Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Эволюция либерализма и консерватизма в европейской политической культуре ХХ в
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЛИБЕРАЛИЗМ И КОНСЕРВАТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ 7
1.1 Проблемы содержания и типологии либерализма и консерватизма. 7
1.2 Социально-исторические условия возникновения и функционирования либерализма и консерватизма. 20
1.3 Социальное бытие либерализма и консерватизма как идеологий 33
2 ЭВОЛЮЦИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА И КОНСЕРВАТИЗМА 40
2.1 Историческая эволюция либерализма 40
2.2 Историческая эволюция консерватизма 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Введение:
Становление и эволюция гражданского общества на Западе неразрывно связано с основными этапами формирования и развития демократической модели политической культуры. В основе которой лежит политико-культурное миропонимание, основанное на признании свободного индивида самостоятельным актором социального действия. Политическая культура стран Западной Европы включает также принципы идеологического, политического и экономического плюрализма, который является непременным условием формирования сильного гражданского общества. Всесторонне развитое гражданское общество, в свою очередь, предполагает рациональную политическую демократию, правовое и социальное государство.
Актуальность темы исследования. Современное мироустройство, вопреки ожиданиям наших предшественников, не стало унифицированным или идеальным, как и в предыдущие исторические периоды, оно характеризуется политической и социальной нестабильностью, системными кризисами в финансово-экономической сфере и деструктивными метаморфозами социальной реальности. Такое положение вновь заставило исследователей обратится к базисным понятиям ведущих мировых идеологий и искать ответы, способные объяснить и урегулировать современные политические процессы.
Последние несколько столетий либеральная интерпретация социального устройства воспринималась на Западе как единственно эффективный механизм управления социально-экономическими процессами. Однако в рамках противодействия кризису нередко большую эффективность показывают не устоявшиеся принципы либерализма, а государственно-административные способов поддержки социально-экономической сферы. Это вызвало новый интерес как к исторически меняющемуся либерализму, так и к такой идеологии, как консерватизм.
Развитие гражданского общество в странах Западной Европы протекало и протекает в неразрывной связи с трансформацией идеологий либерализма и консерватизма. Таким образом, актуальность современной трактовки либерализма и консерватизма, понимание эволюции этих процессов является неоспоримой.
Объектом исследования являются либерализм и консерватизм как социально-политические доктрины.
Предметом исследования является теоретическое содержание и эволюция ключевых идей либерализма и консерватизма в европейской социально-политической традиции.
Цель выпускной квалификационной работы – выявить влияние либерализма и консерватизма на европейскую политическую культуру ХХ века.
Задачи исследования:
• конкретизировать содержание понятий «либерализм» и «консерватизм», предложив типологию этих социальных концепций;
• проанализировать социально-исторические условия возникновения и функционирования либерализма и консерватизма;
• раскрыть механизмы социального функционирования либерализма и консерватизма как идеологий;
• исследовать историческую эволюцию либерализма и консерватизма.
Теоретической базой исследования являются общефилософские методы анализа социальных и политических явлений, классические и современные концепции политической философии и социологии, логико-исторический анализ, концептуальные достижения и подходы ведущих исследовательских и политологических школ Западной Европы и Северной Америки.
Теоретические и методологические аспекты становления и развития теории либерализма рассматривают в своих трудах: Ф.Г. Войтоловский, М.Г. Делягин, A.C. Панарин, 3. Бауман, У. Бек, И. Валлерстайн Д. Белл, Э. Гидденс, 3. Бжезинский, Д. Сорос, М. Фридман, Р. Фридман, Ф. Фукуяма.
Появление и развитие идеологии консерватизма изучали как классические авторы, такие как Ф. О’Горман, А. Флуд Б. Ньюмен, К. Макферсона, , Дж.Маккарти, Р. Бэрда, так и современные исследователи: Т. Дарендорф, Г. Хелшем, Д. Белл, JI. Аллисон и др.
Методологической основой исследования выступает междисциплинарный подход, посредством которого раскрываются различные аспекты формирования и развития политических идей либерализма и консерватизма. С помощью этого подхода можно познать пути развития двух идеологий, проанализировать политическую и социальную среду, оказывающую существенное влияние на теоретическое развитие либерализма и консерватизма. В работе широко использовались логико-теоретический, информационно-аналитический, институциональный и неоинституциональный, сравнительный, методы, системный и структурно-функциональный анализ, что позволило глубоко и всесторонне изучить европейский либерализм и консерватизм.
