Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Теория и методика экологического воспитания дошкольников

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Экспериментирование как средство формирования знаний о неживой природе у детей 5-6 лет.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.. 5

1.1. Понятие
экспериментирования по ФГОС.. 5

1.2.
Возрастные особенности детей 5–6  лет. 6

1.3. Сущность
экспериментирования. Структура экспериментирования. 10

1.4.
Содержание знаний о неживой природе детей 5–6 
лет. 18

ГЛАВА 2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.. 25

2.1. Методы
диагностики. 25

2.2.
Результаты констатирующего эксперимента. 31

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ. 39

3.1 Формирование знаний о неживой природе. 39

3.2. Контрольный эксперимент. 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 49

Приложение. 51

  

Введение:

 

Система современного
образования претерпевает новые изменения, возникают и развиваются новые подходы
и методы в умственном воспитании детей, которые бы отвечали новым реалиям
жизни. Многие исследователи предполагают, что в новом тысячелетии состоится
информационная революция, которая сделает истинным национальным богатством
образованных и знающих людей.

В последнее время достаточно  часто изменяются образовательные программы
для дошкольных и общеобразовательных учреждений. И из-за увеличивающегося
объема знаний, которые предусмотрены программой, возникает необходимость
комплексного ориентирования ребенка в них. Здесь на первый план выдвигается
задача формирования способности к активной умственной деятельности.

В работах многих
исследователей, как зарубежных, так и отечественных утверждается, что именно
дошкольное образование является оптимальным периодом для активного умственного
воспитания и развития.

Дошкольную систему, как
начало умственного воспитания и развития рассматривали Л.А. Венгер, А. В.
Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А. П. Усова.

Именно изменения и знания
в детском возрасте во многом влияют на дальнейшее восприятие мира, формируют
его умственные качества.

Также многие
исследователи в качестве эффективного метода развития умственных способностей предлагают
использование в работе с детьми дошкольного возраста – экспериментирование.
Наряду с игровой деятельностью, экспериментирование считается одним из самых
эффективных и естественных проявлений детской психики.

Детское
экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании
окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная
в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых
лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. При
формировании основ естественнонаучных и экологических понятий детское экспериментирование
рассматривается как метод, близкий к идеальному.

Экспериментирование, как
метод обучения рассматривали в своих трудах следующие классики педагогики:
Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Д.Руссо, К.Д.Ушинский и другие. Особенности
детского экспериментирования изучали многие исследователи, среди которых Д.Б.
Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьякова.

Объектом исследования
являются особенности умственного развития детей дошкольного возраста.

Предметом исследования
является экспериментирование как средство формирования знаний о неживой природе
у дошкольников.

Цель работы – изучить
особенности использования экспериментирования как средства формирования знаний
о неживой природе у дошкольников.

В соответствии с
указанной целью были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть Понятие
экспериментирования по ФГОС;

2. Рассмотреть возрастные
особенности дошкольников 5–6  лет;

3. Изучить возрастные
особенности детей 5–6  лет, узнать
содержание знаний о неживой природе детей 5–6  лет.

4. Изучить методы
диагностики;

5. Рассмотреть
констатирующий эксперимент;

Практическая значимость
работы заключается в том, что полученными данными об особенностях развития
познавательных способностей посредством экспериментирования могут
воспользоваться педагоги дошкольных образовательных учреждений, родители и
лица, их заменяющие.

Структура исследования:
работа состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Старший дошкольный
возраст является переходным от детства дошкольного к детству школьному, именно
в этом возрасте уже начинается постепенная подготовка ребенка к школе. В
старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной,
нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности ребенка. Развитие личности и
деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей:
расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал
непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и
явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

Но при этом детей все же
надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания
которых существенную роль играют специфические формы мышления дошкольников, а
именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Знания в старшем
дошкольном возрасте должны становится продуктом определенных познавательных
действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых
познавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике разработаны
разнообразные методы обучения: опыты, эксперименты, игры.

Дошкольников знакомят с
доступными для данного возраста явлениями неживой природы, учат самостоятельно
рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. К
моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полные и правильные
знания как о внешних свойствах явлений неживой природы, так и о некоторых
внутренних связях и отношениях.

