Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Методика преподавания русского языка

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Факультативный курс для учащихся 11 класса средней школы «основы метафорологии»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. Теоретические основы факультативной
подготовки в общеобразовательной школе. 8

1.1 Факультативное обучение в курсе русского языка в
общеобразовательной школе  8

1.2 Цели и содержание факультативных курсов по русскому
языку. 13

1.3. Изучение метафоры на уроках русского языка в
общеобразовательной школе  15

ГЛАВА 2. Методическая разработка программы
факультатива «Основы метафорологии». 27

2.1. Программа факультатива «Основы метафорологии». 27

2.2. Содержание программы факультативного курса. 29

2.2.1. Содержательный компонент теоретического материала к
программе факультатив. 29

2.2.2. Содержательный компонент практического материала к
программе факультатива. 53

2.3. Экспериментальная оценка разработанной программы
факультатива «Основы метафорологии». 57

2.3.1. Описание хода исследования. 57

2.32. Проведение исследования и обобщение полученных
результатов. 59

2.3.3. Анализ результатов исследования. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 71

  

Введение:

 

 

Неуклонное
улучшение речевых навыков, по мнению Л.С. Выготского, является в школьном
возрасте решающим моментом, определяющим всю умственную судьбу развития ребенка
[Выготский, 1999, с. 67].

 Поэтому и одной из
важнейших целей предмета «Русский язык» в школе является языковое развитие
учащихся

 Речевая подготовка
учащихся осуществляется по двум направлениям:

1) общеречевая
подготовка – развитие навыков устной речи (орфоэпических, фонологических, произносительных,
лексических, грамматических; навыков производства диалогических и
монологических высказываний), то есть навыков говорения – употребления единиц
языка для мышления, общения; развитие коммуникативных навыков; развитие восприятия
и понимания речи (аудирование), усвоение языковых значений; под развитием
навыков устной речи подразумевают также и развитие речевого опыта, развитие
чувства языка;

2) специальная языковая
(когнитивная) и речевая (рефлексивная) подготовка –пропедевтика изучения языка
– первоначальное осознание его знаковой системы и осмысление языковых значений,
формирование основ языковых и речевых умений в области чтения, письма; умений,
связанных с анализом языковых явлений, с развитием рефлексии ребенка над речью.
Во втором значении употребляется и выражение "введение детей в языковую
действительность".

Актуальность
исследования.
Актуальными задачами современной
методики русского языка являются формирование у учащихся внимательного
отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и
оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, работать над
выразительностью собственной речи.

 Необходимость
взаимосвязанного обучения языку и речи диктует следующие пути развития
методической науки: «появление курсов риторики, усиление
функционально-коммуникативного аспекта грамматики, введение элементов теории
текста и др.» [Ахманова,1966, с.65].

 В русском языке
существует множество средств, которые используются для построения образов, для образований
новых лексических значений. Способы образования значений слов различны. Лексико-семантические
варианты многозначного слова по-разному зависят один от другого и различно
связаны между собой. В учебной литературе называется разное количество традиционных
типов переносных значений слов. В одних случаях выделяют только метафору и
метонимию, а в других – метафору, метонимию, синекдоху и функциональный
перенос.

 Проблеме метафоры
посвящено не малое количество научных работ, но она продолжает занимать умы
многих ученых и сегодня. Если метафора раньше выводилась за рамки
познавательной функции языка, то теперь она стала неотъемлемой частью
исследования в области познавательного процесса внутри самых разных форм
человеческого мышления, так как все они в итоге своем реализуются в языке через
различные механизмы изменения значений.

 Богат внутренний мир
подрастающего человека, и если этот мир украсить метафорическими знаниями, то
вступающей в жизнь человек всегда найдет правильный ответ, сделает верный выбор.
Таким образом, почти каждый умело спланированный урок по русскому языку и
литературному чтению в начальной школе, на котором есть место метафоре, дает
возможность детям обрести новые знания, активизировать свой творческий процесс,
определить для себя моральные и нравственные ценности.

 Таким образом,
актуальность выбранной нами темы обусловлена необходимостью и важностью для
всестороннего изучения на современном этапе проблем лингвистики и восприятия
метафоры на факультативных занятиях.

Научная
новизна
исследования состоит в разработке
факультативного курса по метафорологии для школьников 11 класса.

Объект
исследования –
факультативный курс в обуче 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
одной из важнейших целей предмета «Русский язык» в школе является языковое
развитие учащихся.