Практическая значимость исследования заключается в том, что работа содержит комплексное представление о либерализме и консерватизме, рассматривает эти социальные концепции в разных проекциях, уделяя внимание социально-политическим причинам их возникновения, а также механизмам функционирования либерализма и консерватизма.
Структура выпускной квалификационной работы определялась целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, задачи исследования, определена его практическая значимость.
Основная часть данной курсовой работы содержит две главы.
В главе 1 исследуются проблемы содержания и типологии либерализма и консерватизма, социально-исторические условия возникновения и функционирования, социальное бытие двух идеологий.
В главе 2 детально рассмотрена историческая эволюция либерализма и консерватизма, дана характеристика каждому периоду и выделены основные принципы каждого течения на современном этапе.
В заключении подведены итоги проведенного исследования, дано определение сущности либерализма и консерватизма, эволюции идеологий в европейской политической культуре ХХ в.
Заключение:
Результаты проведённого исследования позволили достичь цели выпускной квалификационной работы и заключить следующее:
Либерализм и консерватизм, будучи социальными концепциями, выступают способами трактовок социальной реальности. Социальные концепции порождаются социальной реальностью, но формируются и зависят они не только от условий бытия социума, но и от устойчивых дискурсивных подходов к восприятию сущности, содержания и особенностей протекания социально-политических процессов и явлений.
Идеология представляет собой отражение в идеальной форме социальных, политических, экономических интересов социальных групп, слоев, классов и государств. Идеология детерминирует способ выработки смыслов, задаёт форму отношения человека к выработанным ценностям, служит основой его поведения, выполняя тем самым социально значимые задачи по интеграции и управлению обществом.
В выпускной квалификационной работе поэтапно были решены поставленные во введении задачи:
Сущность либерализма и консерватизма состоит в том, что эти идейные концепции отражают экономические (либерализм) и политические (консерватизм) интересы различных социальных сил. Либерализм при этом стремится «экономизировать» политику, консерватизм — «политизировать» экономику. Содержание и формы воплощения либеральных принципов являются следствием актуализации интересов экономически ангажированных слоев населения, а трансформация либерализма напрямую связана с процессами эволюции капитализма, который прошёл стадии:
• промышленного (домонополистического) капитализма — период первоначального накопления капитала и формирования конкурентной рыночной среды между различными производителями товаров и услуг. Государство в этой системе выполняло подчинённую роль гаранта сохранения мировой колониальной системы, проводило политику фритредерства, создавая максимально комфортные условия для внешнеэкономического оборота товаров и финансов. Наиболее показательным примером реализации данной политики явился колониальный опыт Великобритании первой половины XIX века, сделавшей ставку на интенсификацию внутреннего промышленного развития за счёт привлечения внешних ресурсов в режиме максимально свободных внешнеэкономических отношений.
• государственного (монополистического) капитализма — этап, при котором правительство осуществляло контроль и управление экономической системой. Государство осуществляло кредитование частного предпринимательства, занималось созданием государственных предприятий, регулировало рынок наёмной рабочей силы, реализовывало протекционистскую и налоговую политику, пользовалось монопольным правом на производство определённых видов товаров, устанавливало правила торговли.
• финансового (глобализаторского) капитализма — на этой стадии наблюдается концентрация и централизация капитала, что выражается в монопольном господстве на мировом рынке небольшого числа крупных корпораций, с экономическими интересами которых вынуждены соотносить свою политическую деятельность национальные государства. Своих классических проявлений данный тип либерализма достиг во второй половине XX — начале XXI веков в политике США. Данный тип взаимодействия власти и бизнеса получил наименование Corporate Welfare — благоденствия корпораций, при котором интересы государств поставлены на службу потребностям транснациональных корпораций {авторитарный либерализм).
