Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Дифференцированный подход в обучении на примере изучения имён прилагательных в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава 1.
Дифференцированное обучение на уроках русского языка как средство активизации
познавательного процесса учащихся разного уровня подготовки. 5
1.1
Теоретические основы дифференцированного подхода в обучении. 5
1.2
Технология дифференцированного подхода при обучении русскому языку. 8
1.3
Реализация разноуровнего обучения внутри одного класса. 10
1.4
Организация самостоятельной работы учащихся. 15
Глава 2.
Методика изучения имен прилагательных на уроках русского языка. 17
2.1 Методы
преподавания имен прилагательных на уроках русского языка. 17
2.2
Использование новых образовательных технологий в образовательном
процессе. 30
2.3
Использование ЭОР на уроках русского языка при изучении имен
прилагательных. 35
2.4
Применение метода проектов при изучении имени прилагательного. 37
2.5 Анализ
опыта учителей по организации дифференцированной работы на уроке русского языка
при изучении имен прилагательных. 40
Глава 3.
Организация работы по дифференцированному обучению на уроках русского языка 48
3.1
Разработка заданий с использованием ЭОР при изучении имен прилагательных. 48
3.2 Урок
русского языка по дифференцированному обучению.. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 60
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ… 62
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 66
Введение:
Одним из основных направлений
обновления школы является дифференциация обучения, в котором видят новые
возможности максимального развития детей с разным уровнем способностей. Вопрос
дифференциации обучения на уроках всегда актуален, потому что это путь к
углублению знаний школьников. Особенно, когда образование переходит на новую
философию отношения к учебному процессу.
Школьная практика
показывает, что количество детей, которые учились на «отлично» и «хорошо» в
младших классах, уменьшается в старших. Это свидетельствует о неиспользованные
учебные возможности, а также о невозможности педагогов охватить своих
воспитанников продуктивной творческой работой на уроке. Чтобы не допустить
отставания школьников, можно пытаться после уроков проработать то, чего не
удалось на уроке, но это приводит к перегрузке и учителя, и учеников.
Преимущество
дифференцированного обучения в том, что оно: стимулирует и активизирует
познавательную деятельность учащихся; способствует сознательному усвоению
материала; корректирует умственную деятельность учащихся; развивает их
творчество и способности; воспитывает самостоятельное мышление; помогает
выделить главное в изучаемого материала; повышает эффективность процесса
усвоения знаний; способствует устранению формализма в оценке знаний учащихся;
приучает ученика самостоятельно работать.
Дифференциация и
индивидуализация обучения помогает привлечь к работе каждого ученика, найти
оптимальный, рациональный подход к группам школьников разных уровней, дает
возможность ученику усвоить максимум информации, представленной педагогом на
уроке. Технология дифференцированного обучения позволяет создавать
благоприятные условия для того, чтобы каждый ученик мог овладеть учебным
материалом в соответствии с уровнем своих учебных возможностей.
На каждом уроке и в
каждой части учитель может дифференцировать учебную деятельность школьников,
используя те признаки, которые в данном конкретном случае позволяют лучше
учесть индивидуальные особенности ученика, сделать его работу интересной,
содержательной и продуктивной, принести радость от обучения.
Проблема применения
технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов в
процессе обучения русскому языку при изучении имён прилагательных остается мало
исследованной.
Объект исследования
– процесс использования дифференцированного подхода на уроках русского языка.
Предмет исследования
– возможности применения дифференцированных заданий для достижения предметных
результатов в процессе обучения русскому языку при изучении имён
прилагательных.
Цель исследования
– изучить особенности применения дифференцированных заданий для достижения
предметных результатов в процессе обучения русскому языку при изучении имён
прилагательных.
Гипотеза исследования: уровень
сформированности предметных умений по теме «Имя прилагательное» повысится, если
дифференцированные задания будут использоваться на уроках и при выполнении
самостоятельной домашней работы.
