Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска по профилактике и предупреждению преступлений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Понятие и правовые основы оперативно-розыскной
деятельности в Российской Федерации. 4
§1. Понятия и основания оперативно-розыскной деятельности. 6
§2. Система нормативно-правовых актов регулирующих
оперативно-розыскной деятельности в РФ.. 9
§3. Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности. 18
Глава 2. Проблемы реализации сотрудниками уголовного
розыска осуществления профилактики и предупреждению преступлений. 29
§1. Понятие и виды предупреждения и профилактики
преступлений. 29
§2. Основные направления профилактики преступности
несовершеннолетних, осуществляемой оперативными подразделениями органов
внутренних дел. 38
§3. Совершенствование деятельности оперативных
подразделений по предупреждению и профилактике преступлений. 47
Заключение. 51
Список используемой литературы.. 55
Введение:
Актуальность темы. Зачастую, лица совершившие
преступления, пытаются сокрыть факт и следы своего правонарушения. В связи с
чем, собрать и найти доказательства в раскрытии преступления, используя только
уголовно-процессуальные меры, не всегда возможно. Поэтому в структуру органов
дознания входят подразделения, которые наделены полномочием осуществлять
оперативно-розыскную деятельность.
Термин «оперативно-розыскная деятельность» был
установлен в научное обращение в 50-е гг. XX века. С данного периода времени
это понятие динамично применяется не только в нормативно-правовых актах, но и в
научной литературе, впоследствии чего стало общепринятым в рассматриваемой
сфере.
Знания об обстоятельствах совершения преступления,
полученные оперативным работником посредством осуществления
оперативно-розыскных мероприятий и зафиксированные в соответствующих документах
(объяснениях, актах, протоколах, рапортах, меморандумах, справках и др.),
используются, прежде всего, для предупреждения, пресечения, своевременного и
полного раскрытия преступления.
Целью данной выпускной квалификационной работы
является изучение деятельности оперуполномоченного уголовного розыска по
профилактике и предупреждению преступлений.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие
задачи:
— рассмотреть понятия и основания оперативно-розыскной
деятельности;
— изучить систему нормативно-правовых актов
регулирующих оперативно-розыскной деятельности в РФ;
— охарактеризовать задачи и принципы
оперативно-розыскной деятельности;
— исследовать понятие и виды предупреждения и
профилактики преступлений;
— выявить основные направления профилактики
преступности несовершеннолетних, осуществляемой оперативными подразделениями
органов внутренних дел;
— дать характеристику совершенствованию деятельности
оперативных подразделений по предупреждению и профилактике преступлений
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются
отношения, складывающиеся в сфере деятельности
оперуполномоченного уголовного розыска по профилактике и предупреждению
преступлений.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература,
отражающие различные аспекты деятельность оперуполномоченного
уголовного розыска.
Теоретическую
базу выпускной квалификационной работы составили труды таких ученых как Алексеев
А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я., Алексеев А.И., Бакланов Л.А., Бражников
Д.А., Безбородов, Ю.С., Бозров В.М., Боруленков, Ю. П., Ващенко О.Ю., Гамзина,
А.В., Гладырь Ю.Ф., Голощапов Е.В., Гусев В.А., Дудулина Н.В., Ефремова Т.Ф.,
Загорный, А.В., Зинченко О.В., Ипакян, А.П., Калатанов Ю.Н., Кокурин Г.А.,
Коренев, А.П., Крылов, А.В., Кудрявцев В.Н., Трусов А.И., Лобзов К.М.,
Гордиенко В.В., Луговик В.Ф., Давыдов С.И., Пономаренко О.Н., Лугович С.М.,
Маркушин А.Г., Маслов А.А., Михайлов Б.П., Меринова С.А., Муратов, А.С., Ожегов
С.И., Шведова Н.Ю., Орлов, Ю. Боруленков, Ю. П., Павличенко Н.В., Потапова, С.
А., Румянцев Н.В., Смирнов М.П., Старков О. В., Топильская Е. В., Чечетин А.Е.,
Шумилов А.Ю. и др.
Нормативную основу выпускной квалификационной работы составили:
федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ,
судебная практика в рассматриваемой сфере.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются
общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные
методы: исторический, системно-структурный, социологический,
технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения,
нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Эмпирической основой послужили:
электронные ресурсы сети Интернет, справочные правовые системы «Консультант
Плюс» и «Гарант».
Теоретическая и практическая
значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные
результаты и теоретические выводы о концептуальных и правовых основах деятельности
оперуполномоченного уголовного розыска по профилактике и предупреждению
преступлений, позволят расширить
теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые
подходы к его концептуальному и нормативному развитию.
Структура выпускной
квалификационной работы определяется целью и задачами исследования,
необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, две главы, состоящие из шести параграфов,
заключение
и список использованной литературы.
Заключение:
В заключение данной работы, основываясь на заявленной
цели и поставленных задачах, сделаем краткие выводы. Подведем итоги.