Консервативные идеологические установки отражают интересы тех групп общества, интересы которых напрямую зависят от роли, значения и функций государства в социально-экономическом развитии, которые сводятся к разновидностям:
• традиционного общества, представлявшего собой сословно дифференцированную и монархически-авторитарно выстроенную социально-политическую организацию, с духовным доминированием религии. Государство рассматривалось как механизм реализации религиозных принципов. В своей классической форме постулаты традиционного общества на протяжении XIX — начала XX столетия исповедывались антилиберально и антиреволюционно настроенными политическими интеллектуалами во Франции и правящими кругами России;
• современного общества, в котором господствует принцип формально-юридического равенства, превалирование политических форм организации жизни людей на основе принципов общегражданского единства, где государство рассматривается как форма политического бытия народа, реализующего национальные интересы. Своё наиболее последовательное воплощение принципы модернистского консерватизма нашли в первой половине XX века в Германии, стране, в которой стремление к политическому объединению доминировало над частными экономическими интересами.
Таким образом, следует отметить, что выявить и либерализм и консерватизм оказал огромное влияние на европейскую политическую культуру ХХ века. Традиционная концепция либерализма, возникшая в Западной Европе как реакция молодой европейской буржуазии на авторитарные монархические режимы, концепция, содержание которой заключалось в гарантии свободного развития человека для определения собственной судьбы достигла наибольшего развития и влияния на политические процессы современности. Начиная с эпохи буржуазных и промышленных революций, приверженность идеологии либерализма в Европе способствовала становлению демократии, развитию идеи самоценности индивида и ответственности за свои действия; частной собственности как необходимого условия индивидуальной свободы; свободного рынка, конкуренции и предпринимательства, равенства возможностей и т.д.; разделения властей, сдержек и противовесов; правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантии основных прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий и т.д.); всеобщего избирательного права и т.д
Стоит отметить, что после длительного периода консенсуса (после второй мировой войны) различия между консервативным и либеральным
политическими направлениями в значительной степени нивелировались, установки каждого из них находились в тесной взаимосвязи. В частности стоит отметить основные принципы неоконсервативной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала, принцип справедливости, т.е. «справедливое распределение доходов и собственности», «справедливая заработная плата», «справедливая налоговая политика» и другие, принцип субсидиарности – помощь для содействия самопомощи и частной инициативе; приоритетность принципа свободы над принципом равенств. Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику. Успех неоконсерваторов во многом связан с осознанием ими необходимости социально-экономических и политических изменений в обществе, которые вызваны технологической революцией и противоречиями современной цивилизации. Неоконсерватизм выступает как мощная интеллектуальная сила в большинстве стран Запада. Таким образом, принципы неоконсерватизма также оказали влияние на политическую культуру XX века.
Фрагмент текста работы:
1. ЛИБЕРАЛИЗМ И КОНСЕРВАТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
1.1 Проблемы содержания и типологии либерализма и консерватизма.
Содержательное наполнение либерализма и консерватизма подразумевает обращение к ряду устойчивых методологических подходов.
Либерализм является многозначным понятием. В одном из вариантов либерализм – это буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства.
Кроме того, либерализм – это система взглядов, согласно которым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности (ибо общее благо якобы стихийно складывается в результате осуществления индивидами их личных целей).
По мере развития капиталистических отношений реальное содержание либерализма претерпевало сложную эволюцию при крайней пестроте его конкретно-исторических форм.
Также либерализм понимается как политическая идеология, обосновывающая свободу личности и устройство такого государства, которое бы в минимальной степени ограничивало эту свободу.
Наконец, либерализм – это совокупность экономических воззрений, в основе которых лежит принцип максимального ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность, терпимость к различным позициям и точкам зрения, снисходительность, попустительство.
Можно выделить следующие положения классического либерализма:
– индивид обладает совокупностью естественных прав;
– существует идея о правовом государстве и конституционном правлении, основанном на разделении законодательной, исполнительной и судебной властей;
– развита идея о необходимости существования неотъемлемых прав человека на свободу совести, слова, вероисповедания, объединения в политические организации.
В широком смысле либерализм необходимо рассматривать как определенное мировоззрение, имеющее философские, социальные, этические, экономические, политические аспекты, которые связаны друг с другом, взаимно друг друга дополняют и в то же время обладают некоторой самостоятельностью. Таким образом, выделяют политический, экономический, культурный и социальный либерализм.
