Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Дошкольная дефектология/специальная педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Цифровые образовательные ресурсы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты использования цифровых
образовательных ресурсов как средства развития логического мышления детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР. 6

1.1. Сущность понятия «мышление», разновидности мышления,
средства работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. 6

1.2. Особенности развития логического мышления детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР. 11

1.3. Возможности использования цифровых образовательных
ресурсов как средства развития логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР  16

Выводы по главе 1. 22

Глава 2. Практические аспекты использования цифровых
образовательных ресурсов как средства развития логического мышления детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР. 24

2.1. Диагностика развития логического мышления детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР. 24

2.2. Рекомендации по использованию цифровых
образовательных ресурсов как средства развития логического мышления детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР. 38

Выводы по главе 2. 47

Заключение. 49

Список использованной литературы.. 54

  

Введение:

 

Актуальность исследования.

В
настоящее время одной из основных задач является успешная интеграции детей с
особыми образовательными потребностями в социальную реальность нашей страны. В
центре этой проблематики – старший дошкольник с задержкой психического
развития.

Именно
научно обоснованная коррекция мышление такого ребенка, психолого-педагогическое
сопровождение его развития обеспечивает основу для создания предпосылок учебной
деятельности, успешной социализации дошкольников с задержкой психического
развития и выводит на первый план необходимость кардинально нового отношения и
поддержки такого ребенка на этапе дошкольного воспитания.

Многие
психологи и педагоги исследовали особенности развития таких детей, сред них: Л.
И. Аксенова, В.В. Лебединская, С. Гринспен, Ю.А. Ульянова, Е.А. Екжанова, Т.Б.
Епифанцева, В.И. Лубовский, В.Т. Кудрявцев, М.С. Певзнер и другие), возможности
их обучения и воспитания в условиях детского сада (В.В. Болонина, Е.Л.
Инденбаум, Л.В. Егорова, О.В. Казакова, Н.Л. Белопольская, Е.Л. Инденбаум и
другие. В исследованиях ученых В.И. Лубовского, Е.А. Стребелевой показано, что
у детей с ЗПР неравномерно развиваются все виды мышления, но наиболее выражено
отставание в логическом мышлении.

 Развитие логического мышления у детей с ЗПР
характеризует недостаточно сформированные процессы обобщения, классификации,
сравнения, бедный запас сведений об окружающем мире, трудности при решении
задач на складывание объектов по образцу, группировку предметных картинок.

На
сегодняшний момент дефектология уже имеет базу исследований, а также
располагает определёнными программами развития таких детей. Однако в связи с
тем, что ЗПР неоднородна, имеет разные формы и этимологию, необходимо
индивидуально подходить к вопросам изучения и развития мышления детей старшего
дошкольного возраста. В связи с этим возникла потребность в новых методах и
средствах развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития как в условиях образовательных учреждений, так и в семье.

Одним
из современных средств развития логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР являются цифровые образовательные ресурсы.

Цифровые
образовательные ресурсы позволяют формировать различные варианты проблемных
сред обучения, создавать персональные схемы режимов диалога и варианты
индивидуальных подходов в обучении. Важным направлением введения данных ресурсов
в работу с детьми с ЗПР является использование разнообразных красочных
компьютерных игр и интересных упражнений, презентаций, разработанных с помощью
программы PowerPoint, которые вызывают большой интерес и мотивацию у детей к
образовательному процессу.

Наряду
с пониманием актуальности анализ научных исследований и педагогической практики
позволил выявить существующее противоречие между признанной необходимостью
развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития и недостаточным использованием цифровых образовательных
ресурсов для решения данной задачи в условиях дошкольной образовательной
организации.

Цель исследования – изучить особенности развития
логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и предложить
рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов для развития
логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Объект исследования – процесс развития логического
мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития.

Предмет исследования – цифровые образовательные ресурсы
как средство развитии логического мышления у детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1.
Изучить сущность понятия «мышление», разновидности мышления, средства работы с
детьми старшего дошкольного возраста с 
ЗПР

2.
Проанализировать особенности развития логического мышления детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР

3.
Изучить возможности использования цифровых образовательных ресурсов как
средства развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста С
ЗПР

4.
Провести диагностику развития логического мышления детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР

5.
Предложить рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов как
средства развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР

В
исследовании используются следующие методы:
изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме
исследования; наблюдение; беседа; методы изучения состояния проблемы; методы
обработки данных эксперимента; методы качественного анализа и методы
количественной обработки результатов исследования.

Практическая значимость исследования: результаты проведенной работы
могут быть использованы воспитателями ДОО, педагогами-психологами,
учителями-дефектологами для развития логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Структура работы. Работа состоит из: введения, двух
глав, заключение, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, мышление
представляет собой психический познавательный процесс обобщенного и
опосредованного отражения предметов и явлений объективного мира в их
существенных связях и проявлениях.

Выделяют
три вида мышления:


наглядно-действенное (практическое
мышление): решает конкретно поставленные задачи и выражается в
практической деятельности людей;


наглядно-образное (художественное
мышление): использует отвлечённые мысли и обобщения, воплощается в
конкретных образах;


словесно-логическое (абстрактное
мышление): направлено на поиск закономерностей в природе и обществе,
воплощается в общих связях и отношениях.

Особое внимание в процессе формирования индивидуальных
возможностей и интересов уделяется эмоционально-чувственной сфере ребенка,
развитию сопереживания и сострадания, проявляющихся у ребенка на ранних этапах
онтогенеза в процессе общении с близкими взрослыми и составляющими основу
нравственного чувства.

В
работе с детьми с ЗПР используют следующие средства:


информационно-коммуникативные
технологии (создают презентации по изучаемым темам, если на занятии необходим
качественный и красочный демонстрационный материал, в таком случае ИКТ
выступают в роли наглядности)

— игровые технологии (детям с
задержкой психического развития свойственна низкая познавательная активность,
так как у них слабо формируются, или формируются с опозданием все
познавательные процессы, развить познавательную активность детей с ЗПР возможно
только в том случае, когда заинтересован сам ребёнок, а заинтересовать его
можно только через игру, так как именно игра является ведущим видом
деятельности);

— здоровьесберегающие технологии (для
достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте применяют
следующие группы средств: логоритмика, пальчиковая гимнастика, артикуляционные
упражнения, физкультминутки и др.)

-технологии проектной деятельности;


технология исследовательской деятельности.

Эти современные технологии
ориентированы на развитие активности ребенка и формируют умения
взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать
результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти
качества — основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.

Цифровые
технологии интегрированы во все аспекты деятельности современных компаний, и те
предприятия, которые не в состоянии разработать эффективную цифровую стратегию
и максимизировать влияние цифровизации, рискуют остаться позади. Опрос Russell
Reynolds Associates показывает, что медиа, телекоммуникации и потребительские
финансовые услуги были наиболее разрушенными секторами в 2015 году, а розничная
торговля и технологии сильно отстали.

Цифровые
технологии преобразуют отрасли совершенно по-новому, предлагая фундаментальные
улучшения в области персонализации, эффективности и безопасности. Однако мы
только начали изучать цифровые возможности, и эта цифровая трансформация только
началась. В ближайшем будущем цифровые инновации и инициативы приведут нас к
новым этапам трансформации, привнеся захватывающие изменения в нашу жизнь и
изменив мировую экономику.

Использование в коррекционной работе
разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей и
повышает эффективность коррекционной работы в целом. В дошкольном возрасте
компьютерные технологии являются в большей степени средством развития
познавательной активности у детей. Но даже в такой роли они оправдывают себя во
всех отношениях.

Развитие логического мышления у
детей с ЗПР через использование цифровых образовательных ресурсов
имеет ряд преимуществ:

— обеспечивает полисенсорное и
интерактивное воздействие на детей;

— повышает уровень мотивационного
компонента познавательной, речевой деятельности детей во время подгрупповых и
индивидуальных занятий;

— позволяет воспринимать информацию
на качественно новом уровне, продвигает детей в общем развитии, вносит радость
в жизнь ребенка, ощущение успеха от выполненного задания;

— развивает произвольную регуляцию
деятельности дошкольников (умение подчинять свою деятельность заданным правилам
и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и
предвидеть результаты своих поступков);

— дает возможность ребенку в
некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания (на
мониторе он видит результат своих действий).

Цель
нашего исследования заключалась в выявлении уровня развития логического
мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В
исследовании участвовали 10 детей 6-7 лет с ЗПР.

Список детей представлен в таблице.

Таким
образом: у 6 детей (60%) низкий уровень логического мышления; у 4 (40%) детей
средний уровень логического мышления.

У
детей с низким уровнем отмечался неправильный порядок расположения
картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.
Некоторые дети не могли положить картинку, на которой мама дает девочке
лекарство, впереди карточки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это
тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того,
чтобы выписать справку.

У
детей со средним уровнем наблюдались ошибки в расположении картинок, но ошибки
дети исправили сами.

Далее
мы провели анализ результатов по методике № 2.

Таким
образом: у 6 детей (60%) низкий уровень логического мышления; у 4 (40%) детей
уровень логического мышления в норме.

У
детей с низким уровнем отмечался неправильный выбор лишней карточки, или отказ
от выбора.

У
детей со средним уровнем наблюдались ошибки в расположении картинок, но ошибки
дети исправили сами.

Таким
образом, мы видим, что у большинства детей низкий уровень развития логического
мышления.

Поэтому
необходима разработка рекомендаций по использованию цифровых образовательных
ресурсов как средства развития логического мышления детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР.

Мы считаем, что развитию логического мышления у старших
дошкольников с ЗПР будет способствовать картотека игр и упражнений, включающая
четыре этапа образовательной работы, каждый из которых акцентирует внимание
педагога на формировании определенного структурного компонента и условия, обеспечивающие
эффективность развития:


первый этап ориентирован на формирование у детей когнитивного компонента;

— второй этап образовательной работы направлен на
формирование эмоционально-мотивационного компонента;

— на третьем этапе образовательной работы формируется
деятельностный компонент;

— четвертый этап образовательной работы ориентирован на
формирование рефлексивного компонента;


педагогическими условиями развития логического мышления у старших дошкольников
являются: сотрудничество с семьями воспитанников, направленное на привлечение
родителей к образовательному процессу по развитию логического мышления;
обогащение предметно-пространственной среды дидактическими играми и игровым
материалом.

По
результатам анализа мы видим, что дети не владеют операциями синтеза, анализа,
не могут логически рассуждать. На развитие этих процессов будет направлена наша
картотека игр.

В
данной картотеке мы использовали ЦОР Айкьюша.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты использования цифровых
образовательных ресурсов как средства развития логического мышления детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР

1.1. Сущность понятия «мышление», разновидности мышления,
средства работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР

Мышление
– это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного
отражения предметов и явлений объективного мира в их существенных связях и
проявлениях [33].

В
зависимости от формы выделяют три вида мышления:

1. наглядно-действенное (практическое мышление): решает конкретно поставленные
задачи и выражается в практической деятельности людей;

2. наглядно-образное (художественное мышление): использует отвлечённые мысли и
обобщения, воплощается в конкретных образах;

3. словесно-логическое (абстрактное мышление): направлено на поиск закономерностей
в природе и обществе, воплощается в общих связях и отношениях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы