Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Дошкольное образование

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Экскурсии и прогулки как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе экскурсий и прогулок 6

1.1. Анализ проблемы патриотического воспитания в научной литературе 6

1.2. Особенности патриотического воспитания в дошкольном возрасте 13

1.3. Экскурсии и прогулки как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в детском саду 23

Выводы по главе 1 33

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по патриотическому воспитанию дошкольников средствами экскурсий и прогулок 35

2.1. Организация и методики исследования уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 35

2.2. Работа по проведению экскурсий и прогулок с целью патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 41

2.3. Анализ результатов работы 61

Выводы по главе 2 67

Заключение 68

  

Введение:

 

Актуальность. На современном этапе развития российской государственности жизнь выдвигает перед педагогами глобальные проблемы, одной из которых является патриотическое воспитание личности. Актуальность патриотического воспитания личности в современном российском обществе во многом обуславливается необходимостью государственных процессов на основе гуманизма, демократии, социальной справедливости, которые должны обеспечить всем гражданам равные возможности для развития и применения их потенциальных способностей, достижения субъективно привлекательных и одновременно социально значимых целей как условия реализации главной социально-психологической потребности личности – потребности в самоопределении и самоутверждении.

Необходимость патриотического воспитания обусловлена в Федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан РФ» национального проекта «Образование», в котором определены цели и задачи, а также необходимость проведения данной работы. Помимо этого ФГОС ДОО также обуславливает необходимость воспитания патриотической личности дошкольников, что отражается во многих программных документах, образовательных программах отдельных детских садов.

В них отмечается, что основания патриотического воспитания закладывается в раннем возрасте. От его прочности во многих случаях зависит гармоничность подрастающего ребенка, характер складывающихся между ним и обществом отношений. И прежде всего, нужно пытаться создать благоприятный психологический климат в каждом детском коллективе, в котором дети овладевают культурой общения, будут учиться с уважением относиться к мыслям и действиям других людей, глубже осознают нравственные истины, воспитывать у детей чувство симпатии, благосклонности, справедливости, доверия и т.д.

Но, к сожалению, в современных дошкольных учреждениях патриотическому воспитанию уделяется мало внимания, и ребенок не владеет необходимым для этого возраста объемом знаний. Разногласия в требованиях к воспитанию детей и организацией воспитательного процесса мы видим не в том, что воспитатели не отдают себе отчет в необходимости этой работы, а в отсутствии конкретных методических рекомендаций по этому вопросу.

Средствами патриотического воспитания старших дошкольников являются само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду). Среди эффективных средств, позволяющих формировать и развивать патриотизм у детей дошкольного возраста, является метод экскурсий, позволяющий наглядно демонстрировать детям основные законы природы родного края и способы обращения с ней.

Несмотря на это в практике современных образовательных организаций существует противоречие между социальным заказом общества на патриотически воспитанную личность и недостаточным теоретическим и практическим обоснованием возможностей использования экскурсий и прогулок для патриотического воспитания в условиях дошкольного образования.

В связи с этим проблемой исследования является поиск путей для эффективного патриотического воспитания с помощью экскурсий и прогулок.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке использования экскурсий и прогулок для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать проблему патриотического воспитания в научной литературе.

2. Охарактеризовать особенности патриотического воспитания в дошкольном возрасте

3. Выделить особенности использования экскурсий и прогулок для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

4. Организовать и провести исследование уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

5. Провести работу по патриотическому воспитанию в процессе организации экскурсий и прогулок.

6. Проанализировать результаты проведенной работы.

Гипотеза исследования: предполагается, что для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста необходимо в воспитательном процессе детского сада использовать следующие психолого-педагогические условия:

— организация сотрудничества с родителями при проведении экскурсий и прогулок;

— организация воспитательных и учебных прогулок и экскурсий с дошкольниками в исторические места;

— использование краеведения при работе с дошкольниками.

Объектом исследования выступает патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Предметом исследования являются прогулки и экскурсии для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая база исследования представлена трудами отечественных исследователей:

— концепции деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, развивающего обучения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Б. Запорожца и др.

— идеи патриотического воспитания, раскрытые в трудах Г.Н. Волкова, Т.С. Комаровой, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др.;

— концепции воспитания и социализации личности Б.Г. Ананьева, В.И. Логиновой, A.B. Мудрика и др;

— познавательная ценность экскурсий и прогулок в ДОО в трудах таких исследователей как Б.В. Емельянов, Е.В. Дашкова, О.В. Елисеева.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Эмпирическое беседа с детьми, анализ детских рисунков, наблюдение за деятельностью детей в рамках предметно-пространственной среды детского сада, анализ детских вопросов о родной стране).