С политической точки зрения либерализм создает свою модель построения государства и общества и включает в себя совокупность взглядов о форме правления, государственном устройстве, политической системе общества, основанных на принципах рационализма, религиозной терпимости, свободы дискуссий, ограничения вмешательства государства в частную жизнь и других принципах, именуемых либеральными. Либерализм можно определить как часть политического спектра, представленную приверженцами постепенных, умеренных, сугубо легальных перемен.
Либерализм трактуется конкретно-исторически — как идейно-политическое течение, имеющее конкретно-историческое измерение. Либерализм рассматривается как форма осознания буржуазией своих интересов. Он ставит целью ограничение государственной деятельности, исходит из признания политических и экономических прав индивида, декларируя принцип равнообязательного подчинения закону.
Первоначальный вариант либерализма ХVШ-первой половины ХIХ веков (последовательный либерализм) отражал интересы антифеодально настроенных слоёв населения. Либерализм, руководствуясь принципом невмешательства государства в экономику был напpaвлeн против феодального способа производства, выступал против духовного господства католицизма, ратовал за свержение абсолютистских режимов и был заинтересован в уничтожении сословного неравенства. Данные требования соотносились с ожиданиями буржуазии, стремившейся к ликвидации чрезмерного политического контроля со стороны абсолютистского государства для более комфортной реализации своих экономических интересов (Д. Локк, Б. Констан, А. Смит, Д. Рикардо, Ф. Бастиа, Д.С. Милль, В. Гумбольдт. Кант, В.С. Соловьев, И. Новгородцев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев).
Во второй половине XIX века буржуазия была интегрирована во власть и пыталась использовать государственно-политический ресурс для получения экономических дивидендов (консервативный либерализм). Либерализм при этом апеллировал к идеям общегражданского национализма, патриотизма и социально ориентированной политики (Т.Х. Грин, Дж. Гоббс Ойкен, Л.Т. Хобхауз, Репхе, Б.Н. Чичерин, П.Б. Струве). В середине ХХ века либерализм обогатил свой идейный арсенал принципом Welfare State — государства всеобщего благосостояния.
Во второй половине ХХ — начале XXI столетий экономически ангажированные внегосударственные субъекты (отдельные собственники, фирмы, корпорации) превратили военно-политические ресурсы в механизм реализации своих транснациональных интересов (авторитарный либерализм). Под процессами, обозначаемыми ныне понятием «глобализация» просматривается реализация интересов мирового финансового капитала и транснациональных корпораций, которые пытаются использовать в своих целях государственные институты, что породило понятие Corporate Welfare — благосостояние корпораций.
Это нашло отражение в идеях роста военного могущества США как гаранта поддержания существующего экономического миропорядка (Ф. Фукуяма, 3. Бжезинский, д. Сорос, С. Хантингrон, П. Вулфовиц, Н. Подrорец, Г.Киссинджер, Варбург).
Либерализм означает не осуществление самой власти, а один из этапов развития общества. Чтобы предотвратить глобальные опасности, необходимо искать новые пути развития цивилизации, поэтому создаются различные международные организации, такие как ООН, Гринпис, ОБСЕ, миротворческие силы быстрого реагирования и т.п.
В государстве либеральные методы управления основаны на демократических принципах и гуманном отношении к гражданам. Прежде всего, в сфере экономических взаимоотношениях между государством и гражданином. При либеральном режиме личность обладает собственностью, неприкосновенностью, обладает правами и свободами. В отношениях государства с гражданином приоритет имеет второй.
Либерализм опирается на индивидуализм в противовес коллективистской системе, а именно коммунистической. Либерализм определяется рыночными отношениями, а рынок требует равнозначных партнеров. В общем принципе либеральное общество пропагандирует равенство всех граждан. В либеральном обществе признаются свобода слова, мнений, позиций, право на частную собственность. Права и свободы гражданина гарантируются законом и даже реализуются на практике, т.е. в жизни.
Таким образом, экономическую основу либерализма оставляет частная собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни. Оно же вступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. На поздних стадиях либерализма правомерное государственное вмешательство в экономические и социальные процессы приобретает общественно-ориентированный характер, что обуславливается многими факторами: необходимостью рационально распределять экономические ресурсы, решать экологические проблемы, участвовать в мирном разделении труда, предотвращении международных конфликтов и т.д.