В соответствии с
гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть
теоретические основы дифференцированного подхода в обучении.
2. Изучить технологии
дифференцированного подхода при обучении русскому языку.
3. Рассмотреть реализацию
разноуровнего обучения внутри одного класса.
4. Изучить особенности
организации самостоятельной работы учащихся.
5. Раскрыть методы
преподавания имен прилагательных на уроках русского языка.
6. Изучить особенности
использования новых образовательных технологий в образовательном процессе.
7. Проанализировать опыт
учителей по организации дифференцированной работы на уроке русского языка при
изучении имен прилагательных.
8. Разработать уроки
русского языка по дифференцированному обучению.
Методы исследования:
анализ литературы, обобщение, анализ 6 педагогического опыта.
ВКР работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
Дифференцированное
обучение помогает легче овладеть знаниями ученикам и является важным в работе
учителя. Дифференциация обучения достигается путем обеспечения каждого ученика
нагрузкой, соответственно с его индивидуальными возможностями, практикуется различными
способами: дифференцированные домашние задания, необязательные задания,
дополнительные индивидуальные задания. Учебный процесс должен не просто
приспосабливаться, подстраиваться под свой уровень знаний и умений учащихся,
меняя содержание и методы, а ориентироваться на достижение максимально важных
результатов каждым учеником и, что не менее важно, на развитие мышления,
познавательных возможностей, интересов. Итак, организация индивидуального
подхода к обучению является одним из сложных вопросов, в котором связаны
теоретические, чаще не до конца решены вопросы, и практические требования их
реализации на конкретном предмете, в конкретных классах. Использование
дифференциации обучения вносит значительные изменения в учебный процесс,
которые проявляются не столько в методических приемах, применяемых учитель,
сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками. В условиях технологии
дифференциации ученик — это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие
решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.п.).
Главная же задача и обязанность учителя — помочь ребенку принять и выполнить
принятое им решение; помочь сделать правильный выбор, подобрать нужную
литературу. Не нужно забывать, что каждый ученик — это индивидуальность, со своим
характером, привычками, наклонностями, способностями. Если учитель будет
учитывать все особенности индивидуального подхода и обеспечивать его на уроках,
то эффективность усвоения знаний и производительность труда будет значительно
выше.
Для использования
дифференцированного подхода на уроках русского языка при изучении имён
прилагательных нужно воспользоваться следующими правилами:
1. Для дифференцировки
используют упражнения учебника, печатный дидактический материал.
2. Задача предлагают по
нескольким вариантам, облегчающих подготовку к занятиям, проверку задач после
каждого этапа урока.
3. Упражнения подбирают
так, чтобы все ученики могли одновременно их закончить.
4. Варианты не
навязывают. На уроке создают такие условия, при которых ученик имеет возможность
сам подобрать посильная задача. Так обеспечивают гуманное отношение к каждому
воспитаннику.
5. Оценивают основном
общая задача. Это дает возможность не спешить с подбором упражнений, так как
ученики знают, что разные виды работ предлагаются для того, чтобы все смогли
успешно выполнить общую задачу.
6. Дети цветными
карточками сигнализируют о выбранном варианте, что позволяет увидеть каждого
ученика.
Сильные ученики имеют
высокий уровень активности мышления. Они способны устанавливать связи между явлениями,
событиями, фактами и др., а потому интеллектуальные операции процесса усвоения
учебного материала в них осуществляется на высоком уровне абстрагирования и
обобщения.
В средних учеников
процесс познания проходит медленно. Причины этого — отсутствие
целеустремленности, недостаточная мотивация, неумение сосредоточиться на
главном, неустойчивое внимание, а также недостаток системы изучения учебного
материала. Импульсом для стимулирования познавательной деятельности у таких
детей является применение вспомогательных дидактических пособий, которые
необходимо использовать, организуя самостоятельную работу.
Для учеников с начальным
уровнем знаний, чтобы усилить восприятие содержания учебного материала,
необходимые опорные слова и предложения, консультационные карточки, наводящие
вопросы и другие вспомогательные средства, которые обеспечивают переход к
творчеству.
Дифференциация и
индивидуализация обучения помогает привлечь к работе каждого ученика, найти
оптимальный, рациональный подход к группам учащихся разных уровней, дает
возможность усвоить максимум информации, представленной учителем на уроке.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Дифференцированное обучение на уроках русского языка как средство активизации
познавательного процесса учащихся разного уровня подготовки 1.1 Теоретические основы
дифференцированного подхода в обучении
Дифференцированный подход
в обучении — один из шагов к реальной гуманизации и демократизации
национального образования сегодня, а значит, завтра — всего общества.
По каким бы вариант не подбирались
классы, но в каждом из них будут свои подгруппы, поэтому возникать
необходимость дифференцировать учебный процесс, поскольку нельзя
ориентироваться только на то, чтобы всех учить одинаково.[1]
Дифференциация (от лат.
Differentia — различие) истолковывается как разделение, расчленения, расслоения
чего на отдельные разнородные элементы.
Дифференциация обучения —
это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда ученики
готовятся на основе некоторых особенностей для отдельного обучения и в основном
обучение в этом случае проходит по нескольким разным учебным планам и
программам.[2]
Дифференцированным
является организованное обучение типологических групп, сформированными за
примерно одинаковым уровнем развития, позволяет обучать детей на достаточно высоком
уровне сложности с использованием различных методов, приемов, форм
самостоятельной работы, адекватных дидактическим возможностям каждой из групп,
обеспечивает оптимальное интеллектуальное развитие учащихся и тем самым способствует
более успешному усвоению ими знаний.[3] Дифференцированный подход
к обучению – это создание педагогом небольших групп внутри школы, класса (с
учетом личностных качеств учащихся, их склонностей, интересов, способностей,
уровня готовности) и организация учебно-воспитательной работы, способствует
развитию этих групп.
Цель дифференцированного
подхода — приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся
и обеспечить каждому ученику оптимальный характер познавательной деятельности в
процессе учебной работы на каждом этапе урока.[4]
Продолжение этих мыслей
есть и в трудах современных известных ученых. В частности, Ю.Н. Гостева
отмечает, что одним из путей обеспечения результатов обучения в системе уроков
является дифференцированный подход.[5] Дифференцированное обучение
предполагает трансформацию классных форм в групповые формы обучение и
обеспечивает переход от микрогрупповых форм — к индивидуальным. Дифференциация обучения
требует формирования классов, групп по заранее определенным критериям, то есть
организацию обучения по относительно гомогенным составом учебной группы.
Несмотря на важнейшие
признаки главных учебных элементов — субъекты учения и содержание обучение, В.В.
Воронова выделила основные и производные принципы дифференцированного обучения.[6] [1]Якиманская И.С. Дифференцированное
обучение: "внешние" и "внутренние" формы // Директор школы.
-1995. — №3. [2] Загвязинский В.И. О
дифференцированном подходе // Народное образование. – 1968. – № 10. – С. 85-87 [3]Горянова С.Н. Дифференцированный
подход при составлении домашних заданий для учеников [Электронный ресурс]. URL:
http://pedsovet.su/publ/164-1-0-4480 [4] Бутузов И.Т. Дифференцированное
обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников /
И.Т. Бутузов. – М., 2000. – 134с. [5] Гостева Ю.Н. Дифференцированный
подход к обучению русскому языку //Вестник РУДН: серия Вопросы образования. –
2001.– №8. – С.67-69. [6] Воронова В.В. Дифференцированное
обучение на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс]. URL:
http://900igr.net/prezentacija/bez_uroka/differentsirovannoe-obuchenie.-naurokakh-russkogo-jazyka.-v-nachalnoj-shkole-266919.html