Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Эмоции и конфликт
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Эмоции как средство, создающее конфликтные ситуации 5
1.1 Понятие «эмоции». История изучения эмоциональных состояний человека 5
1.2 Теории происхождения эмоций 10
1.3 Эмоции как средство, создающее конфликт 16
Глава 2. Проявление эмоций в конфликтной ситуации 21
2.1 Типология конфликтов 21
2.2 Проявление эмоций на различных стадиях развития конфликтных ситуаций 25
2.3 Эмоции после конфликта 28
2.4 Управление эмоциональным состоянием. Саморегуляция 30
Глава 3 Эмоциональная реакция на манипуляции. 43
3.1 Манипуляция как вид скрытого психологического влияния 43
3.2 Способы психологической защиты от манипулятора 48
Заключение 52
Список использованных источников 53
Введение:
Эмоции сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Мы ежедневно испытываем целую гамму чувств, переживаний и эмоций. Наше эмоциональное состояние влияет не только на психологическое и физиологическое функционирование организма, но и на восприятие событий, явлений, процессов окружающего мира. Руководствуясь эмоциями, мы строим отношения с другими членами социума, а степень контроля над эмоциями во многом определяет характер наших коммуникаций с людьми.
Вопрос изучения эмоциональных состояний является особенно актуальным в современном, стремительно меняющемся мире. Темп жизни человека ускоряется, особенно в мегаполисах, что ведет к формированию таких состояний как хроническая усталость, стресс, депрессия, психические и нервные расстройства. Переживаемые эмоции сказываются на здоровье человека и на качестве его деятельности. В современной науке описано около десяти тысяч заболеваний и более ста тысяч болезненных симптомов, связанных со стрессогенными раздражителями различной природы. В конце XX века внимание ученых привлек феномен эмоционального выгорания как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми, включающий эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализацию и сниженную рабочую продуктивность.
В связи с этим проблема изучения эмоций, их роли в жизни человека, техник управления эмоциями и психологической помощи не только не теряет актуальности, но и приобретает новые возможности для переосмысления и практического применения в различных сферах человеческой жизни.
Теоретической разработке данной проблемы посвящены работы Леонтьева А.Н. (1971), Куликова В.Н. (1997), Гришиной Н.В. (2000), Маклакова А.Г. (2001), Аллахвердовой О.В. (2009) и др.
Объект исследования: эмоции человека.
Предмет исследования: способы проявления и контроля конфликтных эмоций.
Цель исследования – проанализировать переживание эмоций на разных стадиях конфликта и определить техники работы с эмоциональными состояниями человека.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. На основе анализа литературы раскрыть сущность понятия «эмоции» и определить степень их влияния на стратегии поведения участников конфликта;
2. Установить взаимообусловленность эмоций и конфликтных ситуаций на основе классификаций эмоций и конфликтов.
3. Изучить различные эмоциональные состояния, переживаемые человеком в конфликтной ситуации.
4.Определить наиболее эффективные техники управления эмоциями, способы саморегуляции.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В соответствии с поставленной целью мы рассмотрели понятие «эмоции» и «конфликт», рассмотрели эмоции с точки зрения фактора, создающего конфликтные ситуации, проанализировали переживание эмоций на разных стадиях конфликта и определили техники работы с эмоциональными состояниями человека.
В работе была проанализирована научно-методическая литература по проблемам эмоциональных состояний человека, их взаимосвязи с конфликтной ситуацией. Также были рассмотрены вопросы скрытого психологического влияния на эмоциональное состояние человека и техники защиты от него.
На основании изученного теоретического материала можно сделать следующие выводы:
История изучения проблемы насчитывает несколько веков, начиная с теоретических изысканий древних философских школ.
Эмоции играют крайне важную роль в жизни человека, оказывая непосредственное влияние на психологическое, физиологической и соматическое состояние, определяя интенсивность и эффективность его практической деятельности.
Эмоции, переживаемые человеком в конфликте носят, как правило, деструктивный, отрицательный характер.
Эмоции могут быть использованы как средство, создающее конфликт, а также как способ скрытого психологического воздействия на людей.
Для снятия эмоционального напряжения, избавления от конфликтных эмоций и защиты от манипуляций существуют эффективные психологические техники.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Эмоции как средство, создающее конфликтные ситуации
1.1 Понятие «эмоции». История изучения эмоциональных состояний человека
В жизни человека существует огромное количество переживаемых им эмоций, некоторые из них даже не осознаются. Одни эмоции могут проходить мимолетно, на переживание других нужно большее количество времени и ресурсов организма.
Эмоции – это (от лат. Emovere – волновать, возбуждать) – особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [9, стр421]. Эмоции необходимы для удовлетворения актуальных потребностей, на протяжении всей жизни человека они сопровождают проявление любой активности субъекта.
Эмоции, как неотъемлемая часть человеческой жизни, были объектом изучения еще античной философии. Платон в своем труде «Государство» рассуждал о началах человеческой души. Одно из начал – «разумное», другое, из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, он называл «началом неразумным и вожделеющим» [26, стр. 213]. К разряду неразумной части души он относил и такие эмоции, как гнев, ярость духа и т.д. Согласно философии Платона, человек испытывает самые разные переживания, которые не всегда способен сдерживать и контролировать с помощью разума.
Подобно Платону Аристотель рассматривал эмоции как пассивные психосоматические реакции, закреплённые в эмоциональной части души, которая включает в себя вожделеющую и яростную силы. Аристотель уделил больше внимания феноменальной структуре непосредственных эмоций и связал ее с соответствующими функциональными проявлениями человеческого тела. Вопреки Платону Аристотель не относился к эмоциям просто как к тяжёлой ноше, которая безотносительно к адекватно действующей яростной части должна находиться под неустанным строгим контролем. Согласно Аристотелю, эмоции играют очень важную роль в человеческой жизни, задачей нравственного воспитания является в большей степени умение испытывать эмоции, нежели укрощать их. Обучение хорошему самочувствию подразумевает, что благие эмоциональные склонности формируются в душе – это добродетели характера, которые вместе с добродетелью практического разума приводят к хорошей жизни [6, стр.217].
Стоики, начиная с Зенона, многие общие эмоции называли страстями. Такие проявления страстей, как гнев, страх, безудержная радость, трактовались ими как некая сила, возникающая в уме, беспокоящая и вводящая в заблуждение, лишающая возможности правильно рассуждать. Сенека, например, в одном из своих философских трудов писал: «…гнев – это всегда возбуждение, раздражение, взрыв; неистовая, нечеловеческая жажда оружия, крови, казни; гневу безразлично, что станется с ним самим, лишь бы навредить другому; он лезет прямо на рожон, горя желанием отомстить во что бы то ни стало, хотя бы ценой жизни мстителя» [2, стр.154].
Поскольку главной идеей стоической школы было подчинение разуму всех остальных иррациональных проявлений человека, страсти воспринимались как неправильные оценочные суждения, ложное представление о добре или зле. Неправильное суждение о настоящем благе вызывает восторг, в то время как похоть — это неправильная оценка будущего. Нереальные представления о зле вызывают беспокойство по поводу настоящего или страх за будущее.