Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Дидактическая игра как средство формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ.. 7
1.1.
Теоретические подходы к определению и классификации игр. 7
1.2.
Особенности формирования знаний об окружающем мире у младших школьников в
рамках ФГОС.. 15
1.3. Возможности
дидактической игры в процессе формирования знаний об окружающем мире в
начальной школе. 18
Выводы по 1
разделу. 25
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ.. 27
2.1
Исследование уровней сформированности знаний об окружающем мире у младших
школьников (констатирующий эксперимент) 27
2.2
Разработка и апробация педагогической модели формирования знаний об окружающем
мире у младших школьников мира посредством дидактических игр (формирующий
эксперимент) 34
2.3 Оценка
эффективности проведенной опытно-практической работы (контрольный эксперимент) 37
Выводы по 2
разделу. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 46
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 54
Введение:
Проблема формирования знаний
умений становится особенно актуальной в связи с необходимостью для учащихся
адаптироваться к современному темпу обновления знаний, что требует
самостоятельности школьников и значимости приобретения не столько самих знаний,
сколько способов и приёмов добывания знаний, умения применять их в практике. Интегрированный
курс «Окружающий мир» в начальной школе – это один из наиболее интересных предметов в
начальной школе. Именно этот учебный курс является благодатной почвой для
развития познавательной активности младших школьников. Курс
«Окружающий мир» достаточно сложен для восприятия учениками младших классов, но
он обладает исключительной информативностью. В основе методики преподавания
курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый метод, обеспечивающий «открытие»
учащимися нового знания и активное освоение различных способов познания окружающей
действительности. Перед учителями начальной школы часто
встает проблема: как повысить качество знаний учащихся, какие условия нужно
создать на уроке, чтобы учащиеся начальных классов проявили устойчивый интерес
к изучению предмета окружающий мир?
Одним из средств
повышения качества знаний у учащихся является использование дидактических игр
на уроках окружающего мира, что стало особо актуальными в ходе реализации требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (ФГОС НОО) [2].
Степень изученности
проблемы исследовании. Теоретические основы игровой деятельности, классификацию
игр изучали О.А. Андриенко, Е.Н. Давыдова, Е.Н. Ефремова, Т.В. Зацепина, А.В. Зацепин,
А.В. Красакова и др. Особенности применения дидактических игр в
учебно-воспитательном процессе в начальной школе нашли отражение в трудах Т.А.
Антонович, Е.С. Желваковой, М.А. Малышевой, Н.Г. Марковой, Е.М. Мороз и др. Кропочева
Т.Б., Синева М.В. исследовали проблемы повышения качества знаний младших
школьников по учебному предмету «Окружающий мир». В трудах Ю.В. Бессоновой, С.Г.
Боклаговой, М.В. Борисюк, О.Е. Буртасовой, Е.В. Груниной, Д.А. Ильиной, А.А.
Калачевой, Н.Н. Колосовой, Л.Е. Куприной, А.Л. Марьясовой, В.А. Чуба и др. игра
рассматривается как один из способов повышения уровня знаний младших
школьников, которая побуждает обучающихся к энергичному, целенаправленному
познанию окружающего мира, преодолению пассивной и стереотипной деятельности.
Анализ методической, психолого-педагогической
литературы и обобщение педагогического опыта позволил выявить противоречие
между идеей о необходимости повышения уровня знаний об окружающем мире у
учеников начальных классов посредством дидактической игры и недостаточной
разработанностью научно-теоретических и методических основ повышения уровня
знаний в современных условиях.
Данное противоречие порождает проблему, заключающуюся в определении
педагогических условий, обеспечивающих успешность работы по формированию
знаний в процессе обучения на уроках окружающего мира с применением
дидактических игр.
Объектом выпускной квалификационной работы
определен процесс формирования знаний об окружающем мире у
младших школьников.
Предмет выпускной квалификационной работы – дидактические
игры как средство формирования знаний об окружающем мире у
младших школьников.
Гипотеза
исследования: предполагается, что процесс формирования знаний об окружающем
мире у младших школьников будет
наиболее эффективным при использовании дидактических игр.
Цель выпускной квалификационной работы –
изучение влияния дидактических игр на формирование знаний об
окружающем мире у младших школьников.
Исходя из актуальности, цели, объекта и
предмета работы сформулированы следующие задачи:
1) изучить теоретические подходы к
определению и классификации игр;
2) выявить особенности формирования знаний об
окружающем мире у младших школьников в рамках ФГОС;
3) определить возможности дидактической игры
в процессе формирования знаний об окружающем мире в начальной школе; 4) провести исследование уровней
сформированности знаний об окружающем мире у младших школьников;
5) разработать и апробировать педагогическую
модель формирования знаний об окружающем мире у младших школьников мира
посредством дидактических игр;
6) оценить эффективность проведенной
опытно-практической работы.
Теоретико-методологическая
основа исследования: системно-деятельностный подход, предполагающий
направленность на результаты образования как системообразующий компонент, при
этом целью и основным результатом образования является развитие личности
обучающегося на основе усвоения знаний об окружающем мире; дифференцированный
подход предполагают взаимосвязь с достижениями в практической и познавательной
деятельности с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, предполагает
взгляд на обучаемого как на личность; личностно-ориентированный подход,
предполагающий отношение к обучаемому как к личности.
Методы
исследования. Для достижения поставленной цели исследования применялись
следующие методы:
анализ, синтез и обобщение научного
материала и практического опыта применения дидактических игр с целью
формирования знаний у младших школьников на уроках окружающего мира;
моделирование и проектирование;
наблюдение, беседа, тестирование;
педагогический эксперимент;
количественный и качественный анализ
результатов исследования;
математические методы обработки данных.
База
исследования: МАОУ «Школа № 139, адрес: Нижегородская область, г. Нижний
Новгород, ул. Давыдова, 13 (в исследовании приняли участие 22 обучающихся в возрасте
7-8 лет). Выбор базы исследования определялся готовностью администрации
образовательного учреждения к сотрудничеству.
Выпускная
квалификационная работа представлена введением, основной частью, состоящей из двух
глав, списка использованных источников и приложений, содержащих пояснительный
материал.
Заключение:
По итогам изучения теоретических основ формирования
знаний об окружающем мире у младших школьников сформулированы следующие выводы.
Игровая деятельность
содержит условия, способствующие обучению младшего школьника, особая роль игры
в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс
обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный
опыт. Игры и игровые элементы создают различные ситуации, которые способствуют
интеграции знаний по различным предметам, развивают творческое мышление,
воображение.
Дидактическая игра – очень важный метод обучения
младших школьников, что обусловлено значением, которое имеет игра с правилами
для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов
учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилом, подчинять
свои действия действиям других участников игры, согласовывать поведение с
игровым правилом и т.п.
Кроме этого, с приходом ребёнка в школу и началом
систематического обучения игра остаётся для ребёнка всё ещё очень желанной и
радостной деятельностью. Это противоречие между желанием играть и значительным
уменьшением доли игры среди других видов деятельности младшего школьника
побуждает учителя обращать особое внимание на её использование в обучении,
особенно в 1-2 классах. Исходя из этого дидактическая игра должна быть
обязательной структурной частью урока.
Дидактическую игру будем
рассматривать как одно из средств решения задач обучения, усвоения знаний на уроках
окружающего мира. В дидактических играх на уроках окружающего мира должна быть
поставлена обучающая задача, которая заставляет школьника не только
активизировать умственные и волевые усилия, но и дает в этой связи наибольшее
удовлетворение. Дидактические игры могут быть полезны для понимания и
осмысления нового материала, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями,
выражения собственных мыслей и речи. Они могут помочь: активизировать учебную
работу в классе, повысить активность и инициативу школьников, умение
подчиниться правилам.
В познании окружающего мира
роль дидактической игры заключается в накоплении опыта коллективных
эмоциональных переживаний, в развитии свойств интеллекта, в физиологическом
развитии ребенка, в приобретении опыта нравственного поведения, в формировании трудовых
навыков, навыков культуры межличностных, коммуникативных отношений.
