Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Эффективный стресс-менеджмент в управлении персоналом организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы использования стрессменеджмент в управлении персоналом организации 5
1.1 Понятие стресса и сущность стрессменеджмента 5
1.2 Стрессменеджмент как технология предупреждения и профилактики синдрома эмоционального выгорания у персонала 9
1.3 Специфика использования стрессменеджмента в управлении персоналом в сфере торговли 15
Глава 2. Исследование эффективности работы по стрессменеджменту персонала в организации «Городское потребительское общество» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика и кадровый состав ОАО «Городское потребительское общество» 21
2.2 Анализ эффективности мероприятий по стрессменеджменту у персонала организации «Городское потребительское общество» 25
2.3 Рекомендации по улучшению системы мероприятий по 32
стрессменеджменту у персонала организации «Городское потребительское общество» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 42
Введение:
Эффективное функционирование организации, обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции или оказываемых услуг зависит от результативной деятельности ее персонала. Одним из основных факторов, обеспечивающих эффективную работу персона, является грамотно организованная работа по стрессменеджменту. Стресс в современном обществе стал одной из глобальных проблем. Причем значительная часть ситуаций, вызывающих нервное напряжение, связана именно с работой, профессиональной деятельностью.
При современной интенсивности трудовой деятельности работающего человека для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, многие специалисты сознательно вынуждены подвергать себя перегрузкам, что ведет к нервному и физическому истощению. Стрессы на рабочем месте – это одна из главных причин ухудшения состояния здоровья, снижения продуктивности работника в организации. В результате снижается эффективность как сотрудника, так и компании в целом. Сегодня стресс стал неотъемлемой частью современного рабочего места. Высокая конкуренция на рынке, быстро изменяющаяся внешняя среда, чрезмерные или недостаточные требования к подчиненным, неуверенность в стабильной занятости, большой объем информации и необходимость интенсивно взаимодействовать с огромным количеством людей – стали теми основными стрессогенными факторами, которые приводят людей в организации к переутомлению и, как следствие, к стрессу.
Важной задачей для современной организации в этих условиях является профилактика стрессов и уменьшение социальной напряженности на работе. Актуальность проблемы исследования продиктована необходимостью грамотного управления стрессами на рабочем месте, как одного из ключевых факторов минимизации их негативных их последствий.
Цель исследования: изучить влияние стрессменеджмента на эффективное управление персоналом организации.
Задачи исследования:
— изучить понятие стресса и сущность стресс менеджмента;
— описать технологию предупреждения и профилактики синдрома эмоционального выгорания у персонала;
— изучить специфику использования стресс менеджмента в управлении персоналом организаций;
— выполнить исследование эффективности работы по стрессменеджменту у персонала ОАО «Городское потребительское общество»;
— разработать рекомендации по совершенствованию системы мероприятий по стрессменеджменту у персонала ОАО «Городское потребительское общество».
Предмет исследования: стрессменеджмент как фактор эффективного управления персоналом организации
Объект: система стрессменеджмента ОАО «Городское потребительское общество».
Теоретическую основу работы составляют труды таких ученых как Аверин А.Н., Базаров Т.Ю., Борисова Е.А., Кибанов А. Я., Михайлина Г.И., Маслова В.М. и др.
Достижение поставленных задач осуществляется с помощью таких методов исследования как: экономико-статистический, системный, расчетно- конструктивный, монографический и др.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключения и списка литературы. В первой главе описаны теоретические основы исследования проблемы использования стресс менеджмент в управлении персоналом организации. Во второй главе описаны результаты исследования эффективности работы по стресс менеджменту у персонала организации «Городское потребительское общество». Список литературы включает в себя 15 источников. Приложение включает в себя три рисунка и методики диагностики уровня стресса.
Заключение:
Жизнь современного человека неразрывно связана с его профессиональной деятельностью. В то же время каждый из нас может испытывать стресс на работе. Это нормальное явление, если оно не проявляется систематически. Стресс частое явление не только в жизни, но и на работе. Огромное количество дел, планов и отчетов, требования руководства, сопутствующие проблемы и неурядицы — это лишь малая часть факторов, которые могут негативно влиять на нас.
Стресс-менеджмент это грамотное управление своим состоянием и поведением во время сильного физического или психологического напряжения. Такое напряжение часто значительно снижает эффективность работы сотрудника, влияя на его эмоциональное, физическое и интеллектуальное состояние. Однозначного и общепринятого толкования этого понятия пока не существует. Но большинство практиков понимают под этим термином что-то вроде «управление собой в момент стресса» или «методы преодоления последствий стресса». Под стресс-менеджментом можно понимать процесс управления стрессом, который включает в себя три основных направления: предупреждение стрессоров (стрессогенных факторов), снижение стресса от неизбежных стрессоров и организация системы преодоления их негативных последствий. Основой управления стрессом является достаточно серьезная внутренняя работа, связанная с осознанием жизненных целей, ценностей, установок и стереотипов поведения, включая целеполагание и тайм-менеджмент. Можно выделить два основных уровня управления профессиональным стрессом: управление стрессом на уровне учреждения, управление стрессом на индивидуальном уровне.
Борьба со стрессом в учреждении является серьезной проблемой для руководства. Высокая степень изменчивости и неопределенности в нашей жизни и работе означает, что стресс сопровождает нас все больше и больше. И нередко возникают ситуации, когда уровень стресса человека превышает его психофизиологические возможности, что приводит к снижению эффективности деятельности: Стресс возникает в сложных или новых ситуациях, при высоком риске, нехватке времени, конфликтах, ситуациях, требующих поиска нового алгоритма решения проблем, и т.д. Факторы стресса, связанные с организационной средой, включают характер работы, отсутствие уверенности в будущем, слишком большой объем информации, высокий уровень ответственности, специфическую организационную структуру, невозможность повлиять на содержание работы, жесткий рабочий график, стрессовый стиль управления или ролевые конфликты, неинтересную работу, несоответствие между рабочей нагрузкой и потребностями работников (слишком много или слишком мало работы).
Основная функция стресс менеджмента заключается в том, чтобы помочь людям сохранять их эффективность и обеспечивать их безопасность при осуществлении деятельности в зонах низкого уровня компетентности. Стресс менеджмент связан с такими видами управления, как менеджмент внутренних коммуникаций, риск-менеджмент, конфликт-менеджмент, поскольку они оказывают стрессовое влияние на весь коллектив учреждения или некоторых его сотрудников. В ходе работы попытались решить ряд задач:
1. мы рассмотрели теоретический состав рассматриваемой темы.
2. проведение анализа конфликтов и стрессов в организации и особенностей управления ими.
3. разработка рекомендаций по улучшению управления конфликтами и стрессом в организации.
Управление конфликтами и стрессом в исследуемом потребительском обществе ГОРПО находится на высоком уровне. Менеджер компетентно и уверенно находит пути выхода из всех стрессовых и конфликтных ситуаций и принимает меры по их снижению в организации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы использования стрессменеджмент в управлении персоналом организации
1.1 Понятие стресса и сущность стрессменеджмента
Стресс – явление частое не только в жизни, но и на работе. Большое количество дел и задач, планы и отчеты, требования руководства, надлежащее выполнение своих обязанностей, сопутствующие проблемы и неурядицы – это лишь небольшая часть того массива стрессовых факторов, которые могут на нас влиять, и это не может не беспокоить.
Впервые это понятие ввел Г. Селье, охарактеризовав стресс (от англ. Stress – напряжение, нагрузка; состояние повышенного напряжения) как совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов – стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом) [13].
Во время стресса обычные эмоции заменяются беспокойством, которое вызывает нарушения в физиологическом и психологическом плане. Это понятие ввел Г. Селье для того чтобы обозначить неспецифическую реакцию организма на любое неблагоприятное действие. Его изучения показали, что разные неблагоприятные причины – утомление, страх, обида, холод, болезнь, унижение и множество других факторов вызывают в организме однотипную комплексную реакцию не зависимо от того, какой именно раздражитель действует на него в этот момент [5]. При этом раздражители могут и не существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.
Во время стресса человек может контролировать свои эмоции, анализировать всю ситуацию и принимать адекватные решения. В наше время в зависимости от стрессового фактора выделяют разные виды стресса, которые ясно выражены физиологически и психологически.
Психологический стресс разделяется на информационный и эмоциональный. Если человек не может справиться с задачей, не успевает принимать верные решения в нужном темпе при высочайшей степени ответственности, т.е., когда появляется информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях опасности, обиды и т.д. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа.
1. Реакция тревоги – фаза мобилизации защитных сил организма, которая повышает устойчивость по отношению к определенному действию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи происходит за счет второстепенных задач.
2. Стадия сопротивляемости – стабилизации всех параметров, которые выведены из равновесия в первой фазе, и закреплены на новом уровне. Внешнее поведение недостаточно различается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных запасов.
3. Стадия истощения, может привести к значительному ухудшению самочувствия, так же к разным болезням и даже в некоторых случаях к смерти.
Стресс является общей реакцией организма на сильное физическое или психологическое воздействие. Также под ним понимается угнетенное состояние организма и нервной системы человека.
Проблема переживания человеком психологического стресса наиболее полно была разработана в когнитивной теории стресса Р. Лазаруса. Важная роль в этой теории принадлежит именно психологическим феноменам стресса, таким как отношение человека к происходящим событиям и его эмоциональные переживания. Психологический (когнитивный) стресс, по Лазарусу, – комплекс психических состояний, являющихся результатом когнитивной оценки человеком своей способности преодолеть возникшие в сложной жизненной ситуации затруднения, мешающие его продуктивному функционированию в среде [9]. Причем Лазарус подчеркивал особое значение таких переживаний не только непосредственно в стрессовой ситуации, но и на этапе развития событий, ее предваряющих.
Стадию превентивной субъективной оценки будущей угрозы со стороны среды Лазарус рассматривал как важнейший компонент процесса переживания человеком стресса любого уровня, физиологического или психологического. В итоге уровень субъективной стрессогенности ситуации для человека определяется в когнитивной теории стресса соотношением субъективных оценок требований ситуации и ресурсо обеспеченности предстоящей активности по преодолению стресса в сложившихся обстоятельствах. Именно адекватность субъективной оценки собственных возможностей (ресурсов) совладения в соотнесении с оценкой уровня угрозы со стороны сложившихся обстоятельств, т. е. потенциальной опасности актуальной ситуации для жизни, здоровья или же для целей активности субъекта, определяет, в первую очередь, уровень интенсивности эмоционально переживаемого человеком психологического стресса [3].
Стресс оказывает сильное влияние на деятельность людей в профессиональной сфере, при этом он может нести в себе положительные свойства, когда оптимизируются все возможности организма. Находясь в состоянии эустресса, сотрудник чувствует себя хорошо из-за прилива сил. Руководитель должен проследить, чтобы «хороший» стресс не превратился в «дистресс». Но поскольку полностью избежать стрессовых ситуаций невозможно, нельзя избавиться от всех стрессовых факторов в современном мире, важно овладеть технологией стресс менеджмента, при котором осуществляется более эффективное преодоление стрессовых ситуаций и снятие накопившегося напряжения. Поэтому в последнее время всю большую популярность приобретает достаточно новое направление менеджмента – управление стрессом или стрессменеджмент.
С позиции современной науки стрессменеджмент – это совокупность мероприятий по управлению стрессом. В самостоятельное научно-практическое направление стресс-менеджмент выделился в 90-х гг. XX в. [5].