Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами пейзажной лирики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические основы
эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста средствами
пейзажной лирики. 7
1.1. Особенности эстетического
воспитания детей дошкольного возраста. 7
1.2
Пейзажная лирика в круге чтения детей младшего дошкольного возраста 14
1.3 Пейзажная лирика – средство
эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста. 22
Вывод по первой главе. 25
Глава 2. Практические аспекты эстетического
воспитания детей младшего дошкольного возраста средствами пейзажной лирики. 27
2.1. Анализ программ эстетического
воспитания младших дошкольников. 27
2.2. Разработка занятий по развитию
речи, направленных на эстетическое воспитание младших дошкольников с
использованием средств пейзажной лирики. 36
Вывод по второй главе. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 49
Введение:
В
современных условиях ежегодного реформирования дошкольного образования
невозможно без такого звена всестороннего развития и воспитания детей
дошкольного возраста как эстетическое воспитание. Сегодня проблема
эстетического воспитания приобретает все большую актуальность. В условиях
дегуманизации общественных отношений, подчинения их потребностям рынка, потери
воспитательных идеалов, отчуждения людей друг от друга важным является поиск
эффективных форм, методов и средств эстетического воспитания детей дошкольного
возраста.
Дошкольный
возраст является уникальным периодом жизни ребенка, в котором «закладываются
основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов,
развивается творчество, активность и инициативность» [8, с. 10]. Актуальность
проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том,
что эстетическое развитие является важной составляющей гармоничного развития
личности ребенка дошкольного возраста. Эстетическое воспитание тесно связано со
всеми сторонами развития ребенка, позволяет ему оценить окружающую
действительность, выделить прекрасное в окружающем нас мире, влияет на
формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое
служит основой познания мира
Эстетическое
развитие детей дошкольного возраста тесно связано со всеми сторонами
воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через
формирования эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных
эстетических понятий и оценок, «дети для полного гармоничного развития
нуждаются не только во внимании взрослых, в благожелательном, эмоциональном,
тактичном общении, но и в эстетически оформленном предметном пространстве,
окружающим ребенка и развивающим его эстетическое восприятие мира и творческие
способности» [8, с. 10].
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС
ДО) призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих,
компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед
обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. В ФГОС ДО [59]
указывается актуальность формирования у детей эстетических категорий. Решение
конкретных вопросов эстетического воспитания и базовых теоретических основ
формирования эстетической компетентности детей приобретает важное значение в
контексте дошкольного образования. Также, в ФГОС ДО отмечается, что «Содержание
Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей
в различных видах деятельности, в том
числе в условиях образовательной области художественно-эстетическое развитие»
[9, с. 6].
Во
ФГОС ДО [59] указываются следующие целевые ориентиры художественно-эстетического
развития детей: «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.)».
Изучение
и обобщение научно-педагогических источников свидетельствует о том, что в
последние годы происходил интенсивный поиск путей эффективного влияния на
процесс эстетического развития дошкольников, что в свою очередь требует
изучения форм, методов и особенностей организации эстетического воспитания
детей как в дошкольном учебном заведении, так и за его пределами.
Работа
по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду должна быть тесно
связана со всеми сторонами воспитательного процесса, ориентироваться на
принципы преемственности и перспективности: на каждом возрастном этапе обучения
и воспитания. Воспитатель, педагог должен опираться на уже усвоенное детьми и
ориентироваться на то новое, что ждет ребенка на более высокой ступени, т.е.
работать на его зону ближайшего развития. Приоритетным в эстетическом
воспитании является приобщение ребенка к великому духовному эмоциональному
опыту, через полноценное творчество и сотворчество детей, восприятие и
созидание художественных образов [64, c.
118].
Вопросам
эстетического воспитания дошкольников средствами пейзажной лирики посвящены
исследования О. А. Бочкаревой, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, М.Б.
Зиминой, Л.М. Ковалицкой, Т.В Королевой, Д.Б. Лихачева, И.Д. Маркевич, Б.М.
Неменского, Е.В. Рыбак, В.Н Шацкой. и др.).
Цель
исследования: выявить эффективные методы эстетического воспитания детей
дошкольного возраста средствами пейзажной лирики.
Задачи
исследования:
—
изучить особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
—
рассмотреть роль пейзажной лирики в круге чтения детей младшего дошкольного
возраста;
—
исследовать пейзажную лирику как средство эстетического воспитания детей
младшего дошкольного возраста;
—
провести анализ программ эстетического воспитания младших дошкольников;
—
разработать занятия по развитию речи, направленных на эстетическое воспитание
младших дошкольников с использованием средств пейзажной лирики.
Объект
исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников.
Предмет
исследования: содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами
пейзажной лирики.
Методы
исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический
и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Заключение:
В
современных условиях ежегодного реформирования дошкольного образования
невозможно без такого звена всестороннего развития и воспитания детей
дошкольного возраста, как эстетическое воспитание.
Сегодня
проблема эстетического воспитания приобретает все большую актуальность. В
условиях дегуманизации общественных отношений, подчинения их потребностям
рынка, потери воспитательных идеалов, отчуждения людей друг от друга важным
является поиск эффективных форм, методов и средств эстетического воспитания
детей дошкольного возраста.