Знакомство с явлениями
неживой природы должно отличаться по содержанию и методам. Прежде всего, детей
знакомят с теми фактами действительности, которые так или иначе попадают в поле
зрения в быту. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребенка и
проводиться в увлекательной форме.

В ходе проведенного нами
опытно-педагогического исследования нами было установлено, что
экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение
предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных
выводов. Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим
средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование
оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие
творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня
двигательной активности.

Результаты
констатирующего эксперимента показали низкий уровень сформированности знаний о
неживой природе у испытуемых детей.

В работе с детьми
исследуемой группы использовалась серия экспериментов, направленная на
формирование знаний о неживой природе таких, как свойства воды, песка и глины,
круговороте воды в природе и пр. Экспериментирующая деятельность повысила
уровень сформированности знаний о неживой природе у детей 5–6  лет.

Таким образом, гипотеза,
которая лежала в основе исследования, подтвердилась. Формирование у детей
5–6  лет знаний о неживой природе
возможно и необходимо тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в
экспериментирующую деятельность. Практическая деятельность в процессе
экспериментирования способствует формированию знаний о неживой природе.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

1.1. Понятие
экспериментирования по ФГОС

Вопрос об использовании
метода экспериментирования в образовании поднимается в  Федеральном государственном стандарте
дошкольного образования (ФГОС ДО), концепции дошкольного образования, а также в
Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Во ФГОС приоритетным
является индивидуальных подход в обучении детей и игровая деятельность. Кроме
того, указывается, что именно игровая, коммуникативная, двигательная,
продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность являются ведущими
видами деятельности в детском воспитании и развитии[2].

Во ФГОС ДО
экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности ребенка.
Экспериментирование присутствует во всех сферах детской деятельности, так как
маленькие дети в априори являются исследователями окружающего мира, проявляя
интерес  к исследовательской
деятельности, т. е. к экспериментированию.

В ходе
экспериментально-познавательной деятельности создаются определенные ситуации,
которые дети решают путем экспериментирования (делают опыты, анализируют,
делают выводы и умозаключения), посредством которого они овладевают новыми знаниям
о тех или иных физических явлениях.

Сам
термин «экспериментирование» во ФГОС понимается как «особый способ духовно-практического
освоения действительности, направленный на созданий таких условий, в которых
предметы наиболее выразительно обнаруживают свою сущность, скрытую в обычной
жизни» [4].

Основная цель
экспериментирования у дошкольников – сформировать и расширить их знания об
объектах живой и неживой природы путем практической самостоятельной
деятельности.

В образовательном
процессе учебное экспериментирование является таким методом обучения, который
позволяет детям моделировать в их сознании общую картину мира, которая основана
на самостоятельных наблюдениях и опытах, установлении взаимосвязей и
закономерностей, анализе и умозаключениях и т. д.

Элементы
экспериментальной деятельности начинают наблюдаться у детей уже в раннем
возрасте, это происходит через взаимодействие с обычными предметами: сжатие в
кулаке пластилина, проба предметов на вкус, испытание на прочность (укусить,
бросить), получить звук (хлопнуть в ладоши, стукнуть предметом о твердую
поверхность). Далее, при развитии координации движений и мелкой моторики,
экспериментирование становится содержательнее, но сохраняет свою спонтанность
до достижения 5–6  лет. С этого возраста
дети начинают проводить исследования уже по продуманному плану, при этом
фиксируя и анализируя полученные данные [1].

Таким образом, можно
сделать вывод о том, что экспериментирование, как один из ключевых методов
обучения является приоритетной деятельностью, отраженной в ФГОС. Согласно
федеральному стандарту, задача педагога состоит в то, чтобы организовать
оптимальные условия образовательного процесса, при которых ребенок сможет
раскрыть свои таланты и возможности. Экспериментирование является важным
элементом в образовательном процессе дошкольников, так как через систему опытов
и анализа они познают окружающий и мир и формируются дальнейшее сознание об
общей картине мира.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы