Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Деятельность конвергентной редакции в условиях ограничений в период пандемии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Развитие конвергентных редакций как характерная черта современного этапа
развития СМИ.. 9
1.1.
Конвергенция и мультимедийность как признаки современных средств массовой
информации. 9
1.2.
Особенности развития и специфика конвергентных редакций. 16
1.3. Влияние
пандемии и карантинных ограничений на деятельность конвергентных редакций. 25
Глава 2.
Анализ специфики деятельности конвергентных редакций в условиях ограничений в
период пандемии. 33
2.1. Общий
анализ развития конвергентных редакций в России. 33
2.2.
Жанрово-тематический анализ деятельности конвергентных редакций в условиях
ограничений в период пандемии. 41
2.3. Оценка
значения работы конвергентных редакций в период карантинных ограничений. 48
Заключение. 58
Список
использованной литературы.. 61
Приложения. 66
Введение:
Период конца ХХ — начала ХХI века стал той временной границей,
которая отделяет прошлое журналистики от ее будущего. При этом главным
фактором, который определяет тенденции изменения СМИ на современном этапе,
является Интернет и современные компьютерные технологии, позволяющие быстро и
эффективно создавать и передавать мультимедийную информацию. Эти факторы способствовали массовым
изменениям в различных сферах жизни мирового сообщества, но главное их влияние
проявляется на уровне СМИ и журналистики. При этом последствия влияния указанных
детерминант различные и разнонаправленные, ведь Интернет и новейшие технологии
изменяют технологическую суть самой информации, методов ее получения,
обработки, передачи и доставки потребителям.
Исходя из этого, нельзя сказать, что сегодня просто изменяется
система жанров или методы работы журналистов, кардинальные изменения
претерпевает отрасль журналистики в целом. Главным субъектом современного рынка
СМИ становятся не просто редакции печатных СМИ или радиостанции, телеканалы, а
конвергентные редакции, которые работают с различными видами информационных
потоков – текстовыми, аудио-, видеоинформацией, создавая комплексный,
максимально доступный и разнообразный журналистский продукт. Смешение различных
направлений деятельности и форм подачи информации являются признаком
современных СМИ. Именно конвергентные редакции сегодня создают основную долю
информационных продуктов и выполняют различные социальные функции.
В свою очередь, деятельность конвергентных редакций
подвержена влиянию факторов окружающей среды. Одним из главных таких факторов
сегодня является пандемия коронавируса и соответственные карантинные
ограничения. Эти детерминанты осуществляют влияние на различные стороны жизни
населения, социально-экономические и политические отношения. Поэтому закономерным
является также и факт влияния пандемии СOVID-2019 на журналистику. Журналисты, как четвертая ветвь власти, всегда реагируют на
возникающие угрозы и вызовы общества. Они не только информируют граждан о
происходящих событиях, но и формируют общественное мнение с целью коррекции
поведения населения, обеспечения оптимальной реакции общества в ответ на те или
иные факты и происшествия.
Во время пандемии коронавируса роль СМИ становится более
значимой, что проявляется в активизации ряда их функций, направленных на
различные цели – информирование, предостережение, формирование алгоритмов
действия населения в новых реалиях жизни, рекомендательная поддержка при
возникновении разных ситуаций (проявление симптомов заболевания, потеря работы,
дистанционное обучение и т.д.). Особенно важными эти цели становятся для работы
конвергентных редакций, ведь развитие интернет-технологий привело к тому, что
все большая доля населения привыкла получать необходимую информацию именно в
сети интернет. В таких условиях важным каналом информирования населения о
различных социальных вопросах и проблемах общества становятся материалы,
подготовленные конвергентными редакциями, особенно в период пандемии, когда
доступ к интернет-информации не сопряжен с возможными рисками заражения
коронавирусной инфекцией, как, например, при покупке печатных изданий.
Исходя из этого, именно конвергентные редакции становятся
сегодня наиболее важным участников рынка СМИ, обеспечивающим информирование
населения о проблемах, связанных с пандемией COVID-2019 и карантинными ограничениями.
Важно понимать, что пандемия не только значительно повысила
роль конвергентных редакций в обеспечении населения важной информацией, но
также и повлияла на методы работы журналистов. Так, с учетом карантинных
ограничений возникли значительные трудности в процессе сбора информации: не
проводятся массовые пресс-конференции, или же они организовываются в новых
интернет-форматах, невозможным становится проведение личного интервью, поэтому
получение сведений от экспертов или участников определенных событий часто
требует использования дистанционных каналов получения информации и т.д. В таких
условиях значительно изменяются каналы получения информации журналистами,
наиболее популярными информационными источниками становятся различные
онлайн-мероприятия государственных структур и политических деятелей, заявления
и публикации известных людей в социальных сетях, на собственных Ютуб-каналах, в
блогах и т.д.
Данная тема является довольно новой, комплексные научные
исследования, посвященные этим вопросам, отсутствуют. Это связано с кратким
периодом воздействия пандемии на все сферы жизни, в частности и на СМИ. В то же
время на сегодня уже разработаны различные рекомендации для журналистов,
которые направлены на оптимизацию их работы в период карантинных
ограничений. Таким образом, пандемия и взаимосвязанные с ней карантинные
ограничения имеют разнонаправленное влияние на работу конвергентных редакций. Это
и определяет актуальность темы данной работы: «Деятельность конвергентной редакции
в условиях ограничений в период пандемии».
Степень изученности
материала. В научной литературе
на сегодня уже достаточно хорошо изучены механизмы конвергенции в журналистике. Сущность конвергентных СМИ описана
в работе А.Н. Чумикова, М.П. Бочарова и
С.А. Самойленко. Авторы выделяют характерные черты конвергентных редакций, а
также рассматривают особенности реализации принципов конвергенции в редакциях
РИА «Новости», «Комсомольская правда», «Коммерсант» и др.[1]. Специфика конвергентных
редакций и особенности их мультимедийного контента рассмотрены в работах А.Г. Качкаевой[2]. Различные типы
конвергенции в журналистике характеризует в своей публикации И.И. Карпенко[3]. О.И. Молчанова характеризует
конвергентную редакцию как новый тип организации редакционной структуры СМИ и
выделяет особенности распределения должностных обязанностей в таких СМИ[4].
Цель исследования
– рассмотреть специфику работы конвергентных редакций под влиянием фактора
пандемии.
В соответствии с поставленной целью задачи исследования в работе сформулированы следующим образом:
—
описать конвергенцию и мультимедийность как
признаки современных средств массовой информации;
—
изучить особенности развития и специфику
конвергентных редакций;
—
изучить влияние пандемии и карантинных
ограничений на деятельность конвергентных редакций;
—
дать общий анализ развития конвергентных
редакций в России;
—
провести жанрово-тематический анализ
деятельности конвергентных редакций в условиях ограничений в период пандемии;
—
оценить значение работы конвергентных редакций в
период карантинных ограничений.
Объектом исследования
в данной работе стали конвергентные редакции и особенности их деятельности.
Предметом
исследования выступает деятельность конвергентной редакции в условиях
ограничений в период пандемии.
Методология исследования.
В ходе выполнения данной работы были использованы, как общенаучные методы
исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция), так и специальные методы
исследования:
—
реферативно-аналитический и сравнительный
методы, использованные для систематизации теоретического материала;
—
метод систематизации, примененный для выделения
преимуществ и недостатков различных типов СМИ, преимуществ конвергентных
редакций;
—
метод мониторинга интернет-ресурсов и метод
контент-анализа, использованные на этапе
анализа журналистских материалов конвергентных редакций;
—
метод анкетирования, использованный для оценки
значения работы конвергентных редакций в период карантинных ограничений.
Теоретическую базу
дипломной работы составили научно-исследовательские труды таких ученых, как А.
Н. Чумиков, М. П. Бочаров, А.Г. Качкаева, И.И. Карпенко, О.И. Молчанова, Е. В.
Олешко. Работы вышеназванных исследователей легли в основу теоретической части
(первой главы) нашей работы. В практической части ДР (второй главе), опираясь
на указанные ранее труды, мы представили анализ специфики работы конвергентных
редакций в условиях пандемии.
Практическая
значимость исследования состоит в том, что проведенный теоретический анализ,
оценка рекомендаций экспертов и рассмотренные особенности развития конвергентных
редакций на современном этапе дают возможность сформулировать комплексные
рекомендации, направленные на совершенствование работы СМИ в период пандемии.
Этот опыт полезен сегодня, а также может стать полезным и в будущем, поскольку,
как прогнозируют эпидемиологи, человечество все чаще будет сталкиваться с
новыми возбудителями, которые могут приводить к пандемиям и карантинным
ограничениям. Структура работы
включает введение, две главы с параграфами, заключение, список использованной
литературы и приложения. Первая глава является теоретической и раскрывает
специфику конвергентных редакций, описывая их преимущества и недостатки,
основные функции, жанрово-тематические особенности работы, а также изменения в
работе конвергентных редакций под влиянием карантинных ограничений при пандемии.
Во второй главе на основании анализа результатов работы ряда конвергентных
редакций показаны основные направления развития данных СМИ в период карантинных
ограничений, специфика жанрового и тематического разнообразия контента конвергентных
редакций на современном этапе. [1]
Чумиков, А. Н. Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции:
учебное пособие/А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров, С. А. Самойленко. – М.:
Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. – С.211. [2]
Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в
мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. – М.:, 2010. – 200 с. [3]
Карпенко, И.И. Конвергенция в медиасреде: понятие и типы / И.И. Карпенко //
Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2013. – №13(156). Выпуск 18. –
С. 190-194. [4]
Молчанова, О.И. Конвергентная редакция как новый тип организации редакционной
структуры СМИ / О.И. Молчанова // Знание. Понимание. Умение. – 2018. – №1. – С.
157-166.
Заключение:
Проведенное исследование показало, что конвергенция и
мультимедийность являются главными характеристиками современного этапа развития
СМИ. В их основе лежит, во-первых, смешение различных каналов получения и
предоставления информации, во-вторых, производство поликодового интерактивного
продукта, производство которого требует изменения принципов организации
журналисткой работы и формирования новых типов СМИ, мультимедийных и
конвергентных редакций. Взаимосвязанной тенденцией развития журналистики
сегодня является также дигитализация и мобилизация, то есть перевод содержания
СМИ в цифровой формат, понятный не только современным компьютерам, но и
мобильным телефонам.
Конвергентные редакции отличаются рядом особенностей,
которые связаны, прежде всего, с трансляцией информационных материалов в разных
форматах, в разных типах СМИ — в
печатном издании, в электронном виде, по ТВ-каналу, радио-каналу, в
блогах. Особенности контента
конвергентных редакций включают: гипертекстуальность, интерактивность,
мультимедийность. Также для журналистских продуктов конвергентных редакций характерны модифицированные жанры журналистики
(например, использование лонгридов), оперативность (частое обновление
контента), преобладание авторских текстов; неограниченный объем выпусков
изданий; возможность сохранения архивов; доступность; неограниченный
географический охват; возможность повторного использования информации; низкая
себестоимость.
Значительное влияние на работу конвергентных редакций на
современном этапе оказывает пандемия коронавируса карантинные ограничения. Это
влияние включает несколько основных направлений: новые требования к работе
журналистов с учетом необходимости соблюдения дистанции и профилактики
заражения; высокие риски профессиональной деятельности журналистов; возрастание
социальной роли СМИ и повышение уровня доверия населения к официальным СМИ.
Также пандемия коронавируса повлияла и на жанрово-тематические особенности
журналистских материалов конвергентных редакций. Так, в период пандемии увеличилось число публикаций на базе статистических
данных, их анализа; увеличилось число публикаций в жанре интервью с экспертами
в сфере эпидемиологии, медицины; увеличилось число публикаций в жанре репортажа
из медицинских учреждений (для демонстрации ситуации с уровнем заболеваемости),
средств обычного скопления населения (для представления результатов карантинных
ограничений), государственных и региональных структур, отвечающих за
эпидемиологическую безопасность (для демонстрации хода принятия управленческих
решений) и т.д.; увеличилось число публикаций в жанре экспертных комментариев;
увеличилось число публикаций в жанре рекомендаций; увеличилось число публикаций в жанре прогноза и обзора; увеличилось
количество публикаций пропагандисткой тематики, в основе которой лежит
пропаганда правильной схемы поведения в период пандемии.
Анализ статистических данных о развитии конвергентных
редакций в РФ показал, что сегодня конвергенция является основным трендом
рынка. Она характерна для всех типов СМИ. Чаще конвергенция проявляется в
печатных изданиях, которые создают электронные версии СМИ. Телевидение и радио
продвигаются в Ютуб-среде, а также создают собственные сайты, наполняя их
разнообразным контентом и т.д.
Анализ изменения жанрово-тематических характеристик контента
конвергентных редакций в период пандемии и карантинных ограничений был проведен
на примере медиахолдинга «РБК» и его интернет-издания. Проведенный анализ
показал, что жанровая специфика публикаций издания «РБК» сегодня обоснована:
во-первых, его электронным форматом (поэтому значительную долю публикаций
сопровождает инфографика, медиаконтент, используется жанр лонгрида); во-вторых,
его специализацией, ведь издание является деловым, поэтому и большинство
материалов в нем – аналитических жанров; в-третьих, влиянием пандемии, в
результате чего значительная часть публикаций издания «РБК» подготовлена в
жанре комментариев, рекомендаций, экспертных интервью и т.д. Результаты контент-анализа свидетельствуют,
что в период пандемии около 80% публикаций сетевого издания «РБК», так или
иначе, затрагивают тему коронавируса и карантинных ограничений, их влияния на
экономику и общественность. При этом СМИ выполняют важные функции
информирования населения о самых актуальных проблемах: в начале пандемии это
были симптомы коронавируса, рекомендации эпидемиологов, сегодня это –
последствия пандемии, вопросы вакцинации и т.д.
Организованное анкетирование показало, что население в
период карантинных ограничений увеличило пользование информацией по ряду
каналов: по телевидению, по электронным СМИ и по Ютуб-каналах, тогда как
информация из печатных изданий и радио несколько сократилась в использовании в
результате того, что чаще она потреблялась как раз по дороге на работу. Это
свидетельствует о том, что для выживания в период пандемии и карантинных
ограничений печатным СМИ важно иметь собственные электронные версии, создавать
конвергентные редакции.
При этом респонденты отметили, что разные типы СМИ выполняли
различные функции. Тогда как печатные и электронные СМИ главной функцией имели
информационную, то Ютуб-каналы – развлекательную, а ТВ-каналы и радиостанции
соединяли в себе и информационные, и развлекательные функции. Это говорит о
том, что для максимально полного удовлетворения потребностей населения важна
работа конвергентных редакций, которая сможет обеспечить и максимально полное
информирование граждан, и предоставит развлекательный, образовательный,
познавательный контент.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Развитие конвергентных редакций как
характерная черта современного этапа развития СМИ 1.1. Конвергенция и мультимедийность как признаки
современных средств массовой информации Развитие и значительное совершенствование информационно-коммуникационных
технологий в конце ХХ-начале ХХI
века способствовало созданию благоприятных условий к переходу системы СМИ к
новому эволюционному этапу. Основными характеристиками этого этапа называют
конвергенцию и мультимедийность. В этом аспекте важно изучить содержание этих
терминов более детально.
Отметим, что понятие «конвергенция» используется не только в
журналистике, его давно употребляют биологи и экологи, этнографы, лингвисты и
т.д. В 1940-х годах этот термин был заимствован экономистами и социологами при
описании концепции «конвергентного характера развития человечества»[1]. В наиболее общем понятии,
согласно словарю Т.Ф. Ефремовой, под конвергенцией понимают «схождение,
сближение»[2], что соответствует
значению латинского слова convergо, то есть «совпадаю, приближаю, схожусь».
В словаре новых медиа
сущность конвергенции описана как «процесс, во время которого разные типы медиа
интегрируются между собой для того, чтобы создавать продукт, отвечающий вызовам
времени и запросам аудитории»[3]. При таком подходе
становится понятно, что конвергенция проявляется в формировании новых типов
СМИ, которые объединяют в себе качества разных традиционных средств массовой
информации. И этот процесс направлен на создание нового, более совершенного [1]
Карпенко, И.И. Конвергенция в медиасреде: понятие и типы / И.И. Карпенко // Вопросы
журналистики, педагогики, языкознания. – 2013. – №13(156). Выпуск 18. – С. 190. [2]
Конвергенция / Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/efremova/конвергенция [3]
Словарь новых медиа [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
http://mediatoolbox.ru/dictionary/#rec2557567