Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Библиотека как досуговый центр.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. Досуговая
деятельность – как одно из направлений библиотечной деятельности. 6
1.1. Формы и методы досуговой
деятельности библиотек. 6
1.2. Анализ практического опыта
досуговой деятельности в библиотеках. 15
ГЛАВА 2. Анализ досуговой
деятельности БУ «Государственная библиотека Югры» 22
2.1. Общая характеристика
библиотеки. 22
2.2. Основные направления и
эффективность деятельности библиотеки как досугового центра. 28
Заключение. 40
Список использованных
источников. 42
Приложения 46
Введение:
Современный этап развития общества характеризуется рядом
тенденций, одной из которых является снижение интереса к чтению книг на фоне
роста популяризации онлайн-информации. Сегодня каждый человек может получить
значительный объем информации, не выходя из дома. Все это сокращает
посещаемость библиотек.
Поэтому каждая организация в сфере библиотечного дела с
целью эффективного влияния на общественность, стимулирования читаемости
населения и знакомства его с классической, а также современной литературой
должна создавать условия, позволяющие привлечь читателя, сформировать
благоприятные отношения сотрудничества с жителями региона. Эти задачи
максимально эффективно решаются с помощью досуговой деятельности библиотек.
На современном этапе развития библиотечного дела уже уходят
в небытие представления о библиотеке как о заведении для хранения и чтения
книг. Сегодня каждая библиотека – это уже целых досуговый центр, который не
только выполняет задачи по формированию читательской грамотности населения и
стимулированию читательской активности жителей населенного пункта, но и
способствует активной социализации всех групп населения, установлению
дружественных и социальных коммуникаций, создает условия для самовыражения,
творческого и профессионального развития каждого жителя региона.
Об актуальности указанных вопросов свидетельствует и частота
обращения к ним в научной литературе. Так, отдельные аспекты темы досуговой
деятельности библиотек раскрыты в работах таких современных исследователей как
А.Н. Солодкина, Т.Б. Ловкова, Л.В. Сокольская, Е.В. Мирошниченко и др.
Конечно же, уровень развития досуговой деятельности библиотек
во многом зависит от ее размера, места расположения (в крупном городе или в
сельском поселении), объемов финансирования и т.д. Но, в любом случае,
актуальным является изучение эффективного опыта организации досуговой
деятельности. Именно этого и определило актуальность темы данного исследования.
Объектом исследования в работе выступает деятельность
современных библиотек.
Предмет исследования – досуговая деятельность Горосдкой
библиотеки Югры.
Целью данной работы стало обобщение опыта организации работы
Городской библиотеки Югры как современного досугового центра. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие
задачи исследования:
—
описать формы и методы досуговой деятельности
библиотек;
—
провести анализ практического опыта досуговой деятельности
в библиотеках;
—
дать общую характеристику БУ «Государственная
библиотека Югры»;
—
изучить основные направления и эффективность
деятельности библиотеки как досугового центра.
Базой исследования стало БУ «Государственная библиотека
Югры». Такой выбор обусловлен тем, что именно указанная организация развивает
сегодня различные направления досуговой деятельности, поистине выступая
настоящим досуговым центром. Поэтому изучение опыта работы библиотеки в данной
сфере является чрезвычайно актуальным и может стать примером для других
библиотек.
В ходе подготовки данной работы были использованы различные
методы исследования – как общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция),
так и специальные (наблюдение, анализ документов, статистические методы анализа).
Структура ВКР включает введение, две главы, заключение,
список использованных источников информации и приложение.
Заключение:
На основании анализа научной литературы сущность досуговой
деятельности библиотек определена нами как комплексная целенаправленная
организационная работа по созданию оптимальных условий для обеспечения
продуктивного досуга читателей и всех желающих потребителей.
При этом цели досуговой деятельности библиотек выходят
далеко за пределы привлечения читателей и ознакомления их с библиотекой и
ориентированы, прежде всего, на рекреацию населения, самовыражение и
самореализацию граждан, их социальную интеграцию и коммуникацию. Среди основных форм досуговой деятельности в работе
библиотек выделены библиотечные клубы, школы, лектории, театры и т.д. Наиболее
традиционной формой организации досуга читателей является клуб, в рамках работы
которого организовываются литературные вечера, встречи с писателями и поэтами,
литературные чтения и т.д. Все чаще работа клубов выходит за рамки литературной
тематики. Одним из популярных вариантов организации досуга читателей является
библиотечный театр, работа которого не только способствует формированию читательских
интересов, но и создает условия развития индивидуальности. В работе различных
форм досуговой деятельности библиотек используются чаще всего игровые,
интерактивные методы взаимодействия, а также поисковые, исследовательские
методы работы читателей.
Опыт российских библиотек свидетельствует о том, что
эффективная организация досуга читателей способствует популяризации библиотеки
как современного места отдыха и социализации.
Так, на примере Городской библиотеки Югры, котоаря на
сегодня является одним из центров социально-культурной деятельности города Югры
и региона в целом, показаны перспективы превращения библиотеки в современный
досуговый центр.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Досуговая деятельность – как одно из
направлений библиотечной деятельности 1.1. Формы и методы досуговой деятельности библиотек Понятие досуга на современном этапе развития социальных наук
подвергается углублению и детализации, более полному и социально
ориентированному осмыслению. Так, еще в 60-70 гг. ХХ века научная трактовка
досуга определяла его как свободное время отдыха, рекреации, периоды внерабочей
деятельности. Но сегодня досуг становится одной из важных сфер
социально-культурной деятельности, в которой происходит самореализация
творческого и духовного потенциала общества.
Исходя из этого, сегодня понимание досуга включает несколько
подходов. Основными среди них являются:
1) понятие досуга как части внерабочего времени человека;
2) понятие досуга как элемента образа жизни человека, как
деятельности по реализации свободного времени [2, с. 3].
В рамках второго подхода речь идет о досуговой деятельности,
сущность которой также можно рассматривать с нескольких позиций:
1) субъективный (личностный) подход, в рамках которого
человек выступает субъектом, организующим свой досуг (осуществляет выбор
варианта времяпровождения, поиск возможных мест для проведения досуга и т.д.);
2) объективный (профессиональный) подход, в рамках которого
досуг человека выступает объектом управления. В данном случае идет речь о
досуговой деятельности ряда социально-культурных и других учреждений,
направленных на организацию чужого досуга. Для эффективной организации досуга важно понимать специфические
особенности досуговой деятельности:
1) действенный мотив, то есть основным мотивом к
проведению досуга в том или ином виде является потребность в
соответствующем процессе деятельности;
2) разнообразие досуговой деятельности по своему предмету.
Так, досуговая деятельность всегда включает несколько направлений деятельности,
хотя в ней может быть четко выделены приоритетные для человека занятия;
3) цели и виды досуговой деятельности выбираются индивидом
в зависимости от его культурно-нравственного развития. Так, некоторые выбирают
чтение книги, другие – занятие определенным видом творчества, а третьи –
компьютерные игры и т.д.
В научной литературе принято разделять досуг на две основные
составляющие: активный досуг; пассивный досуг. Также ряд исследователей выделяют
еще одну составляющую досуга, связанную с антикультурной деятельностью
человека. Так, Е. Бурмистрова представляет структуру досуга следующим образом
(табл. 1).
Таблица 1 – Структура досуга [4, с.36]