Применение дидактических
игр на уроках окружающего мира влияет на развитие познавательного интереса и
повышает уровень естественнонаучных знаний обучающихся. Благодаря использованию
дидактических игр на уроках окружающего мира можно добиться более осознанных и
прочных знаний, умений и навыков. Целенаправленное включение игры усиливает
эффект самого обучения, повышает интерес детей к занятиям.
По итогам
опытно-экспериментальной работы по формированию знаний об окружающем мире у
младших школьников сформулированы следующие выводы.
Дидактическая игра
объединяет в себе игру и обучение. При анализе педагогической литературы по
проблеме исследования, наше предположение об эффективности использования дидактических
игр в процессе знаний об окружающем мире у младших школьников полностью
подтвердилось, что было положено в основу опытно-экспериментальной работы.
Ведущая цель любой
дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней
является дидактическая задача, которую школьник решает посредством выполнения
игровой задачи. Ребенок не осознает всей важности происходящего процесса, а
просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс
непосредственного обучения. Объединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, присутствие
готового содержания и правил предоставляет возможность педагогу более
планомерно применять дидактические игры для успешного формирования знаний об
окружающем мире у младших школьников.
Опытно-экспериментальная
работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
По итогам констатирующего
этапа опытно-экспериментальной деятельности нами сделан вывод о преобладающих
среднем и низком уровнях сформированности знаний об окружающем мире у учащихся
первого класса. Таким образом, нами была подтверждена необходимость разработки специальных
мероприятий, особых средств, в ряду которых важное место занимают дидактические
игры.
Нами была разработана
универсальная психолого-педагогическая модель использования дидактических игр в
процессе формирования знаний об окружающем мире у младших школьников, которая
далее была апробирована. Модель включает в себя следующие элементы: цель, субъектный
состав, содержание, диагностику и результативность модели.
Формирующий этап опытно-экспериментальной
деятельности предполагал внедрение модели формирования знаний об окружающем
мире у младших школьников.
На заключительном этапе
был проведен контрольный срез по проверке уровня сформированности знаний об
окружающем мире у младших школьнико. Опираясь
на результаты проведенного диагностического исследования по итогам
опытно-экспериментальной деятельности, можно сделать вывод, что системное
использование и продуманный подбор дидактических игр формированию формирования
знаний об окружающем мире у младших школьников.
Таким образом, дидактические
игры рекомендуется применять при работе с детьми младшего школьного возраста с
целью формирования знаний об окружающем мире у младших школьников. Применение
дидактических игровых технологий, при этом, служит эффективным средством обучения.
Гипотеза, положенная в основу исследования нашла подтверждение.
Таким образом, цель
достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Теоретические подходы к определению и классификации игр В современном образовательном
процессе перед организациями, оказывающими образовательные услуги, стоит задача
– определить способы, способствующие быстрому и качественному осуществлению
учебного процесса с разумными затратами сил педагогов и обучающихся. Среди
проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее
значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и
эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях современной кризисной
ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Эффективным
средством реализации данного процесса выступает игра [52, с. 68].
О разновидности и
эффективности применения игры известно с давних пор. Но на современном этапе
развития учащихся начальной школы она играет особую роль в организации
познавательной деятельности и активизации творческих способностей учащихся.
Помимо этого с помощью игры дети легче входят в учебный коллектив, принимают
новые условия жизни в школе и привыкают к окружающей среде. Игра позволяет
плавно перейти от статуса ребенка к статусу ученика начальной школы. С ней происходит
более комфортное овладение умениями и навыками, что способствует приумножению
тех успехов, с которыми ребенок пришел из дошкольного периода [15, с. 91].
Игру можно считать одним
из уникальных методов обучения, который позволяет учащимся работать на
творческо-поисковом уровне [51, с. 299].
Игровая деятельность
является одной из специфических форм познания ребенком младшего школьного
возраста окружающего мира и своего места в нем. Усвоение информации о
предметах, событиях, явлениях и их взаимосвязи в процессе игры происходит в
условиях эмоционального подъема, повышения творческой активности. Игра помогает
младшим школьникам раскрыть личностный потенциал, добиться полноты реализации
индивидуальных качеств, повысить эффективность процесса обучения [48, с. 221].