Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Эмоционально-выразительные средства языка в образе Санкт-Петербурга в произведениях А. Белого «Петербург» и Дж. М. Кутзее «Осень в Петербурге».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
ЯЗЫКА.. 5
1.1 Функциональная характеристика языковых средств. 5
1.2 Эмоционально-экспрессивные языковые средства. 8
1.3. Средства речевой выразительности. 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЕЛЕНЫ ЧИЖОВОЙ «ВРЕМЯ ЖЕНЩИН»
И «ГОРОД, НАПИСАННЫЙ ПО ПАМЯТИ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАЛИЧИЯ В НИХ СРЕДСТВ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.. 27
2.1 Анализ романа «Город, написанный по памяти». 27
2.1 Анализ романа «Время женщин». 37
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 47
3.1. Методика работы с
эмоционально-выразительными средствами языка на уроках русского языка в 9
классах (анализ УМК) 47
3.2. Содержание, методы и приёмы работы над изобразительно-
выразительными средствами языка. 58
3.3. План-конспект занятия по элективному курсу
внеклассного чтения в 10 классе общеобразовательной школы.. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 73
Введение:
Средства выразительности
не только обогащают речь тем, что дополняют основные единицы языка на разных
уровнях (фонетические средства выразительности, лексические, синтаксические,
фразеологические) определенными конструкциями и приемами, способствующими к привлечению
внимание читателя или слушателя, придаче речи яркости и наибольшей
выразительности, но становятся помощниками в осознанном понимании языка как
культурной ценности.
Безусловно, осознанное
восприятие эмоционально-выразительных средств языка способствует развитию
эстетического сознания, активизирует процессы творческой деятельности, отражает
такие явления языка, которые делают речь не просто средством общения, а
предметом и средством познания культуры, средством создания произведений
искусства, которые ложатся в основу литературного наследия страны.
Данной теме посвящены
труды Н.А. Рубакина, который основал целую науку – библиопсихологию,
рассматривающую вопросы об отношении читателя и книги, психологическом влиянии
книги на читателя.
Актуальность работы
состоит в том, что по этой теме имеется много материала, но недостаточно
изучены средства выразительности в работах такого автора, как Елена Чижова.
Цель исследования:
представить теоретические сведения об эмоционально-выразительных средствах и
понаблюдать, как они функционируют в художественных произведениях.
Задачи исследования:
1. Определить
функциональную характеристику языковых средств;
2. Рассмотреть
эмоционально-экспрессивные языковые средства;
3. Изучить особенности средств
речевой выразительности;
4. Разработать методические рекомендации по
внеклассному чтению на тему «Эмоционально-выразительные средства языка» в
художественных текстах.
Объект исследования: изучение изобразительно-выразительных
средств русского языка.
Предмет исследования:
анализ средств выразительности в художественных произведениях для выявления их
роли в русском языке.
Гипотеза:
изобразительно-выразительные средства языка обогащают речь, активизируют
читательское сознание, помогают автору наиболее эмоционально воздействовать на
читателя, а читателю лучше прочувствовать проблематику, идею, уловить образ,
созданный автором.
Методы исследования:
1. Теоретические методы –
изучение научной литературы, консультации с учителем;
2. Метод наблюдения – наблюдение над языковым
явлением в тексте;
3. Метод анализа –
выявление функций конкретных языковых средств в художественном произведении, их
задач, с какой целью автор их употребил;
4. Метод синтеза –
обобщение полученных знаний, результатов, на основе которого заключение вывода
о роли эмоционально-выразительных средств в русском языке.
Теоретическая значимость
работы состоит в том, что материалы исследования можно будет использовать в
дальнейшем изучении данной темы.
Практическая значимость
работы состоит в том, что материалы исследования можно будет применять на
уроках литературы и внеклассного чтения.
Заключение:
Современная методика обучения русскому языку ставит задачу
изучения предмета в школе — преодоление барьера между понятиями «язык» и
«речь».
В соответствии с требованиями функционального и личностно-ориентированного
подходов к изучению родного языка, в работе освещается авторский вариант
организации деятельности старшеклассников по изучению теории
изобразительно-выразительных средств языка и использования образности. на
практике, что необходимо для формирования коммуникативной компетенции студентов
и успешной сдачи ЕГЭ по предмету.
Работа старшеклассников над изобразительными и выразительными
средствами языка имеет для них как познавательную, так и развивающую и
образовательную ценность. Понимание ими истоков образности и выразительности
языка, осуществление эстетической речевой деятельности — один из способов
формирования гармоничной, всесторонне развитой личности и гарантия качественной
передачи сложнейшей речевой части экзамен по русскому языку.
