Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Дисциплинарное производство в федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Список используемых
сокращений. 3
Введение. 4
Глава 1.
Теоретико-правовые основы дисциплинарного производства. 9
Параграф 1.1.
Дисциплинарное производство как вид управленческой функции: понятие и
содержание. 9
Параграф 1.2.
Правовое регулирование дисциплинарного производства в системе государственной
службы. 18
Параграф 1.3.
Система, организационные структуры и субъекты, участвующие в дисциплинарном
производстве. 35
Глава 2.
Организация дисциплинарного
производства в федеральной службе войск
национальной гвардии Российской Федерации. 43
Параграф 2.1.
Особенности осуществления дисциплинарного производства в Федеральной службе
войск национальной гвардии Российской Федерации. 43
Параграф 2.2.
Проблемы и направления совершенствования дисциплинарного производства в
Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации. 65
Заключение. 75
Список
использованной литературы.. 79
Введение:
Актуальность
темы исследования. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»
оборона в Российской Федерации осуществляют Вооруженные Силы Российской
Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В апреле 2016 года Указом
Президента Российской № 157 создана Федеральная служба войск национальной
гвардии Российской Федерации (Росгвардия). Внутренние войска МВД России
преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации (далее —
войска национальной гвардии, войска). Войска национальной гвардии предназначены
для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и
свобод человека и гражданина.
В состав войск вошли невойсковые
структуры, переданные из МВД России: подразделения спецназа (ОМОН, СОБР),
авиации, вневедомственной охраны, лицензионно-разрешительной работы.
Формирование федеральной структуры осуществлялось в три этапа в период с 2016 по
2018 годы, в результате определена структура и оперативное построение войск.
Войска национальной гвардии
организационно состоят из органов управлений, объединений, соединений, воинских
частей, органов (подразделений) и других организаций (далее — военная
организация). Военные организации войск как юридические лица формируются в форме
казённого учреждения.
Комплектование войск в основном
осуществляется путём добровольного поступления на военную службу по контракту
(далее — военнослужащие) и приёма лиц, имеющих специальные звания полиции
(далее — сотрудники войск). Кроме того сохранён призыв граждан на военную
службу на основании военно-административных актов.
В течение 2018 года войска
национальной гвардии успешно участвовали в обеспечении безопасности при
проведении массовых мероприятий различного уровня. Наиболее значимые из них —
подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу FIFA-2018, а также выборы Президента Российской Федерации.
Сотрудники Федеральной
службы войск национальной гвардии выполняют важнейшие государственные функции
по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности
граждан. Эффективность данной деятельности напрямую зависит от уровня служебной
дисциплины среди сотрудников.
Значимое место в
обеспечении дисциплины принадлежит институту дисциплинарной ответственности,
которая является распространенной мерой принуждения, применяемой к служащим.
Количество сотрудников
Росгвардии, привлеченных к данному виду ответственности, является существенным,
что свидетельствует о наличии контроля за соблюдением дисциплины и законности,
но в то же время и о недостаточной эффективности дисциплинарной практики.
Так, например, в 2019
г. только по фактам несоблюдения законодательства о противодействии коррупции
привлечено к дисциплинарной ответственности 380 сотрудников Росгвардии, 10 из
которых уволены.
Особенности
субъектного состава служащих рассматриваемого государственного органа приводят
к большому количеству сложностей и противоречий при осуществлении
дисциплинарного производства и наложении взысканий, что дополнительно
подтверждается судебной практикой и обуславливает актуальность рассматриваемой
темы исследования.
Степень
разработанности темы исследования. Особенности применения
мер дисциплинарной ответственности в войсках национальной гвардии Российской
Федерации отражены в научной статье Германа Е.С., Даничева Н.В., процессуальная
деятельность командиров (начальников) исследовалась Корякиным В.М., Азовцевым
А.А., вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих
территориальных органов Росгвардии затронуты в научной статье Мауль А.В., тенденции развития
нормотворческой деятельности в войсках национальной гвардии рассматривались
Финагиным В.С., Шешко М.И.
Вопросы дисциплинарного производства в
Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации являются
недостаточно изученными, в связи с тем, что данный государственный орган начал функционировать
всего пять лет назад, кроме того существует большое количество законодательных
противоречий и пробелов, что требует проведения соответствующих исследований и
анализа.
