Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Детская сексуальность с позиций психоанализа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Вступительная часть 6
Глава 2 Анализ психоаналитических представления о детской сексуальности 7
2.1 Концепция детской сексуальности З. Фрейда 7
2.2 Понятие «детская сексуальность» в концепции А. Фрейд и К.Г. Юнга 11
2.3 Анализ психоаналитических концепций детской сексуальности других авторов 14
Выводы 16
Список использованной литературы 18
Введение:
Проблема сексуальности в современном обществе в целом, и детской сексуальности в частности является достаточно актуальной и одновременно сложной. Вопрос детской сексуальности и ее развития рассматривается различными науками: медициной и психиатрией, психологией, физиологией и педагогикой и др. В педагогике проблема развития и функционирования детской сексуальности напрямую связана с вопросами полового воспитания: когда его нужно начинать, какие вопросы и насколько подробно освещать.
В разных социальных группах существует различное отношение к детской сексуальности, зачастую полярное. Представители одних групп считают, что ни о какой сексуальности в детском возрасте не может идти речи и раннее половое воспитание может спровоцировать чрезмерный нездоровый интерес ребенка к этой области. К таким группам можно отнести например ортодоксальные религиозные сообщества. Представители других групп считают, что можно и нужно начинать половое воспитание в достаточно раннем возрасте, чтобы сформировать здоровое отношение ребенка к своему телу и взаимоотношениям полов, а также избежать излишней травматизации и негативного отношения к проявлениям собственной сексуальности и сексу.
Актуальность исследования проблемы детской сексуальности состоит в том, что в современном обществе осуществляется культивирование секса и эротизации современной жизни субъекта, которые современная молодежь представляет как символы новой нравственности, свободной от табу. В современной культуре свобода сексуального поведения зачастую соотносится с успешностью достижения личной свободы субъекта или даже окончательной победой над тоталитарной идеологией. Сексуальная информация, обрушившаяся со страниц книг, газет, журналов, с экранов кино, телевидения, влияет на процесс формирования нравственной позиции молодежи, присвоения ей определенных ценностей. Адекватное сексуальное воспитание детей происходит и формируется родителями, их отношением друг к другу, к ребенку, его чувствам, телу. Обучение сексуальному воспитанию происходит как на вербальном, так и невербальном уровне. Через слова, наставления, мимику, жесты ребенок начинает свое развитие и формирование как человек, как личность. Но если эти два уровня противоречат друг другу, то получается двойное послание и двойной стандарт. Это и обуславливает потребность в исследовании данной проблемы.
Вопрос детской сексуальности и сексуального воспитания в значительной степени соотносится с методической оснащенностью, неадаптированностью научно-исследовательского материала и отсутствием этически грамотно построенного единого подхода. Большую озабоченность вызывает некомпетентное использование взрослыми и детьми литературы по вопросам сексуального воспитания. Некомпетентное использование такой литературы может привести к неправильному истолкования как детьми, так и взрослыми ряда фактов и выработке у них неправильного и нездорового отношения к такой интимной информации.
Детям внушается отсутствие всяких различий между русским понятием «любовь» и словом «секс» (вожделение, похоть, страсть), что способствует формированию установок на блуд и прелюбодеяние как норму жизни и идеал современности. Сексуальная доминанта в психике подростков является одним из видов «психологической зависимости» наряду с алкоголизмом и наркоманией, способствует душевной опустошенности, потере достойных жизненных ценностей и влечет за собой серьезное нарушение психического, физического и репродуктивного здоровья человека.
Первопроходцами и первыми исследователями в вопросах детской сексуальности стали представители психоаналитического подхода. Именно в школе психоанализа были впервые выдвинуты и описаны концепции развития сексуальности в детском возрасте.
Представители данного направления указывали на то, что сексуальные мотивы и потребности являются одной из движущих сил развития личности деятельности человека. З. Фрейд вообще рассматривал либидо (сексуальную энергию) как доминантный фактор в любой деятельности человека. Его последователи и ученики во многом были не согласны с З. Фрейдом, указывая на то, что он значительно преувеличил влияние сексуальности на личность и деятельность, однако и в последующих теориях отводилось значительное место фактору сексуальности.
Таким образом, для полноценного понимания проблемы детской сексуальности и процесса развития ее на ранних этапах онтогенеза необходим анализ психоаналитических теорий и концепций данной проблемы.
Цель исследования: изучить психоаналитические представления о детской сексуальности.
Объект исследования: детская сексуальность.
Предмет исследования: представления о детской сексуальности в психоаналитических теориях и концепциях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать представления З.Фрейда о детской сексуальности;
2. Рассмотреть взгляды А. Фрейд и К.Г. Юнга на становление сексуальности в детском возрасте;
3. Проанализировать представления М. Кляйн, К. Хорни, Ш. Ференци и др. о детской сексуальности.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации.
Заключение:
Основными положениями, определяющими ценность теории З. Фрейда, стали его представления о структуре личности и, в частности, о бессознательной сфере личности. Так, Фрейд описывает Ид. Или бессознательное, как наиболее труднодоступную область личности, в которой действуют наиболее мощные силы, а именно, сексуальное влечение и влечение к смерти. Противодействующим бессознательной сфере является Супер-Эго как совокупность культурных норм, требований и ограничений, предъявляемых к личности. Областью, где происходит конфликт данных двух сфер, выступает Эго, или Я, область сознания человека. В результате данного конфликта происходит выработка жизненной стратегии и поведения человека, которые позволяют удовлетворять существующие потребности и влечения человека социально одобряемыми и приемлемыми способами.
З. Фрейд представил первую концепцию психосексуального развития человека, согласно которой в детстве ребенок проходит пять стадий развития сексуальности (оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная).
Анна Фрейд продолжила исследования своего отца в данной сфере. Она выделила в целом те же линии развития либидо, что и З.Фрейд. Понимание процесса становления детской сексуальности в целом и в частности того, на каком этапе развития находится ребенок, позволяет лучше понимать существующие у него психологические проблемы и выстроить процесс взаимодействия с ним, дать более точный прогноз его дальнейшего развития.
Представленная К.Г. Юнгом интерпретация личности обладает определенным уникальным видением. Структура личности, по Юнгу, соотносится с той структурой личности, которую предлагает Фрейд: личное бессознательное, сознание, коллективное бессознательное. Однако существуют и достаточно большие различия в их интерпретации. Так, коллективное бессознательное, в концепции Юнга представлено архетипами – определенными образами, доставшимися конкретному человеку в наследство от всего множества поколений его предков. Архетипы связываются с субъектом определенными символическими проявлениями в его сознании.
В дальнейшем представители психоаналитической концепции также выдвинули ряд важных положений. Например, К. Хорни говорила о значительном влиянии культурных факторов на становление детской сексуальности. Р. Столлер указал на то, что развитие мальчика и девочки протекает по-разному уже на самых ранних стадиях онтогенезе, хотя ранее считалось, что до трех лет представители обоих полов развиваются одинаково.
Также в психоаналитической концепции было указано на травматическую роль насильственных действий в отношении ребенка, их роли в дальнейшем формировании тревожности, неврозов, дезадаптации и др.
Таким образом, можно говорить о том, что процесс становления детской психосексуальности наиболее подробно исследовался именно в психоаналитической концепции. На современном этапе развития психологии и педагогики возникла потребность в выстраивании адекватной системы полового воспитания и просвещения, причем как в отношении детей, так и отношении взрослых (которые зачастую не понимают и избегают вопросов детской сексуальности). Соответственно, для создания подобной системы необходимо глубокой понимание психологии и физиологии детского психосексуального развития, в том числе и психоаналитической концепции.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Вступительная часть
Понятие «сексуальности» в психоанализе охватывает гораздо больше, чем просто коитус (физическое совокупление). Сексуальность в психоанализе употребляется в широком значении и больше соответствует слову «любить». К ней причисляется и проявления нежных чувств, которые произошли от источника примитивных сексуальных импульсов, но позже могли быть подвержены торможению относительно первоначальной цели или данная цель сместилась на другую. Влечения (желания) находятся между физиологией и психикой, поэтому граница между душевным фактором и чистой физиологией стерта. Соответственно уместнее говорить не о сексуальности, а о психосексуальности – т.к. душевный фактор также принимается во внимание наряду с физиологическим.
Детская сексуальность наиболее изучена представителями психоаналитической школы. Фактор сексуальности занимает достаточно значительное место в психоаналитических концепциях и теориях.
В ранних концепциях психоанализа, например, в концепции З. Фрейда, сексуальности отводилось центральное место в функционировании и развитии личности. З. Фрейд утверждал, что практически в основе всех мотивов деятельности человека лежит энергия либидо. Однако необходимость подавлять свои влечения под влиянием общественных и культурных норм порождает различные неврозы, тревожность и др.
В дальнейшем в психоанализе роль сексуальности была значительно снижена, однако она по-прежнему представляется важным аспектом функционирования личности. Развитие сексуальности начинается уже в раннем детстве и адекватное отношение родителей к этому процессу является важным элементом процесса воспитания здоровой и гармоничной личности. Соответственно, понимание психоаналитической концепции детской сексуальности является необходимым условием эффективного исследования в данном направлении.
Глава 2 Анализ психоаналитических представления о детской сексуальности
2.1 Концепция детской сексуальности З. Фрейда
Неоспоримым представляется тот факт, что в развитии представлений о сексуальности, в том числе детской, З. Фрейду отводится особое место. До его концепции в науке сексуальность рассматривалась в отношении разнообразных извращений, перверсий, «отклонений», а поэтому представляла интерес в основном для медицины и уголовного права [3].
З. Фрейд в своей теории предложил иную точку зрения на сексуальность, выдвинул объяснение биологической природы субъекта со всеми характерными для него особенностями. Фрейд использовал термин «сексуальность» для обозначения сексуального удовольствия, получаемого от какого-либо участка тела или органа, а не только гениталий, что явилось новым в понимании сексуальности вообще. К компонентам сексуальности относятся «либидо» как гипотетическая психическая энергия, источник которой должен быть соматическим или даже гормональным и влечение («любовная сила» сексуальности) как явление чисто психологическое, «психологический представитель эндосоматического, постоянно текущего источника стимуляции».
В структуре личности З.Фрейд обозначал три основных элемента: Ид, Эго и Супер-Эго (Оно, Я и сверх-Я).
Сфера Ид, которая интерпретируется как область бессознательного, представляет собой простейшую и максимально недоступную составляющую личности. В этой сфере действуют мощные стимулы, такие как сексуальный инстинкт и агрессию. Ид не знает ценностей, добра и зла, морали. Стимулы Ид требуют удовлетворения, невзирая на имеющуюся ситуацию [6].
Ид представляет собой главный источник психической энергии субъекта, либидо, которая определяется как напряженность. Накопление энергии либидо становится причиной возрастания напряженности, которую субъект старается уменьшить до адекватного уровня. Чтобы удовлетворять свои потребности и поддерживать приемлемый уровень напряженности, нужно взаимодействовать с реальным миром [3].