Суть оперативно-розыскной деятельности заключается в
следующем:
1) ОРД проявляется в качестве разновидности
правоохранной функции государства. ОРД социально обусловлена и ориентирована на
реализацию общественно значимых задач. Осуществление оперативно-розыскной
деятельности, как вида правоохранительной деятельности допустимо только при
наделении государством определенных органов данной функцией.
Отсюда следует, что ОРД представляет собой
государственно-правовую формой борьбы с преступностью.
2) Оперативно-розыскная деятельность наделяется
специфичными правоотношениями. Так, оперативно-розыскные отношения имеют особый
состав участников.
Субъекты ОРД наделяются особыми правами и
обязанностями. Они имеют определенный правовой статус, выражающийся в
способности применения специальных средств и методов, для использования их в
борьбе с преступностью[1].
3) ОРД включает в себя разведывательно-поисковый
характер и осуществляется гласными и негласными методами. Это означает, что
субъект ОРД в зависимости от ситуации лично устанавливает, совокупность гласных
и негласных мероприятий, которые он выберет для решения поставленных задач.
Тут имеется ввиду, что гласный характер мероприятия
значит, что лицо, его проводящее, не утаивает ни от объекта мероприятия, ни от
окружающих свою причастность к субъектам ОРД и цель проводимого мероприятия. В
свою очередь негласные мероприятия имеют следующие характерные черты:
от объекта мероприятия скрываются или зашифровываются
проводимые в отношении его действия;
от окружающих лиц либо скрывается, либо
зашифровывается цель мероприятия и субъект, его осуществляющий;
в отдельных ситуациях мероприятие проводится в тайне
от окружающих, хотя от объекта мероприятия его цель может не скрываться и не
зашифровываться[2].
4) Как вид правоохранительной деятельности ОРД
урегулирована на уровне специального федерального закона.
В статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 г. №
144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[3]
раскрывается содержание правового определения ОРД. ОРД понимается как вид
деятельности, осуществляемой публично и тайно действующими подразделениями
государственных органов, уполномоченными настоящим федеральным законом, в
рамках своих полномочий посредством оперативных исследований, направленных на
защиту жизни, здоровья, прав и свободы человека и гражданина, имущества и
безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В статье 2 Закона об ОРД, законодатель характеризует
задачи оперативно-розыскной деятельности, среди которых выделяет:
1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших;
2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов
дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также
розыска без вести пропавших;
3. добывание информации о событиях или действиях
(бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической,
информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
4. установление имущества, подлежащего конфискации.
Указанные в законе задачи образуют единую систему, в
которой все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и определяют, в свою очередь,
внутреннюю организацию ОРД.
Н.В. Румянцев отмечает, что со значительной долей
уверенности можно утверждать, что из перечисленных задач, стоящих перед
оперативными подразделениями правоохранительных органов согласно ст. 2 Закона
об ОРД, именно предупреждение (профилактика) преступлений вызывает наибольшее
количество вопросов в части обеспечения конституционных прав и свобод граждан[4].
Отметим так же конституционное основание ОРД[5]:
Путем использования некоторых видов оперативно –
розыскных мероприятий, ОРД ограничивает конституционные права граждан.
Подтверждается это тем, что, на проведение оперативно-розыскной деятельности в
отдельных случаях требуется разрешение суда.
Оперативно-розыскные мероприятия и следственные
действия происходят в различных правовых режимах и наделены самостоятельными
правовыми основами законодательства об оперативно-розыскной деятельности и УПК
РФ.
В результате оперативно-розыскных мероприятий оперативный
сотрудник приобретает некоторые сведения о признаках преступления, в том числе
о способе, мотивах и целях его совершения, а также о лицах, причастных к нему.
Познание объективной реальности присуще всей деятельности оперативного
персонала органов внутренних дел.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о
том, что оперативно-розыскная деятельность по своему понятию в российском
современном праве обеспечивает исполнение принципа неотвратимости от уголовного
наказания, за совершенное противоправное деяние в отношении государства и
общества. [1] Кокурин Г. А. К
вопросу о понятии результатов оперативно-розыскной деятельности // Бизнес,
Менеджмент и Право. 2015. № 1. С. 93-97. [2] Алексеев А.И.
Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной
деятельности». М.: Проспект, 2013. 176 с. [3] Федеральный закон
от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) «Об оперативно-розыскной
деятельности» // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. ст. 3349. [4] Румянцев Н.В.
Обеспечение прав и свобод граждан в процессе оперативно-розыскной профилактики
преступлений // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление.
2018. № 3. С. 28-30. [5] Теория
оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского,
Г.К. Синилова. М.: Проспект, 2017. 848 с.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и
правовые основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации § 1.
Понятия и основания оперативно-розыскной деятельности Уголовный сыск, негласное расследование, оперативная
работа, уголовно-розыскная работа – все это исторические модификации
современного термина «оперативно-розыскная деятельность». Официально он стал
именоваться именно так после того, как были приняты Основы уголовного
судопроизводства СССР в 1958 году и издан УПК РСФСР.
Согласно ст.1 ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности» — оперативно-розыскная деятельность – это «вид деятельности,
осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных
органов, уполномоченных на то данным федеральным законом, в пределах их
полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях
защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,
обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств»[1].
Целями оперативно-розыскной деятельности являются:
защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности от
преступных посягательств; обеспечение безопасности общества и государства от
данных посягательств.
Круг субъектов, которые уполномочены совершать
оперативно-розыскную деятельность – оперативные подразделения уполномоченных
государственных органов.
Из вышеуказанного легального определения, предлагаем
выделить основные характеризующие его признаки.
Первый признак – осуществление оперативно-розыскной
деятельности может происходит как гласно, так и негласно. Данный признак
обусловлен тем, что в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности
правоохранительные органы должны максимально быть приближены к криминальным
структурам, чтобы противодействовать преступности.
В этой связи многие современные авторы, например, В.И.
Зажицкий, отмечают ключевую роль негласных методов оперативно-розыскной
деятельности, потому как, именно они, по мнению автора, обеспечивают успешное
достижение задач оперативно-розыскной деятельности. В частности автор отмечает
роль внедрения оперативников в организованные преступные группы[2].
Действительно, практике известен случай, когда на бизнесмена И., занимающегося
продажей автозапчастей немецких автомобилей было совершено нападение, самого
бизнесмена оглушили и выкрали с его магазина большое количество дорогостоящих
запчастей. Было решено осуществить внедрение двух оперативников в преступную
группу, что привело к нахождению главных ключевых преступных фигур, помогло
раскрыть данное и еще множество иных преступлений, совершенных данной преступной группой[3].
Однако, следует помнить, что эти действия являются крайне рискованными для
оперативных сотрудников и применять их необходимо тогда, когда иные методы
будут бездейственны.
Далее предлагаем выделить второй признак
оперативно-розыскной деятельности – ее осуществление оперативными
подразделениями органов государственной власти. Так, приказ МВД России от 19
июня 2012 года № 608 закрепляет перечень оперативных подразделений полиции,
которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность в полном объеме, кроме
того, согласно положениям ст.13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», на
сегодняшний день существует закрытый перечень органов Российской Федерации,
которые могут иметь в своем составе оперативные подразделения.
К таким органам следует относить:
1) Органы внутренних дел (полицию);
2) Органы Федеральной службы безопасности;
3) Федеральный орган исполнительной власти в области
государственной охраны;
4) Таможенные органы РФ;
5) Службу внешней разведки;
6) Федеральную Службу Исполнения Наказаний[4].
Следующим признаком оперативно-розыскной деятельности
предлагаем выделить ее реализацию посредством производства оперативно-розыскных
мероприятий. На сегодняшний день в ст. 6 указанного ранее ФЗ «Об
оперативно-розыскной деятельности» закреплен открытый перечень 15-ти видов
оперативно-розыскных мероприятий, использование которых играет огромную роль в
раскрытии преступлений. Так, например, используя оперативно-розыскное
мероприятие «прослушивание телефонных разговоров» помогло оперативникам
установить местонахождение преступницы, которая осуществляла звонок для связи
со своей матерью[5].
Последним выделим признак направленности на
противодействие преступности и обеспечение государственной и общественной
безопасности. Данный признак одновременно является и целью осуществления
оперативно-розыскной деятельности и правовым обоснованием её производства на
территории нашей страны. Следует отметить, что в современных реалиях наиболее
часто употребляется термин «национальная безопасность», под которой согласно
соответствующей Стратегии национальной безопасности является: «состояние
защищенности личности, общества и государства от внешний их внутренних угроз».
По итогу проводимого исследования предлагаем отметить,
что оперативно-розыскная деятельность – это осуществляемая оперативными
подразделениями органов государственной власти с помощью гласных и негласных
методов и оперативно-розыскных мероприятий, деятельность, направленная на
противодействие преступности и обеспечение государственной и общественной
безопасности. [1] Федеральный закон
от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) Об оперативно-розыскной
деятельности // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349. [2] Дудулина Н.В.
Оперативно-розыскная деятельность как разновидность правоохранительной
деятельности // Российская юстиция. 2018. — № 10. -С. 24-26. [3] Ващенко О.Ю.
Сущность оперативного внедрения как оперативно-розыскного мероприятия в
оперативно-розыскной деятельности// Известия Тульского государственного
университета. — 2016. — № 6. — С. 114-119. [4] Федеральный закон
от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) Об оперативно-розыскной
деятельности // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349. [5] Обобщение
судебной практики за 2020-й год Волгоградского Областного Суда: [Электронный
ресурс]. URL: http://oblsud.vol.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=990
(дата обращения 27.03.2021)