Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Дислексия и дисграфия — методы диагностики и принципы коррекции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения дислексии и дисграфии 5
1.1. Содержание понятия дисграфия 5
1.2. Характеристика дислексии 11
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с дисграфией и дислексией 18
Глава 2. Практические аспекты использования методов диагностики и принципов коррекции дислексии и дисграфии 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Результаты эмпирического исследования 31
2.3. Рекомендации по коррекции дислексии и дисграфии у детей младшего школьного возраста 40
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложение 54
Приложение 1 54
Введение:
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время речевое развитие младших школьников является одной из основных остро стоящих проблем в обучении. Одним из актуальных направлений в современном начальном образовании является развитие устной и письменной речи детей.
Письменная речь является одной из форм представления речи. Письменная речь обозначает процесс использования символов (букв алфавита, знаков препинания и пробелов) для передачи мыслей и идей в читаемой форме. Устная и письменная формы речи составляют неразрывное единство и связаны друг с другом.
Чтение и письмо являются основными способами получения различной информации, включая учебную информацию, они играют важную роль в процессе получения новых знаний. В период обучения в начальной школе учащиеся должны усвоить не только навыки беглого, правильного и осознанного чтения, но и письма. Проблемы, связанные с нарушениями связной письменной и устной речи детей младшего школьного возраста, являются актуальными для начального образования. Письмо и чтение на последующих ступенях обучения являются средством дальнейшего получения знаний учащихся.
В современных исследованиях нарушения чтения обозначают понятием «дислексия», что означает частичное расстройство в процессе овладения чтением, которое может проявляться в повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением, при сохранном слухе, зрении, интеллекте и регулярном обучении. Нарушения чтения у младших школьников в настоящее время являются одними из самых актуальных логопедических проблем. Недостатки чтения оказывают неблагоприятное влияние на понимание учащимися смысла читаемых текстов и замедляют формирование беглости и правильности чтения.
Еще одним распространенным нарушением является дисграфия. Дисграфией называется частичное специфическое нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких, повторяющихся ошибках. При дисграфии дети начальной школы с трудом овладевают письмом. Специфические ошибки письма могут проявляться при этом в замене, пропуске, перестановках, вставках букв, ошибках на уровне оформления предложения, пропуски и вставки частей слова и много другом.
Стоит отметить, что у детей с дисграфией и дислексией наблюдается недостаточный уровень сформированности слухоречевой памяти, внимания и навыков самоконтроля. Нарушения в письменной речи и чтении у учащихся являются распространенной причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности ребенка в целом.
Становится очевидным, что в настоящее время учащимся начальной школы необходима коррекционно-педагогическая работа для своевременного обнаружения дисграфии и дислексии, соответствующей помощи, направленной на устранение у детей, имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи, развития правильного произношения, фонематических морфологических, синтаксических обобщений, успешного овладения программным материалом.
Степень разработанности темы исследования. Современные представления о чтении основаны на фундаментальных исследованиях таких авторов как П.К. Анохин, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова и других ученых, которые изучали высшие психические функции как сложные системы, имеющие многоуровневое иерархическое строение. В различных работах авторов и ученых, в особенности Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой и др., была раскрыта тесная взаимосвязь между нарушениями чтения и письма и отклонениями в развитии устной речи детей, представлены теоретические основы и методы коррекции письменной и устной речи. В некоторых исследованиях представлены методы коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Ф. Спирова, А.В. Ястребова). В отдельных
Заключение:
Заключение
Итак, в ходе выполнения данной работы были получены следующие выводы и результаты:
1. Представлена и проанализирована характеристика дисграфии и дислексии. Рассмотрены понятия дисграфии и дислексии в психолого-педагогических и клинико-педагогических исследованиях разных авторов. Также рассмотрены различные классификации данных понятий.
В соответствии с принятым в современной логопедии определением, дисграфия является частичным специфическим нарушением в процессе письма, при котором можно наблюдать стойкие и повторяющиеся ошибки, искажения и замены букв, искажения в звуко-слоговой структуре слова, нарушения в слитности написания некоторых слов в предложении, аграмматизмы на письме.
2. В свою очередь дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
3. Рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с дисграфией и дислексией. Было определено, что у таких детей есть довольно значимые для них сложности в обучении, в понимании учебного материала, из-за этого у таких детей часто могут возникнуть проблемы в учебе. Поэтому часто дети отличаются отсутствием развитых коммуникативных и социальных навыков, поведенческими проблемами. Учащиеся с дисграфией и дислексией могут испытывать различные трудности с усидчивостью, концентрацией внимания, терпением и организацией. Ребенок также может испытывать зрительно-пространственные и моторные сложности. У некоторых из детей может нарушаться ориентация и память. Исходя из этого, так важно проводить с такими детьми своевременную диагностику и коррекционную работу.
4. Данное исследование было организовано с цель диагностики дислексии и дисграфии у младших школьников, для дальнейшего обоснования методов коррекции данных нарушений. В исследовании принимали участие учащиеся 3 класса. Всего участвовало 15 детей. В качестве диагностических методик исследования особенностей развития речи детей младшего школьного возраста с дисграфией и дислексией были выбраны следующие методики:
Методика раннего выявления дислексии (по А.Н.Корневу).
Исследование особенностей письменной речи (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина).
5. В качестве коррекционных методов для работы с нарушениями письма и чтения у детей в начальной школе можно предложить следующие системы работы: метод коррекции дислексии по А.Н. Корневу; метод коррекции дисграфии по И.Н. Садовниковой.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения дислексии и дисграфии
1.1. Содержание понятия дисграфия
Особой формой коммуникации между людьми выступает письменная речь. С использованием письменной речи люди могут передавать свои мысли с использованием письменных и графических знаков. При этом при овладении навыками письма могут наблюдаться различные нарушения.
Исследователи по-разному определяют письмо и письменную речь как вид речевой деятельности и как продукт речевой деятельности. Жинкин Н.И. рассматривал письменную речь как сложную аналитико-синтетическую деятельность. При этом под аналитической частью исследователем понимаются операции, связанные с разложением предмета высказывания на компоненты, а под синтетической – его удержание в памяти, расположение элементов в письменной речи [4].
Опираясь на теорию деятельности (Л.С. Выготский,А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин), исследователи представляет структуру письма как умения, которая состоит из 4-х последовательных действий:
– ориентировка (определение высказывания и его формы);
– планирование (отбор содержания);
– реализация (анализ и выбор языковых средств);
– контроль (сопоставление результатов действия и поставленной задачи коммуникации) [3].
Исследователи убеждены (А.Н. Корнев, Ф.А. Рау, О.А. Токарева, Л.С. Цветкова), что освоение письма является сложным, системным, произвольным психическим процессом. Для овладения навыками, которые в дальнейшем пригодятся детям младшего школьного возраста для овладения письмом и использования письменной речи, педагогам необходимо формировать звукопроизношение, развивать фонематические операции, основные познавательные процессы, формировать навыки по ориентации в пространстве