Объект
исследования: общественные отношения, связанные с
осуществлением дисциплинарного производства в Федеральной службе войск
национальной гвардии Российской Федерации.
Предмет
исследования: нормативно-правовое регулирование,
теоретические исследования и практическая деятельность Федеральной службе войск
национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению дисциплинарного
производства.
Цель
исследования: на основе проведенного научного
исследования решить научную задачу по выработке теоретических и практических
рекомендаций по совершенствованию дисциплинарного производства в Федеральной
службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели
сформулированы следующие задачи
исследования:
— рассмотреть дисциплинарное производство
как вид управленческой функции,
— исследовать правовое регулирование
дисциплинарного производства в системе государственной службы,
— изучить систему, организационные
структуры и субъекты, участвующие в дисциплинарном производстве,
— проанализировать особенности
осуществления дисциплинарного производства в Федеральной службе войск
национальной гвардии Российской Федерации,
— выявить проблемы и направления
совершенствования дисциплинарного производства в Федеральной службе войск
национальной гвардии Российской Федерации.
Теоретической
основой исследования послужили нормативные правовые акты
Российской Федерации, литература, учебные пособия, сборники лекций, научные
публикации отечественных и зарубежных учёных, а также электронные
информационные ресурсы.
Нормативно-правовую
базу исследования составили Конституция Российской
Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации,
ведомственные правовые акты.
Эмпирической
базой явились статистические данные, судебная и
правоприменительная практика.
Методологическую
основу исследования составили общенаучные
(диалектико-материалистический, системный, функциональный, методы анализа и
синтеза, социологический) и специальные (сравнительноправовой,
нормативно-логический, историко-юридический, структурнофункциональный, статистический
и др.) методы познания. В процессе сбора и общения эмпирического материала
применялись методы сравнительного анализа, контент – анализа нормативно –
правовых источников, а также методы: дедукция и индукция, синтез, анализ,
аналогия, обобщение, системный подход.
Научная
новизна исследования состоит в комплексности предпринятого
анализа дисциплинарного производства в Федеральной службе войск национальной
гвардии Российской Федерации, выявлении существующих проблем, коллизий,
законодательных противоречий, предложении путей их решения.
Теоретическая
значимость работы состоит в комплексности предпринятого анализа
дисциплинарного производства в Федеральной службе войск национальной гвардии
Российской Федерации, выявлении существующих проблем и предложении путей их
решения.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что полученные выводы
могут быть использованы в совершенствовании дисциплинарного производства в
Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Структура диссертации определяется целью и
задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, две главы,
состоящие из пяти параграфов, заключение
и список использованных источников.
Заключение:
Подводя
итог, можно сделать следующие выводы и предложения.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, позволяют
рассматривать производство по дисциплинарным делам, которое ведётся в отношении
лиц, замещающих должности государственной службы, как вид процессуальной
деятельности, являющейся составной частью юридического процесса.
По результатам проведенного анализа
дисциплинарного производства при рассмотрении вопроса о стадиях дисциплинарного
производства выявлен основной недостаток законодательства, регулирующего данную
деятельность: множественность применяемой терминологии, когда однородные, по
сути, процедурные действия по привлечению военнослужащих к дисциплинарной
ответственности в разных нормативных правовых актах именуются по-разному.
Предлагается принять унифицированный
подход к основной терминологии о привлечении военнослужащих к дисциплинарной
ответственности.