Речевая подготовка учащихся осуществляется по двум
направлениям:

1) общеречевая подготовка – развитие навыков устной речи
(орфоэпических, фонологических, произносительных, лексических, грамматических;
навыков производства диалогических и монологических высказываний), то есть
навыков говорения – употребления единиц языка для мышления, общения; развитие
коммуникативных навыков; развитие восприятия и понимания речи (аудирование),
усвоение языковых значений; под развитием навыков устной речи подразумевают
также и развитие речевого опыта, развитие чувства языка;

2) специальная языковая (когнитивная) и речевая
(рефлексивная) подготовка – пропедевтика изучения языка – первоначальное
осознание его знаковой системы и осмысление языковых значений, формирование
основ языковых и речевых умений в области чтения, письма; умений, связанных с
анализом языковых явлений, с развитием рефлексии ребенка над речью. Во втором
значении употребляется и выражение "введение детей в языковую
действительность".

Наиболее актуальными задачами современной
методики русского языка являются
формирование у учащихся
внимательного отношения к слову, к его употреблению
, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный
аспект речевого высказывания
, работать над
выразительностью собственной речи.

Проблеме метафоры посвящено не малое количество научных
работ, но она продолжает занимать умы многих ученых и сегодня. Если метафора
раньше выводилась за рамки познавательной функции языка, то теперь она стала
неотъемлемой частью исследования в области познавательного процесса внутри
самых разных форм человеческого мышления, так как все они в итоге своем
реализуются в языке через различные механизмы изменения значений.

Богат внутренний мир подрастающего человека, и если этот мир
украсить метафорическими знаниями, то вступающей в жизнь человек всегда найдет
правильный ответ, сделает верный выбор.

Таким образом, почти каждый умело спланированный факультатив
по русскому языку и литературе, на котором есть место метафоре, дает
возможность детям обрести новые знания, активизировать свой творческий процесс,
определить для себя моральные и нравственные ценности и подготовиться к
выпускному экзамену.

 

 



 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы факультативной
подготовки в общеобразовательной школе

1.1 Факультативное обучение в курсе русского языка в
общеобразовательной школе

 

Факультативный курс, или факультативный предмет (фр. facultatif – от лат.
facultas — «возможность»), – необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в
высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика
) [Глазунова, 2000,
с.54 ].  

Современные
факультативы это особая организационная форма
воспитательной работы, отличающаяся от факультатива и от внеклассной работы. В
то же время подчеркивается, что факультативы имеют много общего с уроками и
внеклассными мероприятиями. Как и уроки, факультативные занятия проводятся по
утвержденным программам, и на этих занятиях используются общепринятые методы
обучения и формы организации самостоятельной познавательной деятельности
учащихся [Баранов, 2000].

 Сходство с предметными кружками состоит в том,
что факультатив объединяет группу учащихся на основе общности интересов,
добровольного выбора данной формы обучения. На факультативных занятиях
используются некоторые формы и методы, характерные для внеурочной деятельности.
Тем не менее, учителю следует помнить, что факультативы не заменяют внеклассной
работы по предмету. Как самостоятельная часть воспитательной работы в школе
факультативы могут быть дополнены внеклассными (кружковыми) занятиями, где
учащиеся еще больше углубляют и расширяют свои знания и умения. Отмечается, что
организуются элективные курсы по новейшим проблемам науки, техники и культуры.
Особое внимание обращается на то, что факультативные занятия являются одной из
гибких форм более полного отражения в школьном образовании современных достижений
науки, техники, культуры и учета местных особенностей каждой школы, поэтому они
позволяют вносить существенные дополнения в содержание образования, трудовой и
политехнической подготовки учащихся без изменения учебного плана, программ и
учебников основного курса средней школы. В то же время считается, что изучение
факультативных предметов в соответствии с пожеланиями и способностями учащихся
повышает эффективность их обучения, является важным средством развития их
интереса к науке и искусству, углубляет, делает более устойчивыми и
целенаправленными их интересы в определенных видах практической деятельности,
готовит учащихся к самообразованию после школы [Глазунова, 2000, с.78].

Виды
элективных курсов:

1.
Дополнительные главы и вопросы к основному курсу

2. Специальные
курсы (special courses)

3.
Систематические курсы

4. Прикладные
элективные курсы

5.
Факультативы продвинутого уровня

6.
Факультативные специальные курсы

6. Курсы,
углубляющие основной материал школы (т. е. систематические курсы)

7.
Внеклассные факультативные курсы (т. е. специальные курсы);

8. Элективные
курсы, ориентированные на применение знаний на практике.

9.
Междисциплинарные элективные курсы

10. Клубы,
секции, творческие объединения [Грандова, 1997, с.7].

В
соответствии с этим, а также с учетом опыта проведения факультативных занятий в
нашей стране и за рубежом, нами были определены функции факультативных занятий:

— повышение
предметности: учащиеся факультативных классов повышают уровень изучения
отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и
конкурсам;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы