента, а затем формирование его эмпатии в сфере эмоций обусловлена рядом следующих факторов:

— недостаточностью и противоречивостью научных знаний об эмпатии в студенческом возрасте;

— необходимостью высокого уровня эмпатии в будущей профессиональной деятельности студентов-психологов и недостаточным уровнем развития компетенций в сфере сопереживания у выпускников ВУЗов.

Цель исследования заключается в определении психологических особенностей сопереживания и эмпатии у студентов – будущих психологов и разработке и внедрении программы их формирования как составляющей профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ современного состояния изучения проблемы.

2. Определить психологические особенности эмпатии современных студентов.

3. Исследовать структурные компоненты эмпатии студентов.

4. Разработать и апробировать программу формирования эмпатии студентов в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Объект исследования: эмпатия студенческой молодежи.

Предмет исследования: особенности формирования эмпатии студентов в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Гипотеза исследования заключается в том, что:

— эмпатия студентов является системным, целостным и динамичным психологическим образованием, важным личностно-профессиональным качеством;

— процесс формирования эмпатии студентов является длительным процессом и требует целенаправленного психолого-педагогического воздействия;

Для достижения цели и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

 теоретические: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сопоставление, обобщение и систематизация результатов научных исследований с целью определения состояния разработанности проблемы и перспективных направлений ее решения;

 эмпирические: наблюдение, эксперимент, опрос, психодиагностические методы;

 методы обработки данных: качественный и количественный анализ эмпирических данных с использованием методов математической статистики (показатели средних значений, частотное распределение, факторный анализ, t — критерий Стьюдента).

Методики исследования:

 «Методика многофакторного исследования личности «16 PF — опросник Г. Кеттела»;

 «Диагностика уровня эмпатийных способностей» (В. Бойко);

Выборка исследования. В исследовании приняли участие 30 будущих психологов (девушки в возрасте 20-25 лет). Данную выборку можно считать репрезентативной для составления профессионально-личностного портрета будущего психолога.

Эмпирическое исследование было произведено в три этапа:

— на первом этапе – констатирующем – был определен уровень эмпатии будущих психологов, принявших участие в исследовании;

— на втором этапе – формирующем – была разработана и апробирована система тренинговых упражнений, благотворно влияющих на развитие эмпатии будущего психолога;

— на третьем этапе – контрольном – была определена эффективность тренинговых мероприятий.

Практическое значение исследования заключается в подборе комплекса психодиагностических методик для изучения особенностей профессионально ориентированных личностных качеств психологов. Разработан профессионально-личностный портрет будущего психолога, который целесообразно использовать в системе подготовки специалистов в высших учебных заведениях, переподготовки и повышения квалификации.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведения теоретического обзора литературы относительно эмпатии было выяснено, что это понятие может рассматриваться как на сознательном, так и бессознательном уровне ощущение человеком эмоциональных изменений окружающих его людей. Кроме того, эмпатия рассматривается как разновидность социальных (моральных) эмоций на основе взаимодействия между людьми, а также позволяет активно реагировать и осознавать результаты своих положительных поступков.

Именно в юношеском возрасте наблюдается положительная динамика показателей интегральной эмпатии и как результат-это помогает им адекватно отражающих ты внутренний мир другого, проявлять к нему терпимость, понимание, находить общие интересы и позиции. Таким образом, индивидуальные особенности эмпатийных способностей в юношеском возрасте детерминированы характером окружающего общества юношей, что, обуславливается целым комплексом разнообразных социально–психологических факторов. Эмоциональная сторона эмпатийных способностей в юношеском возрасте играет важную роль для понимания образа мыслей и поведения других людей.

Эмпатия как личностная особенность является профессионально необходимым качеством будущего психолога. Успешная деятельность специалиста невозможна при низком уровне развития эмпатии. Важно умение приблизиться к внутреннему миру другого человека в соответствии с его эмоциональным состоянием. Среди профессионально важных качеств личности психолога так же принято особо выделять способность к эмпaтии, рефлексии, и профессиональному психологическому мышлению, особенностью которого является необходимость обобщенного и опосредованного познания психологического механизма поступков человека, ведущих к нахождению способов эффективного взаимодействия с ним в условиях профессиональной деятельности.

Организация эмпирического исследования предполагала его проведение в три этапа: до тренинга, после тренинга и определение эффективности программы тренинговых мероприятий, что позволило проследить динамику формирования эмпатических качеств будущих психологов.

На первом этапе исследования, констатирующем, установлено, что большинство опрашиваемых имели средний уровень сформированности компонентов. Им была присуща склонность к сочувствию, сдержанность, дисциплинированность, ответственность, но в то же время отмечались недостаточная способность к профессиональной рефлексии и недостаточный уровень осознания значимости профессии.

На втором, формирующем этапе была разработана и внедрена система тренинговых упражнений, направленных на формирование эмпатии.

На третьем этапе исследования, контрольном, которое проводилось после специально организованного тренинга, были зафиксированы увеличение показателей и, соответственно, высокий уровень сформированности эмпатии будущих психологов, доказана эффективность тренинга.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена «эмпатии» и ее особенностей в будущих психологов

1.1. Теоретические подходы к феномену «эмпатия»

Историю эмпатии в психологической науке начинают с Э. Титченера, который, обобщив опыт философии в понимании эмпатии, в 1909 году ввел это понятие в психологию, с одной стороны, переведя с немецкого Einfuhlung английском – empathy, с другой – сделал это, по его признанию, по аналогии с понятием «симпатия». Ученый понимал эмпатию как «постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение в его эмоциональные переживания.