3. Сравнение и обобщение полученных результатов.

Экспериментальная база: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 99. г. Томска. В исследовании приняли участие 23 ребёнка старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные экскурсии и прогулки могут проводиться воспитателями в дошкольных организациях, а также во взаимодействии с родителями, с целью патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Структура ВКР состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В представленном исследовании проведен комплексный анализ научно-педагогической литературы по проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Мы ознакомились с генезисом идеи общественного воспитания детей в ее исторической ретроспективе, определили цели работы и обозначили систему ознакомления детей с родным городом. Выделили основные задачи и средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Анализируя научно-педагогическую литературу относительно проблемы патриотического воспитания также на основе собственных наблюдений и обобщений нами было определено, что патриотизм — это интегративное качество личности, содержащее элементы социоморальной, правовой и патриотической культуры и характеризует патриотическую направленность человека. В контексте образовательной деятельности учреждения дошкольного образования патриотического воспитание – это система целенаправленного педагогического воздействия на личность, целью которой является формирование правовой, нравственной и патриотической культуры, а также формирование патриотического осознанности подрастающего поколения.

Примененный комплекс исследовательских процедур обнаружил, что традиционная образовательная деятельность учреждений дошкольного образования в полной мере не обеспечивает достижения высоких и достаточных результатов формирования патриотичности детей старшего дошкольного возраста. Эмпирические данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, актуализировали необходимость поиска обновленных эффективных подходов к воспитанию патриотизма детей.

Реализация экспериментальной программы обеспечила формирование у дошкольников элементарной формы патриотического восприятия: реалистичного и оптимистического. Это своеобразный и важный ориентир в воспитании патриотичности, на основе глубинных эмоциональных переживаний, базирующихся на родной и хорошо знакомой, на кровной связи между людьми, природной привязанности и любви к родной земле, языку и культуре.

Результаты контрольных срезов по разработанным критериям и показателям определения уровней воспитанности патриотизма у детей старшего дошкольного возраста показали, что процент детей, для которых характерен высокий уровень патриотического воспитания, увеличился.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе экскурсий и прогулок

1.1. Анализ проблемы патриотического воспитания в научной литературе

Проблема воспитания гражданина имеет долгую историю своего научного анализа. Исследователи педагогики античности (Г.А. Голубева, Г. Е. Жураковский и многие др.) считают, что доминирующими в ней были две тенденции, две идеи воспитания. Одна, берущая начало от Сократа (469 г. до н. е. – 399 г. до н. е.), связанная с идеей патриотического воспитания, вторая, которую отстаивал Антисфен Афинский (ок. 455 – ок. 360 до н. э.), положила начало традициям свободного воспитания [1].

Изучение текстов античных авторов убеждает, что наиболее яркой животворной идеей о формировании личности выступает идея патриотического воспитания, как ответ на общественную потребность привести в соответствие интересы общества и интересы личности. Она сформировалась во времена античности и практически воплощалась в жизнь греческих городов-государств и Римской империи.

По Платону (428/7 р. до н. е. – 347 р. до н. е.), цель воспитания состоит в том, чтобы оказать такое влияние на человека, которое бы с детства побудило его страстно желать, стремиться стать совершенным гражданином.

Весьма своеобразным по проблеме воспитания патриотизма является мнение французского педагога-просветителя XVIII ст. Ж.-Ж. Руссо (28 июня 1712, Женева – 2 июля 1778). Он считал, что в деле воспитания патриотизма оно всесильно; когда воспитание поставлено должным образом, то все, на кого оно направлено, приобретают высокие гражданские добродетели [10].

Следующая тенденция патриотического воспитания связана с тем, что его идея долгое время замалчивалась, или же подвергалась критике. Исключением можно назвать разве что книгу В.А Сухомлинского «Рождение гражданина» [25]. Гражданственность у В. Сухомлинского (1918-1970 гг.) охватывала формирование чувства принадлежности к политическому строю, преданности Родине, первостепенность общих, общественных, интересов по сравнению с личными, но, несмотря на это, нельзя не видеть, что даже в сложные времена советского автократизма великий педагог сумел определить направления основе гуманизма [20].

Существенным для нашего исследования является научное мнение академика И.Д. Беха (1940 – по настоящее время), который рассматривает патриотическое воспитание как сочетающее в себе несколько разновидностей воспитания и «направленное прежде всего на гражданское…», хотя при этом не исключает нравственное и правовое. Ученый отстаивает интегративность патриотического воспитания, которое обязано сочетать в себе формирование у ребенка определенных нравственных норм, основ правовых знаний, чувство любви к стране, где он родился и живет [8].

Что касается современных тенденций, то к исследованию понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» обращаются современные ученые Гаффарова Г.И., Калямова Л.Р., Жданова Л.У., которые отмечают ведущую роль национальной идеи в становлении гражданина – патриота своей страны и считают, что сегодня идеал настоящего россиянина – гражданина-патриота, демократа, гуманиста отвечает национальному проекту и национальной российской идее. Авторы определяют патриотичность как любовь к Родине, своему народу, заботу о его благе, содействие становлению и утверждению России как суверенного, правового, демократического, социального государства, готовность отстоять его независимость, служить и защищать его, разделять свою судьбу с его судьбой [4].

Патриотическое воспитание, по мнению Н.Г. Комратова, усматривается в воспитании определенных гражданских качеств. Патриотизм и гуманизм, толерантность, взаимопонимание, благотворительность, гражданская активность и инициативность основываются на воспитании сознательного гражданина, что является ведущей задачей современного патриотического воспитания молодого поколения, в частности дошкольников [14].

Бесспорно, что в процессе патриотического воспитания ведущее место принадлежит образовательной составляющей, которая дополняется и расширяется воспитанием в духе гражданственности. Это понятие объединяет гражданскую, политическую социализацию и способность приобщать к этому процессу моральные ценности.

В то же время, в ряде концепций и программ, отражающих сущность проблемы формирования патриотичности у детей и молодежи в сегодняшних условиях, дети дошкольного возраста ограничены в получении представлений и знаний о преимуществах национального исторического наследия России [2].

Основываясь на наработке ведущих специалистов, обобщенно представим сущность ключевых понятий.

Патриотизм – это любовь к своей Родине, к своему народу; естественная привязанность и любовь ребенка к родной земле, языку, культуре; глубокое нравственное чувство, показатель и выразитель высочайших проявлений духовного мира.

Патриотизм как качество личности обуславливает ее способность в критических ситуациях ставить общественные блага выше собственных. Определяется развитостью устойчивых механизмов регуляции патриотического сознания, патриотического отношения и поведения [10]. Формирование патриотизма как неотъемлемой части социально-нравственной направленности личности осуществляется в процессе деятельности воспитанников, организованной педагогами с использованием различных методов, технологий, форм и средств учебно-воспитательной работы.

Патриотическое воспитание является личностно ориентированным воспитательным процессом, направленным на приобретение ребенком интегрального качества, характеризующий его положительное эмоционально-ценностное отношение к Родине, осознание собственной причастности к русскому этносу и национального культурно-художественного наследия, проявляется в познавательной деятельности, отношении к культуре других народов [14]. Патриотическое воспитание неразрывно связано с интернациональным, нравственным, трудовым воспитанием. Целью и результатом патриотического воспитания является патриотизм как важное социально-нравственное качество личности.

Патриотическое развитие – это процесс личностных количественных и качественных изменений, происходящий под влиянием внешних (стихийное влияние микросреды; целенаправленное влияние воспитывающих групп общества) и внутриличностных (мотивы, установки, ценности личности) факторов, связанных с становлением устойчивой патриотической позиции человека , формированием у него системы жизненных ценностей, связанных с патриотическими установками, а также сформированность способности к проявлению патриотизма. Глубинными факторами влияния на развитие патриотизма ребенка являются натуралистические факторы, учитывая, что он – природное существо [1].

Патриотическая воспитанность является результатом целостного воспитательного влияния, – процесса патриотического воспитания, направленного на обогащение знаний и представлений детей о семье, родном крае, Родине, ее истории и культурном достоянии, которые через эмоционально-ценностное отношение к родной стране, мотивацию на собственное участие в практических делам реализуется в поведении и деятельности детей [29].

Патриотические чувства являются системным, целенаправленным процессом развития содержательного и сущностного наполнения эмоционально-чувственной составляющей патриотизма личности ребенка, что обеспечивается деятельностным механизмом достойного взаимодействия личности с собой как представителем своего народа, с собственным народом и его достоянием, с другими народами [33].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы