Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Дидактическая игра как средство развития операций мышления старших дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ
ИГР. 6
1.1. Понятие «мышление»
в педагогической и психологической литературе. 6
1.2. Особенности
мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Развитие
операций мышления старших дошкольников посредством дидактических игр. 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ДОУ №27 «РОСИНКА»,
Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ.. 28
2.1. Организация
и методы исследования. 28
2.2. Анализ результатов
исследования уровня развития операций мышления старших дошкольников. 31
ГЛАВА 3. ПУТИ
РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ
ИГР. 37
3.1. Содержание
и организация работы по развитию у старших дошкольников мыслительных операций посредством
дидактических игр. 37
3.2. Анализ эффективности
применения дидактических в процессе развития операций мышления старших дошкольников. 43
3.3. Рекомендации
педагогам и родителям по развитию у детей старшего дошкольного возраста мыслительных
операций посредством дидактических игр 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 54
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 58
Введение:
Мышление – это психический
процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.
Содержательное и краткое определение мышления дал Юнг «мышление есть рациональная
способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального
обобщения». Мышление – это функция мозга, результат его аналитико-синтетической
деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли
второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит
процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически
означает замыкание нервных связей в новом сочетании.
Функция мышления – это расширение
границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет
при помощи умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задачей мышления является раскрытие отношений между предметами, выявление связей
и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает
на себя функции обобщения и планирования. Природа мышления и психология его развития
по-разному объяснялись разными школами, как за рубежом, так и в России.
Особое внимание к проблеме
развивающего обучения дошкольников связано с его огромным значением для развития
ребенка. По мнению Я.А. Коменского, дидактика представляет собой искусство не только
обучения, но и воспитания/
Значительный вклад в развитие
дидактики как науки внесли следующие ученые: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Ф.
Гербарт, Д. Дьюи, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н.
Скаткин, Л.В. Занков и др.
Учёные отмечают, что «дидактические
игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную к той неигровой
деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной
деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для
дидактических игр характерно наличие обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые,
создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей
форму.
Дидактические игры очень увлекательны,
они вызывают у детей интерес к решению умственных задач. Все это делает дидактическую
игру важным средством развития мышления дошкольников. Дидактическая игра имеет большое
значение в обучении и воспитании дошкольников, и может использоваться как форма
обучения, как самостоятельная игровая деятельность и как средство воспитания личности
ребенка.
Объектом исследования:
развитие операций мышления старших дошкольников.
Предметом исследования является:
дидактическая игра как средство развития операций мышления старших дошкольников.
Цель исследования: изучить
проблему использования дидактической игры как средства развития операций мышления
старших дошкольников.
Гипотеза: целенаправленное
и систематическое использование дидактических игр будет способствовать развитию
операций мышления старших дошкольников.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «мышление»
в педагогической и психологической литературе.
2. Изучить особенности мыслительных
операций детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть особенности
развитие операций мышления старших дошкольников посредством дидактических игр.
4. Провести исследования уровня
развития операций мышления старших дошкольников.
5. Разработать содержание
работы по развитию у старших дошкольников мыслительных операций посредством дидактических
игр.
6. Проанализировать эффективность
применения дидактических в процессе развития операций мышления старших дошкольников.
7. Разработать рекомендации
педагогам и родителям по развитию у детей старшего дошкольного возраста мыслительных
операций посредством дидактических игр.
Методы исследования определялись
исходя из поставленных нами выше задач. Теоретические методы (теоретический анализ
психолого-педагогической литературы, нормативных документов, сравнительно сопоставительный
анализ существующих точек зрения, теоретическое обобщение); эмпирические: опытно-поисковая
работа (констатирующий, формирующий и контрольный этап); диагностика уровня развития
логического мышления старших дошкольников (качественный и количественный анализ).
Теоретическая основа исследования:
Психолого-педагогические аспекты проблемы развития операций мышления освещены в
исследованиях А.В. Белошистой, Л.С. Выготского, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Мартыненко,
Я. Пономарева. Проблеме развития приемов мыслительной деятельности, посвящены труды
З.И. Калмыковой, С.А. Лебедевой, Л.Ф. Тихомировой, А. Басова, Л. Шведовой и др.
Практическая значимость заключается
в том, что разработанное нами содержание работы с использованием дидактических игр
может быть использовано специалистами дошкольного образования в целях развития операций
мышления старших дошкольников.
Структура работы состоит
из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
В современной психологии мышление
понимается как процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым
и опосредованным отражением действительности; высшая форма творческой активности.
Особенности развития мышления
дошкольников старшего возраста заключаются в следующем: ребенок решает мыслительные
задачи в представлении; освоенная речь приводит к развитию суждений у ребенка, что
является способом решения мыслительных задач; вопросы детей выступают показателем
развития любознательности; ребенок переходит от использования готовых связей и отношений
к «открытию» более сложных; ребенок начинает объяснять явления и процессы; складываются
предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, пытливость и гибкость.
Одним из средств развития
операций мышления являются дидактические игры. Дидактическая игра является доступным
и эффектным методом воспитания самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста.
Данная игра не требует специального материала и создание определенных условий, достаточно
знания педагогом самой игры. При этом необходимо помнить, что дидактические игры
способствуют развитию самостоятельности мышления только в том случае, если они проводятся
в определенной системе с использованием необходимых методик.
Анализ и интерпретация данных
исследования позволили на констатирующем этапе эксперимента выявить уровень развития
операций мышления у детей 5-6 лет. У старших дошкольников в двух выборках доминирует
средний уровень сформированности приемов мышления. Дети смогли установить большинство
нелепых ситуаций на картинке и смогли частично объяснить их правильное расположение.
У них фрагментарно сформированы логические связи между явлениями и предметами окружающего
мира.
Для того, чтобы достичь цели
исследования, была разработана развивающая программа, состоящая из комплекса дидактических
игр, которые подобраны с учетом возрастных особенностей старших дошкольников. Дидактические
игры, входящие в данную программу, имеют разную направленность: сначала применяются
те игры, в задачи которых, в частности, входит вовлечение ребенка в игру, устранение
стеснительности и иных негативных состояний. Затем применялось чередование разных
форм дидактических игр: связанных с активными физическими действия, с устными задачами,
задачами на развитие мышления, сообразительности и т.д. При разработке комплекса
дидактических игр в рамках развивающей программы, были учтены особенности возрастного
развития дошкольников, что обусловило выбор уровня сложности игр. Организация проведения
данной программы осуществлялась с учетом установленных для старших дошкольников
норм обучения и правил внутреннего распорядка детского сада. При реализации разработанной
программы дети воспринимали проводимые дидактические игры как повседневную активную
и интересную деятельность; результаты применения методик по диагностики уровня мышления
дошкольников им не оглашались, чтобы сохранить естественную и непринужденную атмосферу
в группе.
Анализируя контрольный эксперимент
в исследовании, которого использовались те же методики, что и на констатирующем
этапе, была выявлена положительная динамика в развитии приемов мышления у детей
старшего дошкольного возраста. Управление процессом способствовало развития приемов
мышления у детей экспериментальной группы.
Мы разработали методические
рекомендации для педагогов по развитию мышления у детей 5-6 лет посредством дидактических
игр.
Таким образом, задачи, поставленные
в исследовании, решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 1.1. Понятие «мышление» в
педагогической и психологической литературе Информация, которую получает
человек посредством изучения окружающего мира, предоставляет возможность представлять
не только внутреннюю, но также внешнюю сторону предмета, представлять предметы,
несмотря на их отсутствие, предвидеть их трансформацию во времени, при этом устремляя
мысли в бесконечные далее и микромиры. Все становится возможным благодаря использованию
мышления.
Психологи разнообразно объясняют
мышление, Н.Н. Поддъяков считает мышление как «высокую форму принятия мозгом окружающего
мира, наиболее сложный познавательный, психический процесс, который свойственный
только человеку» [26, стр. 114].
Близкое определение дает П.Я.
Гальперин: «мышление – это высший познавательный психический процесс, характеризующийся
обобщенным и опосредованным отражением действительности и существующих связей между
явлениями высшего мира» [6, С. 10].
В.Н. Капарулина, М.Н. Смирнова,
определяют: «мышление – процесс опосредованного и обобщенного отражения в сознании
человека значительных свойств предметов и явлений объективного мира» [8, стр. 3].
Мышление – это самая высокая
ступень познания человеком окружающей действительности. В качестве чувственной основы
мышления выступают восприятия, ощущения и представления. З.А. Михайлова писала,
что «посредством органов чувств, которые выступают в качестве единственных каналов
связи организма с окружающей действительностью, поступает информация в мозг» [21,
стр. 33]. Далее содержание информации обрабатывается мозгом. Одной из наиболее сложных
форм переработки информации можно считать деятельность мышления. Осуществляя решение
мыслительных задач, которые возникают перед человеком в реальной жизни, он размышляет,
приходит к определенным выводам, и таким образом он познает сущность явлений вещей,
исследует закономерности их связей, далее на этом основании изменяет мир.
Мышление, как восприятие и
ощущение, представляет собой психический процесс. А.Г. Маклаков считает, что «в
отличии от процессов чувственного познания, в ходе мышления осуществляется отражение
явлений, предметов, действительности, существенных отношений и признаков» [20, стр.
58]. Посредством восприятия человек осуществляет познание единичных предметов во
множестве их основных и случайных признаков. Выделяя в ходе мышления самое основное,
существенное в явлении, человек пробирается вглубь вещей, изучает различные зависимости
между закономерностями и их явлениями.
В жизни каждого человека часто
возникают неотложные и острые задачи проблемы. Появление таких трудностей, проблем,
неожиданностей, говорит о том, что в окружающем нас мире есть еще много непонятного,
неизвестного, неизведанного, непредвиденного, то есть того, что требует глубокого
изучения, открытия в мире все новых и новых процессов, взаимоотношений, а также
свойств. Вселенная является бесконечной, и также бесконечен процесс ее познания.
Т.Н. Овчинникова считает, что мышление нацелено на эти бескрайние глубины нового,
неизведанного. Каждый человек осуществляет очень много разных открытий в своей жизни,
будь то ребенок или взрослый [24].
Л.П. Баданина считает, что
«для осуществления мыслительной деятельности человека существенное значение имеет
ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с речью, и с языком» [3,
стр. 72]. В этом заключается одно из главных различий между психикой животных и
психикой человека. Лишь с возникновением речи стало возможным отделение от познаваемого
объекта того или иного свойства, а также стало возможным закрепление, фиксация представления
или понятия о нем с помощью специального слова. Мысли приобретают при помощи слова
материальную оболочку.
Именно поэтому, человеческое
мышление неразрывно связано с языком. Любая мысль появляется и развивается в неразрывной
связи с речью.
Проведя теоретический анализ
литературы по теме исследования, мы определили, что мышление – это психологический
процесс, который заключается в отражении человеческим мозгом, общих свойств предметов
и явлений внешнего мира, установлении связей между ними.
Р.С. Немов утверждает, что,
как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий
формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-образное,
словесно-логическое и наглядно-действенное [22, стр. 102].
1) Наглядно-действенное мышление:
Один из ранних видов мышления,
это мышление включающее в себя внешнее действие с предметом, определенное изменение
предмета (к примеру перемещение в пространстве), что способствует решению какой-либо
задачи. У ребенка есть потребность решить практическую задачу. Самостоятельного
мыслительного действия пока еще нет, решение, может быть, осуществлено при помощи
внешних предметных действий – это и будет начальной ступенью в развитии мышления.
Можно сказать, что основным в стадии развития наглядно-действенного мышления является
то, что ребенок для удовлетворения своей потребности использует разные средства
для достижения цели; в действии он анализирует окружающие его предметы, устанавливает
некоторые пространственные отношения между ними, выделяет в предметах-орудиях свойства,
необходимые для достижения цели. После того, как ребенок овладеет специализированными
действиями с предметами домашнего обихода, он узнает их функциональные свойства,
а также их взаимосвязи в жизненных ситуациях.
Данный вид мышления является
необходимым начальным образованием для того, чтобы развивалось наглядно-образное
мышления, которое составляет основу успешного обучения в начальной школе.
Ребенок с большим уровнем
развития наглядно-действенного мышления может хорошо справиться с любым видом продуктивной
деятельности, где для того, чтобы решить конкретную задачу потребуется умение работать
по наглядному образцу, умение соотнести размеры и формы предметов (блоков конструктора,
деталей механизмов).
Наиболее эффективным способом
развития наглядно-действенного мышления есть предметно-орудийная деятельность, она
в большей степени реализуется в деятельность конструирования. Именно поэтому необходимо,
в любой группе, а также дома был набор разнообразных конструкторов (деревянных,
мягкий, бумажных, пластмассовых, металлических и др.).
Для развития данного этапа
мышления помогают упражнения и задания со счетными палочками (сделать фигуры из
некоторого числа палочек, переложить одну из них так, чтобы получилась другая фигура),
а также различные задания с ножницами и бумагой.