В первой теоретической части проанализирован методический
инструментарий учителя с точки зрения изучения изобразительно-выразительных
средств языка и обобщён наработанный методический опыт по данной теме в 9
классе, причём в первичной базовой части совместной деятельности учителя и
учащихся, на которой будет основываться работа по лингвостилистическому анализу
текстов различных стилей.
Во второй
части проведен
анализ на использование средств эмоциональной выразительности в произведениях
Елены Чижовой «Город, написанный по памяти» и «Время женщин». Результаты
анализа показали, что в обоих произведениях присутствуют эмоционально-выразительные
средства в образе Санкт-Петербурга. В романе «Город, написанный по памяти» нами
было замечено 7 перефраз, 7 метафор, 5 сарказмов, 10 сравнений, 14 эпитетов, 3 литоты,
4 гиперболы, 3 синонима, 2 олицетворения, 2 антонима. В произведении «Время
женщин» были замечены следующие эмоционально-выразительные средства: метафор –
3, эпитеты-2, гиперболы – 3, синонимы -10, антонимы-1, антитеза -1.
Наиболее часто
эмоционально-выразительные средства в Петербургском тексте встречаются в романе
«Город, написанный по памяти» в отличие от произведения «Время женщин».
Методическая разработка
урока повторения, обобщения и систематизации знаний «Изобразительные и образные
языковые средства. Стилистические фигуры» представляет собой вариант
предлагаемой системы для изучения ИВС на практике. Она основана на оптимальном
использовании УУД, разработанного школьникам, и предлагает стабильно высокий
уровень использования.
Предлагаемый методический
материал может быть использован для подготовки к ГИА по русскому языку в 9
классе в соответствующей его части, а также для работы в специализированных
гуманитарных классах.
Конечно, выделенная тема
«Методика работы с наглядными и выразительными средствами языка при подготовке
к экзамену по обучению русскому языку в 9 классе» может быть развита в другом
направлении.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
1.1 Функциональная характеристика языковых средств
Основные
функции языка приводятся в книге «Русский язык. Энциклопедия» Ю.Н. Карауловым.
Он выделяет следующие две фундаментальные функции языка [Караулов, 2008, c.320]:
1.
Коммуникативная функция. Он определяет главную особенность языка — наличие
материальной формы (звука) и системы правил кодирования и декодирования. Эти
свойства обеспечивают и поддерживают единство выражения и восприятия смысла.
Коммуникативная функция составляет прагматический компонент языковой структуры,
адаптирующий речь к участникам и коммуникативной ситуации: дейктические
средства (изъявительные), система местоимений, обращений, этикетные формулы,
повелительные формы глагола, система глагола. Времена, слова грозы и т. д.
2. Служить
инструментом для выражения мыслей — вторая фундаментальная функция языка.
Структура языка органически связана с категориями мысли. Базовые единицы языка
аналогичны логическим категориям: слово соответствует понятию, предложение
соответствует суждению, подлежащее соответствует предмету суждения, сказуемое соответствует
сказуемому. Ссылочные механизмы служат цели квалификации: выражение логической
величины, например, определить, относится ли имя к одному объекту, классу
объектов, определенной или неопределенной части класса, неопределенному члену
класса и т. д.
Австрийский
психолог К. Бюлер выделил три функции языка [Бюлер, 2006, c. 210]:
1.
Репрезентативная функция обозначения внеязыковой действительности.
2.
Экспрессивная функция выражения внутреннего состояния говорящего.
3.
Апеллятивная функция воздействия на адресата речи. Реализация
коммуникации определяется тем, что говорящие используют язык (код), который они
понимают, и наличием условий, обеспечивающих передачу сообщения. Р.О. Принимая
во внимание эти компоненты, Якобсон выделяет шесть неравных функций языка:
предпочтительную, эмоциональную, конативную, утомляемую, металингвистическую и
поэтическую. Основная из них — референциальная функция (в другой терминологии —
именительный, денотативный, по Бюлеру — представительский) языка — обозначение
экстралингвистических категорий. Затем следует эмоциональная функция языка —
выражение отношения автора речи к ее содержанию. Он осуществляется в форме
субъективной модальности, высказываний, оценочных инструментов, акцентуации,
восклицания, интонации, междометий и т. д. Таргетинг на получателя, например
конативный. Conatus — попытка) функция языка определяет такие формы, как призыв,
приказ, призыв к сочувствию. Магическая функция языка основана на конативе. Он
играет важную роль в религиозном и мифологическом сознании.