— заменить понятия «проверка», проводимая
по факту коррупционного правонарушения, «служебное расследование», проводимое в
рамках секретности, и «разбирательство» по фактам дисциплинарных проступков
военнослужащих единым термином «служебное разбирательство», с сохранением
субъектного состава. Благодаря этому будет осуществлена унификация
процессуальной деятельности по привлечению военнослужащих к дисциплинарной
ответственности, что позволит принять единый процессуально-правовой акт и уйти
от излишней загруженности нормативно-правового массива, кроме того, слово
«служебное» будет подчеркивать внутриведомственный характер;
— закрепить на нормативном уровне понятие
«служебное разбирательство» путем его включения в ФЗ «О статусе военнослужащих»
и определить следующим образом: «служебное разбирательство» — это комплекс
мероприятий, осуществляемых уполномоченным субъектом (командирами
(начальниками) либо по их указанию другими подчинёнными им должностными лицами,
должностными лицами подразделений кадровой службы, судьями гарнизонных судов)
по установлению фактических обстоятельств проступков (правонарушений)
военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также иных
событий и фактов, не имеющих признаков состава преступления, административного
правонарушения, в соответствии с которым военнослужащие несут ответственность
на общих основаниях, которые нуждаются в выяснении для установления виновного
лица (лиц), в целях принятия на основании собранных доказательств законного и
обоснованного правового решения».
— установить в законодательстве четкую
систему стадий служебного разбирательства, которая будет выглядеть примерно
следующим образом:
а) возбуждение служебного разбирательства;
б) служебное разбирательство (проверка по
факту коррупционного правонарушения, проводимая должностными лицами
подразделений кадровой службы; служебное расследование по факту разглашения
сведений составляющих государственную тайну, проводимое командиром (начальником);
разбирательство командира в отношении своего подчиненного военнослужащего по
факту совершения им дисциплинарного проступка; судебное разбирательство по
факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, за который
следует дисциплинарный арест);
в) исполнение взыскания;
г) пересмотр и обжалование решения.
Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод, что
исследования системы и правового статуса участников дисциплинарного
производства, как правило, проводились применительно к государственной службе
определенного вида и авторами по-разному определяется круг участников
производства по дисциплинарному делу и их административно-процессуальный
статус, что обусловлено, в том числе, недостатками правового регулирования
вопросов дисциплинарной ответственности государственных служащих. Эти и другие
обстоятельства предполагают необходимость дальнейшего рассмотрения указанных
проблем в целях совершенствования правового положения участников производства
по дисциплинарным делам.
Для привлечения к дисциплинарной
ответственности в отношении субъекта должен быть установлен состав
дисциплинарного проступка, а также наличие вины в его действиях, в случае
малозначительности возможно вынесение устного замечания.
Если служащий не согласен с
результатами служебной проверки или приказом о наложении взыскания он может
оспорить их в судебном порядке, как показывает практика, суды достаточно часто
встают на сторону истцов поскольку имеет место нарушение норм материального и
процессуального законодательства.
Особенностью
Росгвардии является то, что помимо воинских частей, в которых проходят военную
службу практически только военнослужащие, созданы органы управления в штатном
расписании которых введены должности для лиц, имеющих специальные звания
полиции, проходят военную службу военнослужащие, работают согласно трудового
законодательства и проходят федеральную государственную гражданскую службу лица
гражданского персонала.
Необходимо
внести изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, которое бы
содержало в себе регламентацию порядка замещения должностей сотрудников полиции
военнослужащими.
Достаточно распространенными
являются факты, когда должностными лицами, проводящими проверку, не выясняются
причины и условия, способствовавшие совершению сотрудником дисциплинарного
проступка, не разрабатываются предложения о проведении профилактических
мероприятий по устранению этих причин и условий.
Отсутствие указанных сведений в
материалах служебной проверки в случае обжалования решения начальника о
привлечении лица к дисциплинарной ответственности может повлечь за собой его
отмену.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы дисциплинарного
производства Параграф 1.1. Дисциплинарное производство как вид
управленческой функции: понятие и содержание Дисциплинарное производство одно из
производств административно-юрисдикционного процесса, которое представляет
регулируемую правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов,
направленную на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков,
к дисциплинарной ответственности.
Основные характеристики
управления и его эволюция определяются сложными динамичными процессами в
политической и социально-экономической системах. Особое место отведено
государственному управлению.
На современном этапе развития и
реформирования системы органов внутренних дел одним из приоритетных направлений
является повышение уровня служебной дисциплины, без которой невозможен процесс
эффективного государственного управления.
Особое место в системе
общественных отношений, складывающихся в сфере государственной управления,
занимает институт дисциплинарной ответственности. В ходе реализуемой
государственной политики по укреплению служебной дисциплины основное внимание
должно уделяться вопросу эффективности процессуальной деятельности по
применению мер дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарная ответственность
является одним из традиционных правовых средств, использование которых
направлено на повышение эффективности управления государственной службой в
целом.
Нормативно-правовая база,
регулирующая производство по дисциплинарным делам, постоянно совершенствуется,
превращая его в полноценное административно-охранительное производство. Данное
административное производство регламентируется нормами административного права
о прохождении отдельных видов государственной службы, в том числе в органах
внутренних дел.
В целях более детального изучения
основ производства по дисциплинарным делам представляется необходимым
определить его место и роль в структуре административного процесса.
Изучению вопросов, связанных с
понятием и структурой административного процесса, посвятили свои работы многие
ученые- административисты. Научные дискуссии, берущие свое начало в начале 60-х
годов прошлого столетия, не прекращаются до сих пор, в связи с чем, можно
говорить об отсутствии однозначной позиции относительно понятия и содержания
административного процесса.
Исторически были определены и
получили свое закрепление в научных трудах ученых несколько концепций
административного процесса.
Юрисдикционный подход к пониманию
административного процесса был представлен в монографии Н.Г. Салищевой.
В соответствии с данным подходом
под административным процессом следует понимать деятельность по разрешению
споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не
находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а так же по применению
мер административного принуждения.[1]
Анализируя данное определение,
становится очевидным, что административный процесс трактуется в соответствии с
общими представлениями о юридическом процессе как о деятельности,
осуществляемой в рамках судопроизводства.
Внутриорганизационная
деятельность органов государственной власти реализация ими своих внешних
компетенций рассматривалась лишь в качестве административных производств.
Более активно среди ученых была
поддержана управленческая концепция. Ее развивали В.Д Сорокин, С.С. Студеникин,
А.Е. Лунев, В.И. Попова и
др.
Так, В.М. Манохин утверждал, что
административный процесс — это деятельность государственных органов по
разрешению индивидуальных дел в сфере государственного управления и, прежде
всего, порядок реализации административно-правовых норм.[2]
С.С. Студеникин рассматривал
административный процесс как исполнительно-распорядительную деятельность,
осуществляемую на основе определенных процессуальных правил.[3]
На наш взгляд наиболее точным
определением при характеристике управленческого подхода является определение,
сформулированное В.Д.
Сорокиным.
Он утверждал, что
административный процесс есть урегулированный правом порядок разрешения
индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами
исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а в предусмотренных
законом случаях и другими полномочными субъектами.[4]
В рамках данной концепции под
административным процессом понимается правовая деятельность
исполнительно-распорядительных органов по реализации норм материального права,
урегулированная процессуальными нормами, в которую включают так же
нормотворческую и юрисдикционную деятельность.[5]
Большинство
ученых-административистов рассматривают дисциплинарное производство как одну из
составляющих административно-юрисдикционного процесса, то есть как одно из его
производств.
При этом Д.Н. Бахрах уточняет,
что одним из производств административно-юрисдикционного процесса является
дисциплинарное производство на основе норм административного права.
Производство по дисциплинарным
делам осуществляется в рамках разрешения индивидуально-конкретных дел,
возникающих в результате совершения дисциплинарного проступка. Отличительной
чертой дисциплинарного производства является то, что отношения между его субъектами
являются внутриуправленческими и всегда строятся в рамках служебного
подчинения.
В настоящее время можно встретить
множество различных определений термина «производство по дисциплинарным делам».
По мнению Д.Н. Бахрарха дисциплинарное производство — это
регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти по
применению дисциплинарных взысканий. Или же — это урегулированная правом
деятельность уполномоченных субъектов, направленная [1] Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. — М.: Юрид. лит., 1964. С.
16. [2] Манохин В.М. Органы советского государственного управления (Вопросы
формирования). Саратов: изд-во Саратовского университета, 1962. С. 45. [3] Студеникин С.С. Социалистическая система государственного управления и
вопрос о предмете советского административного права. М.: изд-во АН СССР, 1949.
С. 44. [4] Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: учебник. 2-е изд.,
перераб. и доп. — СПб.: изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. С.
204. [5] Бахрарх Д.Н. Советское административное законодательство об
административной ответственности. Учебное пособие. — Пермь, 1969. С. 276.