Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Библиотечно-информационная деятельность

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Деятельность центров общественного доступа (ЦОД) в общедоступных библиотеках России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВСТУПЛЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНТРА ОБЩЕСТВЕННОГО ДОСТУПА БИБЛИОТЕК 7

1.1 Терминологический анализ понятий 7

1.2 Понятия и характеристики ЦОД библиотеки 12

1.3 История становления и развития библиотечных ЦОД 17

1.4 Основные направления деятельности ЦОД библиотек 20

1.5 Нормативная база для создания ЦОД при библиотеках 26

ГЛАВА 2. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОСТУПА БИБЛИОТЕК РОССИИ 37

2.1 Опыт ЦОД при российских библиотеках 37

2.2 Опыт ЦОД при МКУ «МИБС» Городской библиотеки №2 г. Удачный 41

2.3 Научно- исследовательская деятельность 50

2.4 Анализ анкетирования 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 69


  

Введение:

 


Актуальность работы. Настоящее развитых стран характеризуется развитием технологий, распространением каналов связи, возможностью мгновенного обмена информацией с любой точкой мира. Все это привело к процессам глобализации информационного общества, в котором главную роль играют аспекты преодоления неравности в доступе к информации, электронной культуре и сетевому взаимодействию, свободе поиска ресурсов, получение и распространение знаний, доступности информации как наиболее важного критерия ее эффективного использования.

Российские граждане имеют право на получение полной и достоверной информации, что составляет основу цивилизованного общества.

Безусловно, каждый сегодня осознает важность доступа к любой информации.

Среди основных задач государства – «обеспечение прав граждан на доступ к информации, знаниям и на их использование». Такое право закреплено на уровне законодательства. Так, согласно Конституции, «каждый гражданин имеет право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом» [1].

Главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Электронные технологии пришли в библиотечные учреждения – традиционные центры общественного хранения и использования информации, что дало ощутимый толчок всем направлениям библиотечного дела. А если говорить об усовершенствовании сервисной работы в библиотеках, то они дали возможность значительно расширить круг пользователей за их пределами.

В России созданы центры общественного доступа, успешно реализуется целостная система информационного обеспечения в общедоступных библиотеках всего населения, стараясь систематически реагировать на актуальные потребности и запросы общества. Именно библиотеки как неотъемлемые составляющие информационного сообщества, ввиду доступности их информационных ресурсов и способности работать с информацией, призваны сегодня обеспечить реализацию прав граждан на знания и владение информацией.

Наряду с традиционными функциями сбора и сохранности документов, в деятельности библиотек постоянно появляются новые задачи и формы работы.

Благодаря системе общедоступных библиотек, которая является в нашей стране одним из наиболее распространенных и действенных общественных институтов, граждане получают свободный доступ к информационным ресурсам.

Сегодня изменяется отношение к библиотеке как к учреждению информационному, повышается престиж, ее авторитет и популярность у населения.

Изученность проблемы. На сегодняшний день отсутствует обобщающее исследование, которое было бы посвящено проблемам касающейся разработки основного направления библиографических работ по вопросам ЦОД.

Актуальность данной работы основана на быстрых глобализационных процессах, происходящих в обществе, на проблемах информационной подготовки личности в международном формате современного мира, на необходимости создания условий к информационному образованию граждан в разных странах.

Разработанность проблемы. Нам предстоит рассмотреть значительный объем источников и публикаций относительно создания, функционирования и обобщения деятельности центров общественного доступа (ЦОД) в общедоступных библиотеках России.

Исследователи в области организационных принципов построения, основных направлений и перспектив развития деятельности библиотек (Э. Восканян, А. Демидова, М. Королева, С. Кузнецов, Т. Манилов, С. Митрофанов, М. Усачев, В. Хургин и др.) уделяли внимание работе ЦОД.