Теоретический
анализ литературы таких ученых, как Н.И. Болдарева, А.И. Бурова, Л.С.
Выгодского, Н.В. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Д.Б. Лихачева, Г.С. Лабковской,
Л.В. Сакулиной, В.Н. Шатской, и др., а также проведенное исследование,
подтвердили значимость поставленной проблемы, основные выводы представлены в
следующих тезисах:
На
основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования
раскрыто понятие «эстетическое воспитание» – это воспитание способности
целенаправленно воспринимать, правильно понимать и оценивать красоту в
окружающей действительности, в природе, труде, в явлениях искусства.
Эстетическое
воспитание является значимым в воспитании и развитии детей в период дошкольного
детства. Поэтому особенности эстетического восприятие и понимания детей
старшего дошкольного возраста учитываются при формировании проявления
определенного запаса эстетических знаний и впечатлений, способности
воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни,
действительности; эстетического переживания и отношения (искренности,
непосредственности, увлеченности, эмоциональности), проявления эстетического
отношения и интереса к произведениям изобразительного искусства; проявления
художественно-творческих способностей (быстрота ориентировки, находчивость,
сообразительность, самостоятельность, оригинальность, инициативность, умение
спланировать работу); умения находить выразительно-изобразительные средства для
воплощения художественных образов– все это необходимо в выборе тематики занятий
художественной-продуктивной деятельности.
Лирика
— это непосредственное проявление в образе лирического героя настроений, мыслей
и чувств автора, порожденных влиянием объективной действительности, которые
передаются средствами своеобразно организованной ритмичной
образно-эмоциональной речи. Следует еще добавить, что в лирике тесно
переплетаются чувственное и рациональное, сознательное и подсознательное,
реальное и воображаемое, осмысленное и интуитивное, социальное и
индивидуальное, личное и общее [45, c.
223].
Лирика
природы развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие
природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные
наблюдения, побуждает к отображению впечатлений в рисунке.
Эстетическое
восприятие детьми пейзажной лирики способствует более глубокому познанию
реальной деятельности, природы, на которой базируется детское творчество [48].
Согласно
федеральным государственным образовательным стандартам, педагогическая
деятельность должна быть ориентирована на индивидуальные потребности
дошкольника, которые связанны с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
Они определяют определенные условия получения им образования, индивидуальные
потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья.
В
содержании общеобразовательной программы должны быть предусмотрены ориентиры на
развитие личности, мотивации и способностей дошкольников в различных видах
деятельности, охватывая отдельные структурные единицы, которые предполагают
определенные направления развития и образования детей.
В
рассмотренных образовательных программах авторы ориентируют педагога на
построение насыщенного и разнообразного процесса форм
художественно-эстетических понятий. Неотъемлемой частью данных программ
является воспитание средствами природы и искусства, которые обеспечивают
целостность и гармоничность развития личности, создавая предпосылки для
расширения и углубления познания мира [47].
Особое
внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразными способами обследования
формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных
эталонов (круг, квадрат, треугольник).
Ребенок
способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет,
величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов
(одежда, посуда, игрушки).
Также
нами были разработаны конспекты занятий по развитию речи, направленных на
эстетическое воспитание младших дошкольников с использованием средств пейзажной
лирики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей
младшего дошкольного возраста средствами пейзажной лирики
1.1. Особенности эстетического
воспитания детей дошкольного возраста
На
данный момент эстетическое воспитание понимается в широком плане, то есть
наряду с искусством, оно содержит эстетическое воспитание средствами
действительности и всеми формами человеческой жизнедеятельности.
Эстетическое
воспитание является частью педагогической науки, а его непосредственной
теоретической частью является эстетика [54].
Педагогика
определяет «эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать,
понимать, чувствовать прекрасное в искусстве и жизни, как воспитание стремления
самому принимать участие в преобразовании окружающего мира по законам красоты,
как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих
способностей» [62, с. 34].
Эстетическое
воспитание представляет собой процесс приобщения человека ко всему прекрасному,
что есть в окружающей жизни, искусстве, природе. Это процесс формирование
возвышенных чувств, поведения у человека [22, с.45].
Эстетическое
воспитание взаимосвязано с нравственным, однако оно имеет и свою специфику, а
именно приобщение к искусству.
В
состав эстетического воспитания входит:
1) знание законов, по которым создаются
произведения искусства;
2) воспитание стремления познать мир
прекрасного;
3) развитие у человека творческих
способностей [18, c.
24].
Смысл
эстетического воспитания состоит в том, что оно делает человека более
благородным, способствует формированию положительных нравственных чувств,
украшает жизнь.
Анализ
литературы показал, что эстетическое воспитание — это сложное научное понятие,
в толковании которого существуют различные подходы.
Понятие
«эстетическое воспитание» органически связано с термином эстетика, обозначающим
науку о прекрасном. В энциклопедическом словаре [5] само слово «эстетика»
происходит от греческого слова «aisthesis». Что в переводе на русский
язык означает «ощущение,
чувство». Поэтому в
общем плане «эстетическое воспитание» обозначает процесс формирования
чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с
искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах
человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и
творить его. В этом смысле «сущность эстетического воспитания состоит в
организации разнообразной художественно-эстетической деятельности детей,
направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и
правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку
эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развития творческих задатков»
[1, с. 17].