В отечественную психологию понятие попало в значительной мере благодаря исследованиям Т. П. Гавриловой. Именно она выделила две основные формы эмпатии (которые сейчас также называются ее видами): сочувствие и сопереживание. Сочувствие понималось ученым как переживание человека по поводу чувств / страданий другого человека; сопереживание, более импульсивное явление, – как переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. При этом в основе сопереживания лежит потребность человека в собственном благополучии, тогда как основой проявления сострадания является забота о благополучии другого человека .

М.А. Загородская также отмечает, что сопереживание направляется на субъекта эмпатии, который может переживать негативные чувства вплоть до ощущения дискомфорта или личностного дистресса как ответ на понимание негативных эмоций другого человека, тогда как в сочувствии проявляются переживания человеком негативных чувств другого человека (его неблагополучие), на которую сострадание направлено .

Тогда как М.А. Крылова видит эмпатию как процесс, в котором последовательно сочетаются сопереживание, сочувствие и внутреннее восприятие объекта эмпатии, которое, при определенных условиях, способно превратиться во внешнее действие (помощь). При этом сопереживание, по мнению ученого, основано на идентификации с другим человеком и является эмоциональным откликом на его переживания, а сострадание основано на понимании ситуации и чувств объекта эмпатии .

Отметим также, что словарь справедливо отмечает, что

— эмпатия не обязательно завершается действием помощи и не мотивирует на это

— эмпатия — понимание чувств, восприятий и мыслей другого человека с его собственной системы отсчета

— объем значения слова «сострадание» достаточно широк: оно касается как «понимание чужой боли, так и желание хоть как-то уменьшить эту боль», – тогда как эмпатия касается такого отношения человека к чужой боли, будто она сама его чувствует

— «эмпатия» происходит от греч. empatheia – сопереживание и толкуется это понятие как «способность понимать эмоциональное состояние другого человека путем сопереживания, постижение его эмоционального состояния, проникновение в его переживания.

Согласно С.М. Ситяевой, в современной психологии можно обнаружить несколько подходов к толкованию эмпатии: аффективный (где она понималась как эмоциональный процесс), аффективно-когнитивный, собственно когнитивный (основным считался познавательный компонент эмпатии) и интегративный (К. Роджерс, Т. П. Гаврилова, В. В. Бойко) . По мнению автора, также выделяются четыре возможных понимания эмпатии: как чувства, как способности, своеобразного психического процесса и как сочетание первых трех ее толкований.

Е.В. Анисимова, в свою очередь, утверждает, что эмпатию можно понимать как явление (выделяя в нем эмоциональную и когнитивную составляющие), как метод познания и понимания другого человека (и здесь, на наш взгляд, эмпатия пересекается с рефлексией) и как способ общения .

Согласно И. М. Юсупову, эмпатия является целостным феноменом, сочетая сознательную и неосознанную составляющие психики, цель которого – проникнуть во внутренний мир другого человека (объект эмпатии) . Автор толкует эмпатию как процесс понимания и отклика на переживания другого человека, основанный на сопереживании ему и ориентации относительно его» внутренней феноменологической перспективы.

L.M. Carrier предлагает понимание эмпатии как способности эмоционально воспринимать и понимать эмоции других людей, «видеть вещи с их точки зрения и воображая себя на их месте», отмечая в то же время, что проявление эмпатии не является универсальной или обязательной реакцией на страдания других. Ученый также называет признаки, что, по ее мнению, является свидетельством того, что человек склонен проявлять эмпатию; они таковы: умение внимательно слушать других; люди рассказывают ему о своих проблемах, обращаются за советом; хорошее понимание того, как другой себя чувствует; частые размышления о том, как чувствует себя тот или иной человек; ощущение постоянной / длительной перегруженности не приятными и трагическими событиями; стремление помочь другим; понимание, когда человек врет; чувство истощения или эмоционального перегруза во многих ситуациях; склонность заботиться о других людях, заботиться о них; трудность установления границ в отношениях с другими людьми .

В узком смысле слова эмпатия – это сочувствие и сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. Тогда как в широком, глубинном понимании, – это «нерациональное познание» внутреннего мира другого человека, отзывчивость к его переживаниям, разновидность моральных эмоций.

По мнению Т. П. Гавриловой, которая своеобразно суммирует варианты толкований феномена эмпатии в научной психологической литературе, чаще всего встречают следующие его понимания :

1) способность проникать во внутренний мир другого человека, понимая его эмоциональное состояние, предвидя его возможные реакции, сопереживая и сочувствуя ему;

2) эмпатийные — в событии или художественный объект, его чувственное познание через идентификацию или проекцию;

3) аффективный связь с другими людьми, переживание их состояния;

4) свойство психотерапевта, которое проявляется в его профессиональном общении с клиентом.

Р. Мэй отмечает, что эмпатия является «ключом к процессу консультирования и залогом взаимопонимания; это глубокое чувство, что «передает такое духовное единение», когда один человек проникается чувствами другого настолько, что отождествляет на какое-то время себя с собеседником, будто растворяясь в нем».

Отечественные исследователи склонны выделить следующие виды эмпатии: эмотивную, познавательную, предикативную и поведенческую (конативную). При этом эмотивная эмпатии предполагает эмоциональный отклик человека на переживания объекта эмпатии путем заражения его чувствами; познавательная – заключается в понимании и осмыслении переживаний другого человека; предикатная эмпатия считается проявлением способности (в результате действия двух первых видов эмпатии) субъекта эмпатии предусмотреть возможные эмоциональные реакции ее объекта в определенной ситуации; все это в целом может побудить человека помочь другому человеку, поддержать его (деятельностная эмпатия).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы