Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Экономическая основа Евроатланического партнёрства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ И ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 11
1.1. Предпосылки формирования основ
трансатлантического партнерства после Второй мировой войны 11
1.2. Сущность плана Маршалла и его
роль в развитии Западной Европы и трансатлантических связей 18
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА 38
2.1. Эволюция трансатлантического
сотрудничества в период холодной войны 38
2.2. Особенности трансатлантического
взаимодействия после окончания холодной войны 48
2.3. Тенденции и перспективы
развития трансатлантических связей на современном этапе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Введение:
Актуальность исследования. США и Европейский Союз являются
традиционными партнерами и союзниками на мировой арене. США при этом выступают
в роли сверхдержавы, в то время как ЕС предстает в качестве нового глобального
центра силы с характерной для него асимметрией между экономикой и
безопасностью. Сотрудничество США и ЕС представляется во многом уникальным,
поскольку насчитывает более полувека, за которые стороны прошли достаточно
насыщенный путь развития. В настоящее время интересы ЕС в мировой политике
базируются, в первую очередь, на трансатлантическом партнерстве, которое стало
основой Западного блока в период холодной войны, официально оформившись в
рамках Североатлантического альянса (НАТО).
При этом, особый интерес вызывает экономическая основа
трансатлантического партнерства, особенно в условиях происходящей в настоящее
время динамики в глобальных экономических процессах.
Интерес вызывает и анализ современных тенденций
сотрудничества Соединенных Штатов и Европейского союза в условиях меняющегося
мирового порядка.
Также, важнейшим направлением внешней политики ЕС остается
Россия. Непростые периоды взаимодействия Вашингтона и Брюсселя с Москвой в
последние годы перешли на стадию комплексного кризиса, символом которого стали
взаимные санкции и контрсанкции.
Наконец, все более важным приоритетом ЕС становится Китай, в
то время как США вступили с ним в полосу затяжной и бескомпромиссной
конфронтации, в то время как вторая экономика мира с ее грандиозными проектами
возрождения Шелкового пути представляет собой весьма перспективное направление
взаимодействия.
Источниковую базу составили нормативно-правовые акты,
регулирующие деятельность Европейского Союза и его внешнюю политику, а также
отношения с США.
В частности, Закон об экономическом сотрудничестве, принятый
США в 1948 году, более известный как план Маршалла и направленный на
послевоенное восстановление Европы[1].
Новое трансатлантическое партнерство 1995 года определило
сотрудничество после холодной войны[2].
Трансатлантическое партнерство, предложенное президентом США
Б. Обамой, должно было вывести на качественно новый уровень сотруднчиество США
и ЕС. [3]
Договор об учреждении Европейского экономического сообщества[4] определяет
основы создания ЕЭС, его базовые принципы, которые во многом сохраняют свою
актуальность и в настоящее время. Документ был принят исходя из мнения США о
необходимости объединенной противостояния Европы Восточному блоку и укрепления
в этой связи трансатлантических связей.
Договор о создании Европейского Союза определяет современные
параметры развития ЕС и формирует новый уровень трансатлантических связей,
отражая растущую мощь ЕС и стремление к более равноправному трансатлантическому
партнерству [5].
Лиссабонский договор фиксирует тенденции развития ЕС в
настоящее время и анализируется в работе исходя из влияния на
трансатлантические связи[6].
Кроме того, речь государственного секретаря США Дж. Маршалла
дает представление о состоянии европейской экономики после Второй мировой войны
и намерениях США[7].
Степень научной разработанности
проблемы. Исходя из
темы работы, можно отметить исследования таких ученых, как К. Арчик[8],
который охарактеризовал современное состояние трансатлантического партнерства
сквозь призму интересов США; П. Белкин[9], подробно проанализировавший
современное состояние сотрудничества США и ЕС в рамках НАТО, К. Амадео[10],
рассматривавший военно-политический блок НАТО сквозь призму его истории,
эволюции, современного состояния.
Р. Фут, С. Макфарлейн, М. Мастандуно[11] рассматривают вопросы
гегемонии США в международных организациях.
Г. Аллисон анализирует отношения между США и ЕС сквозь
призму текущего состояния и тенденций развития[12].
Идеологические основы трансатлантического партнерства,
которые во многом определяют его фундамент, рассмотрены в работе Ф. Фукуямы[13]. Идеи либерализма,
которые во многом определяют отношения США и ЕС, осмысливаются исследовании «К
вечному миру» И. Канта[14].
Российский исследователь В. Чалый[15] дает критический анализ
идейных основ либеральной идеологии, на которую опираются США и станы
Европейского Союза.
В. Сморгунова рассматривает западную модель мировоззрения,
определяющую их партнерство[16].
Принципы решения международных вопросов, заложенные в
«Четырнадцати пунктах» Вудро Вильсона, и принятые за основу Лигой наций после
Первой мировой войны, представляют интерес с точки зрения понимания
концептуального подхода к международной системе с точки зрения западных стран[17].
Р. Старр рассматривает теоретические аспекты трансатлантического
партнерства и того, почему оно оказывается прочным и продолжительным, несмотря
на фундаментальные изменения в системе международных отношений[18].
А. Шлезингер анализирует общность мировоззрения и ценностей
США и Западной Европы[19].
Российский эксперт И. Тимофеев[20] критически анализирует
принципы американского либерализма и их практическое воплощение.
В работе М. Дойча[21] рассматриваются последние
тенденции в развитии американского либерализма.
Также, значительную роль в работе сыграли материалы официальных
источников Европейского Союза и других стран. В частности, постпредство
Российской Федерации в ЕС дает подробный официальный обзор отношений на
современном этапе[22].
Европарламент анализирует особенности отношений ЕС и КНР, в
том числе попытки Пекина экономически закрепиться в странах Восточной Европы и
на Балканском полуострове, некоторые страны из которых входят в Европейский
Союз, что негативно сказывается на трансатлантическом партнерстве[23].
Текущие тенденции и перспективы этого процесса рассматриваются
в материале стратегической повестке для сотрудничества[24]. Корректировки
внешнеполитического курса Брюсселя рассматриваются в документе об элементах
новой стратегии ЕС[25].
Статистические аспекты анализируются в материале о торговле[26].
В монографии Ф.Г. Войтоловского[27] анализируются вопросы
формирвоание и эволюции трансатлантического партнерства.
Инициатива президента США в 2009-2016 годах Б. Обамы по
укреплению трансатлантического
партнерства выражена в его выступлении в Берлине[28].
Идеи транcатлантического партнерства выражены в совместном
выступлении лидеров США и западноевропейских стран, в том числе
премьер-министра в то время входившей в состав Европейского Союза
Великобритании Дж. Кэмерона[29].
Геостратегические последствия реализации проекта трансатлантического
торгового и инвестиционного партнерства анализируются в работе Д. Хэмилтона и
С. Блокманса[30].
Аналогичные вопросы затрагиваются российским исследователем
Д.В. Сусловым, который анализирует их в контексте регионализации и роста
взаимозависимости[31].
В целом, вопросы трансатлантического партнерства достаточно
подробно рассматриваются американскими и европейскими исследователями.
Значительное количество работ по данной теме присутствует и в российских
исследованиях.
В то же время, большинство работ касаются тех или иных
аспектов темы исследования, существует нехватка материалов системного
характера, касательно отношений США и европейских государств.
Также, имеется недостаток работ, которые рассматривают
текущие тенденции и перспективы развития трансатлантического партнерства в
условиях меняющегося мира.
Объект исследования – трансатлантическое партнерство.
Предметом исследования является экономическая основа
трансатлантического партнерства.
Цель работы заключается в выявлении
экономических основ трансатлантического партнерства.
Задачи исследования. Достижение цели предполагает решение
следующих исследовательских задач:
— рассмотреть предпосылки формирования основ
трансатлантического партнерства после Второй мировой войны;
— охарактеризовать сущность плана Маршалла и его роль в
развитии Западной Европы и трансатлантических связей;
— определить эволюцию
трансатлантического сотрудничества в период холодной войны;
— показать
особенности трансатлантического взаимодействия после окончания холодной войны;
— выявить тенденции и перспективы развития
трансатлантических связей на современном этапе.
Теоретико-методологические основы
работы. Методологической
основой работы стал политический реализм как фундаментальный подход современной
теории международных отношений.
Кроме того, без некоторых принципов политического
либерализма, который является важной и неотъемлемой частью ценностной
ориентации внешнеполитической стратегии США и ЕС.
Эти идеи которой широко используются Соединенными Штатами и
Европейским Союзом для публичного обоснования своих действий, прежде всего, в
рамках укрепления экономического и политического сотрудничества.
Структура работы. Работа состоит из вводной и основной
частей, состоящей из двух глав, а также заключительной части и списка использованной
литературы. [1] Economic
Cooperation Act of 1948 (Marshall Plan), April 3, 1948 — [Электронный ресурс]URL: —
https://www.visitthecapitol.gov/exhibitions/legislative-highlights/economic-cooperation-act-1948-marshall-plan-april-3-1948
(дата обращения:14.04.2021) [2] The
New Transatlantic Agenda — [Электронный ресурс]URL:
—
https://www.europarl.europa.eu/cmsdata/124321/new_transatlantic_agenda_en.pdf (дата обращения:09.12.2021) [3] The Trans-Pacific Partnership — [Электронный ресурс]URL: — https://obamawhitehouse.archives.gov/issues/economy/trade
(дата обращения:09.12.2021) [4] Договор об учреждении Европейского экономического сообщества.
Текст — [Электронный ресурс]URL: —
http://docs.cntd.ru/document/901771692. (дата обращения:09.12.2021) [5] Treaty on European Union — [Электронный ресурс]URL: —
https://europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_union_en.pdf
(дата обращения:09.12.2021) [6]Lisbon treaty — [Электронный ресурс]URL: —
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A12007L%2FTXT (дата
обращения:09.12.2021) [7] Secretary
of State George Marshall’s Speech — [Электронный
ресурс]URL: —
https://www.archives.gov/milestone-documents/marshall-plan (дата обращения:14.04.2021) [8] Kristin
Archick. U.S.-European Relations in the 116th Congress. Congressional Research
Service — [Электронный ресурс]URL:
— https://fas.org/sgp/crs/row/IF11094.pdf (дата обращения:09.12.2021) [9] Paul
Belkin. NATO: Key Issues Following the 2019 Leaders’ Meeting. Congressional
Research Service — [Электронный ресурс]URL:
— https://fas.org/sgp/crs/row/R46066.pdf (дата
обращения:09.12.2021) [10]Kimberly
Amadeo. NATO, Its Purpose, History, and Members
— [Электронный ресурс]URL:
—
https://www.thebalance.com/nato-purpose-history-members-and-alliances-3306116 (дата обращения:09.12.2021) [11]Rosemary
Foot, S. Neil MacFarlane, and Michael Mastanduno. U.S. Hegemony and
International Organizations — [Электронный ресурс]URL:
—
https://www.foreignaffairs.com/reviews/capsule-review/2003-09-01/us-hegemony-and-international-organizations.
(дата обращения:09.12.2021) [12]Graham
Allison. The New Spheres of Influence [Электронный
ресурс]URL: —
https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-02-10/new-spheres-influence
(дата обращения:09.12.2021). [13] Фукуяма Ф.Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2005. 592 с. [14] Кант И. К вечному миру. — [Электронный
ресурс]URL: — https://www.civisbook.ru/files/File/Kant_K_vechnomu_miru.pdf
(дата обращения:09.12.2021) [15]Чалый В. А. Интерпретация категорического
императива Джоном Ролзом в «Теории справедливости» / / Кантовский сборник.
2013. Вып. 2 (44). С. 46-52. [16]Сморгунова В. Ю. Англо-американский либерализм
как основание западной модели гражданского общества: теоретико-правовой анализ.
— [Электронный ресурс]URL: —
https://cyberleninka.ru/article/n/anglo-amerikanskiy-liberalizm-kak-osnovanie-zapadnoy-modeli-grazhdanskogo-obschestva-teoretiko-pravovoy-analiz
(дата обращения:09.12.2021) [17]Четырнадцать пунктов Вильсона, 8 января 1918
года. — [Электронный ресурс]URL: —
http://doc20vek.ru/node/4019. (дата обращения:09.12.2021) [18]Starr, Paul. WhyLiberalismWorks. — [Электронный
ресурс]URL: —
https://www.princeton.edu/~starr/articles/articles07/Starr.WhyLiberalismWorks.pdf/
(дата обращения:09.12.2021) [19]Arthur
Schlesinger, Jr..Liberalism in America: A Note for Europeans — [Электронный ресурс]URL: —
https://www.writing.upenn.edu/~afilreis/50s/schleslib.html (дата обращения:09.12.2021) [20]Тимофеев И. Железная рука в бархатной перчатке:
принципы, определившие американский век. — [Электронный ресурс]URL: —
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/zheleznaya-ruka-v-barkhatnoy-perchatke-printsipy-opredelivshie-amerikanskiy-vek/
(дата обращения:09.12.2021) [21]Michael C. Desch. America’s Liberal
Illiberalism. — [Электронный ресурс]URL:
—
https://www.belfercenter.org/sites/default/files/files/publication/IS3203_pp007-043_Desch.pdf.
(дата обращения:09.12.2021) [22]Краткий обзор отношений. Постпредство РФ в ЕС. —
[Электронный ресурс]URL: —
https://russiaeu.ru/ru/kratkii-obzor-otnoshenii(дата обращения:09.12.2021) [23]China and the EU, 11/05/2016 — [Электронный
ресурс]URL:
-https://eeas.europa.eu/delegations/china_en/15394/China%20and%20the%20EU(дата
обращения:09.12.2021) [24] EU-China
2020 Strategic Agenda for Cooperation, 2013. — [Электронный
ресурс]URL: —
http://eeas.europa.eu/archives/docs/china/docs/eu-china_2020_strategic_agenda_en.pdf [25] Elements
for a new EU strategy on China, 2016. — http://eeas.europa.eu/archives/delegations/china/documents/more_info/eu_china_strategy_en.pdf
(дата обращения:09.12.2021) [26] China-EU
— international trade in goods statistics. — [Электронный
ресурс]URL: —
https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/China-EU_-_international_trade_in_goods_statistics(дата обращения:09.12.2021) [27] Войтоловский Ф.Г. Единство и разобщенность Запада. Идеологическое
отражение в сознании элит США и Западной Европы трансформаций политического
миропорядка 1940-е – 2000-е гг. М., «Крафт+», 2007, 454 с. [28] Obama’s
Berlin speech: «A world that stands as one» / / Spiegel Online International. —
Berlin, 2008. — 24.07. – URL: http://www.
spiegel.de/international/germany/obama-s-berlin-speech-a-world-that-stands-as-one-a-567920.html
(Дата обращения — 18.12.2021). [29] Remarks
by President Obama, UK Prime Minister Cameron, European Commission President
Barroso, and European Council President Van Rompuy on the Transatlantic Trade
and Investment Partnership // The White House. -Lough Erne, Northern Ireland,
2013. — 17.06. — URL: https://www.
whitehouse.gov/the-press-office/2013/06/17/remarks-president-obama-uk-pri
me-minister-cameron-european-commission-pr (Дата
обращения
— 18.12.2021). [30] Hamilton
D., Blockmans S. The geostrategic implications of HIP // CEPS special report /
Centre for European policy studies. — Brussels, 2015. -N 105, April. — 16 p.
-URL: https://www.ceps.eu/system/files/ SR105%20Geopolitics%20of%20TTIP%
20Hamilton%20and%20Blockmans.pdf (Дата
обращения
— 18.12.2021). [31] Суслов Д.В. Регионализация и хаос во взаимозависимом мире:
Глобальный контекст к началу 2016 года // Валдайские записки / Международный
дискуссионный клуб «Валдай». — М., 2016. — № 3 (43), январь. — 14 с. -URL:
http://ru.valdaiclub.com/files/10063/ (Дата обращения -18.12.2021).
Заключение:
Идеологической основой трансатлантических связей послужил
либерализм. Он был присущ внутренней и внешней политике США с самого их
основания, базируясь на особенностях создания североамериканского государства
как оплота демократии и прав человека, и стал восприниматься Западной Европой
после Второй мировой войны. Принципы либеральной демократии, укоренившиеся в
фундаментальных основах государства, содержатся и в представлении о себе и
своей роли в мире, а также в отношениях с другими странами.
Во внешней политике либерализм влияет на внешнеполитический
курс таким образом, что страны либеральной демократии в своей стратегии
балансируют между изоляционизмом, в случае, если баланс сил не позволяет
либерализировать нелиберальный мир, и мессианством, когда либерализация
нелиберального мира считается возможной. Это исключает возможность
«комфортного» сосуществования с нелиберальным миром и побуждает США и страны
Западной Европы либо «уйти от чужих вещей», либо «преобразовать их».
Основными факторами, обуславливающими сближение США и
Западной Европы, стали начало холодной войны, военная и экономическая слабость
европейских стран, которые не могли бы самостоятельно противостоять в военном
плане СССР или США, принятие и реализация плана Маршалла, предусматривающего
послевоенное восстановление Европы как глобального экономического центра,
размещение военных баз США в Европе и создание НАТО, а также либеральные
ценности.
Разработка и реализация плана Маршалла стало следствием
угрозы распространения коммунизма и крайне тяжелого экономического положения
Западной Европы после Второй мировой войны. Принятый к реализации план Маршалла
включал в себя трехлетний период восстановления общей стоимостью около 17 млрд
долларов. Целью плана Маршалла было восстановление экономики Западной Европе,
предотвращение банкротства этих стран и снижение угрозы со стороны идеологии
коммунизма.
План Маршалла был сконструирован на содействие
экономическому развитию, и это дало свои результаты практически по всем сферам
и направлениям развития. Западноевропейские страны получили импульсы
экономического развития, став надежными партнерами США, укрепив
трансатлантические связи и став катализатором интеграционных процессов в
Европе.
В период холодной войны отношения США и стран Западной
Европы претерпели определенные изменения. Изначально США использовали
сложившуюся асимметрию по всем параметрам в отношениях с европейскими странами,
чтобы в максимально возможной степени привязать их с своему политическому курсу
и экономическому развитию в условиях противостояния с СССР и его союзниками.
В то же время, по мере укрепления стран Западной Европы и
нарастания интеграционных процессов между США и европейскими союзниками
постепенно стали проявляться противоречия, которые касались, прежде всего,
отношений со странами Восточного блока. Западная Европа поддерживала
сотрудничество, которое выразилось, в частности, в «новой восточной политике
ФРГ» и элементы которой сохраняются и в настоящее время.
После окончания холодной войны экономическое и
военно-политическое сотрудничество, сформировавшиеся в условиях холодной войны,
продолжали определять трансатлантическое взаимодействие. В экономическом плане
ЕС и США остаются ключевыми партнерами, чье сотрудничество выходит за рамки
обычного торгово-экономического взаимодействия.
Кроме того, КНР и РФ, являясь одними из ведущих партнеров
ЕС, слишком важны, чтобы Брюссель мог позволит
себе игнорировать этот фактор в трансатлантическом партнерстве и
продолжать следовать в фарватере американской внешней политике. Будущие
перспективы трансатлантического партнерства, скорее всего, будут определяться
за его пределами.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ И
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1.1.
Предпосылки формирования
основ трансатлантического партнерства после Второй мировой войны Истоки формирования трансатлантических связей восходят еще к
периоду складывания особых отношений между США и Великобританией. В межвоенный
период наметилось сближение между европейскими демократиями и США на почве
противостояния агрессивного национализма и фашизма, угрозы войны и подъема
Советского Союза.
В период Второй мировой войны альянс стал фактически
реальностью, частью которой в военный период стал Советский Союз. Однако
завершение Второй мировой войны предопределило распад военной коалиции на два
блока и формирование современных трансатлантических связей.
Основными предпосылками формирования трансатлантических
связей стали следующие факторы.
Во-первых, начало холодной войны, выразившееся в
противостоянии Восточного и Западного блока.
Во-вторых, военная и экономическая слабость европейских
стран, которые не могли бы самостоятельно противостоять в военном плане
Советскому Союзу или Соединенным Штатам Америки.
В-третьих, принятие и реализация плана Маршалла,
предусматривающего послевоенное восстановление Европы как глобального
экономического центра.
В-четвертых, размещение военных баз США в Европе и
подписание договора о коллективной обороне.