Проблематикой данного вопроса занимались такие исследователи как А.Третьяков «Школьный центр правовой и иной социально значимой информации и музейная экспозиция как социокультурная образовательная среда современной образовательной организации» [34], Л. Ракитская «Лекция-тренинг-эффективная форма обучения пользователей поиску документов в справочно-правовых системах: (Опыт Центра правовой информации РГБ)» [44]; публикации относительно обобщения опыта работы, методические указания В. Белюкина «Практический опыт создания публичных центров правовой информации»[23], Т. Вижевиктовой «Центры правовой информации для населения на базе муниципальных библиотек» [16], Н. Стародубовой «Библиотека как канал распространения правовой информации» [17], Э. Шаптиева «Библиотека как инструмент формирования правовой культуры молодежи» [19]. Вопросам подготовки кадров для центров правовой информации посвящена публикация Ю. Мелентьевой [13]; Н. Балашова «Ресурсный центр по проблемам местного самоуправления и муниципальной информации на базе публичной библиотеки».

К сожалению, недостаточно рассматривается вопрос терминологии касательно центров информации. Здесь можно отметить публикации Е. Голендухиной «Деятельность центров общественного доступа к правовой и социально значимой информации» [18] и Ю. Волкова «Информация – термин юридический» [19].

Цель работы – изучить документальный поток, посвященный деятельности центров общественного доступа (ЦОД) в общедоступных библиотеках России.

Задачи работы:

– ознакомится с терминологией по теме;

– выявить источники и список литературы по теме;

– изучить историю становления и основные направления деятельности ЦОД;

– проанализировать опыт использования ЦОД при российских библиотеках;

— охарактеризовать опыт ЦОД при МКУ «МИБС» Городской библиотеки №2 г. Удачный;

— провести и проанализировать результаты анкетирования пользователей услуг ЦОД при библиотеке.

Объект исследования – центры общественного доступа при библиотеках.

Предмет исследования: деятельность ЦОД в общедоступных библиотеках России.

Методы исследования:

– анализ опубликованной литературы;

– библиографический;

– аналитический;

– метод социального опроса (анкетирование).

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы цели и задачи, характеризуется изученность темы.

В первой главе проводятся теоретические основы центра общественного доступа библиотек.

Во второй главе включен опыт деятельности центров общественного доступа библиотек России.

В заключении приводятся выводы по работе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В работе определено, что ЦОД является информационной службой, целью деятельности которого предоставление доступа к федеральным, областным и муниципальным, и иным социально значимым информационным ресурсам с использованием сети Интернет. Работа ЦОД связана с консультативной деятельностью и предоставлением справок, которые являются одним из самых распространенных видов ответов на запросы пользователей.

Справочная консультация заключается в предоставлении пользователю (читателю) максимально полной информации, соответствующей той проблеме, с которой он обратился в ЦОД.

Роль ЦОД современной библиотеки в процессе информирования, а именно широкое развертывание библиотечной работы информационного обслуживания пользователей, обусловлена развитием глобализационных процессов в современном мире, общественной информатизации, актуальными задачами развития демократических процессов, усложнением экономических отношений, при которых общественное функционирование и общественное развитие оговариваются постоянным вхождением в информационные отношения отдельных граждан, социальных структур на разных уровнях социальной иерархии, растущим значением и приближением информационных ресурсов непосредственно к деятельности членов общества.

Деятельность ЦОД основывается на нормативно – правовых актах, которые призваны регулировать эту деятельность на территории Российской Федерации.

Внедрение современных информационных технологий в деятельность ЦОД библиотек привело к повышению общественно полезного потенциала и практической значимости информационного обслуживания пользователей.

В общем работа ЦОД направлена на предоставление комплексных услуг, состоящих из библиографической, аналитической и документной информации. Однако, ЦОД может предоставлять не только услуги выдачи информации гражданам. Пользователь может получить и цифровую или бумажную копию нужного документа, консультацию по необходимому вопросу.

ЦОД библиотеки организовывает и проводи различные социальные мероприятия: экологические, социальные, культурные, правовые, чем превращает ЦОД библиотеки в сплочение людей, создавая гражданское общество с широкими доступными возможностями.

На основе изучения опыта работы web-сайтов крупнейших библиотек России, осуществляющих различное информирование выделено, что сегодня система ЦОД идет на пути развития. Происходит планомерное наращивание количества доступных электронных ресурсов, обеспечивается доступ к различным базам данных, не только к внутренним, а и внешним. Библиотеки входят в корпоративные библиотечные системы, благодаря чему происходит качественное развитие web-сайтов, координируется работа в их использовании, внедряется технология интегрированного поиска, происходит расширение спектра виртуальных форм взаимодействия с пользователем через в системе ЦОД сайт библиотеки.

Проанализирован опыт работы ЦОД при библиотеке г. Удачный. Библиотека создает возможность приобщиться к информационным источникам во всем их разнообразии. Для опрошенных респондентов библиотека, прежде всего, место получения книг и информационный центр, а после – уже досуговый и место для общения, кроме того – образовательный центр и место работы. Если сравнить с ответами об осведомленности по поводу существующих в ЦОД библиотеки услугах, то становится понятным, что у посетителей стереотипные понятия и они еще не воспринимают библиотеку, как современный информационный центр. Видим, что при выборе литературы читатели, все еще доверяют консультациям библиотекаря.

Пользователи заинтересованы в расширении спектра деятельности библиотеки. Часть респондентов просто нуждается в создании такого центра ввиду своей недостаточной или полной некомпетентности не только в вопросах информации, но и в возможностях ее получения (основной категорией являются пенсионеры и люди предпенсионного возраста). Они осознают, что требования времени, быстрое развитие и внедрение практически во все сферы человеческой жизни новейших информационных технологий побуждают изменять свое отношение к образовательному процессу. Ожидания пользователей от работы ЦОД сводятся к возможности быстро найти информацию по конкретному вопросу и найти малоизвестную информацию; возможности ксерокопирования нужного документа и использования ресурсов Интернета, а так же возможности получения необходимой консультационной помощи соответствующих специалистов. Кроме того, имеется необходимость в организации на базе ЦОДа бесплатных курсов компьютерной грамотности для неработающих пенсионеров, инвалидов и многодетных семей.

ЦОД в городской библиотеке № 2 г. Удачный организован и осуществляется в качестве центра правовой информации, предоставляя международные, федеральные, региональные, местные и ведомственные нормативно-правовые документы, используются печатные ресурсы библиотеки и электронные ресурсы. Основными направлениями деятельности ЦОД в городской библиотеке № 2 г. Удачный можно назвать создание и поддержание функционирования базы данных источников российского права: законов, актов президента, правительственных, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, международных договоров.

Итак, ЦОД библиотеки способен качественно изменять свою деятельность, превращаться из простого «места выдачи книги» в современный информационный центр, доступный различным слоям населения. Активное внедрение современных технологий способствует созданию новой информационной инфраструктуры ЦОД, в которой библиотеке отведена роль посредника между информационными ресурсами и пользователем.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНТРА ОБЩЕСТВЕННОГО ДОСТУПА БИБЛИОТЕК

1.1 Терминологический анализ понятий

Определение фундаментальных постулатов и методов работы с терминологией как с инструментом пользования для эффективности целей, для которых он создан. Совмещение понятий специального языка и терминологии в чем-то весьма обоснованы. Именно термины являются носителями специальной информации [25].

Анализ понятий и выработки терминологии требует процесс создания и функционирования центров общественного доступа. В связи с новой деятельностью появилась необходимость в системных представлениях об информационных знаниях и умениях, а также разработка концепции подготовки и функционирования центров общественного доступа (ЦОД). Только имея четкие определения возможно построение целостной теории и организации практики информационного образования.

ЦОД является информационной службой, целью деятельности которого является «создание условий для любого человека на свободный доступ к официальным документам, к законодательной, нормативно-правовой информации на основе использования новых информационных технологий, что реализуется в рамках конституционного права граждан РФ» [6].

В сферу деятельности ЦОД входит:

– организация обслуживания населения по общегосударственным и региональным вопросам;

– формирование и организация специального фонда законодательных, нормативных, официальных документов;

– создание банков данных по вопросам экономической, хозяйственной, правовой деятельности и др.;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы