Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Библиографическая составляющая сайта детской библиотеки как фактор её привлекательности для реальных и потенциальных пользователей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………………………
3
Глава 1.
Информационно-библиографическая работа в детской библиотеке
1.1 Библиографические
ресурсы и услуги детских библиотек ………………………
1.2 Сайт детской библиотеки как инструмент
продвижения книги и чтения …..
Глава 2. Библиографическая
составляющая сайта как фактор привлекательности детской библиотеки
2.1 Электронные информационно-библиографические
ресурсы детской библиотеки ……………………………………………………………………………………….
2.2
Анализ библиографической составляющей сайта Челябинской областной детской
библиотеки им. В. Маяковского ……………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………………………..….
Список
источников ……………………………………………………………………………..
Введение:
Федеральный закон
Российской Федерации «О библиотечном деле» (ст. 14) подчеркивает, что
государство поддерживает развитие библиотечных услуг для наиболее уязвимых
социальных групп, в том числе, детей и молодежи. Тот же закон гарантирует этим
группам «право на предоставление библиотечных услуг в публичных библиотеках,
специализированных государственных библиотеках для детей и молодежи, и
библиотеках в образовательных учреждениях в соответствии с их правилами и
положениями» [14].
Обслуживание
пользователей библиотеки – это та деятельность, по результатам которой
пользователи судят о необходимости, полезности библиотеки для общества. От
удовлетворённости обслуживанием зависят дальнейшие отношения между библиотекой
и представителями различных целевых групп: станет ли посетитель постоянным
читателем данной библиотеки или отдаст предпочтение альтернативным источникам
удовлетворения информационных потребностей.
Принимая во внимание значение чтения для
формирования развитого, широко образованного и социально активного человека,
нужно особо подчеркнуть основополагающую роль детства в этом процессе. Именно в
детские годы закладываются интересы и предпочтения, навыки и потребности в освоении
культурных ценностей.
Библиотечное обслуживание
подрастающего поколения в значительной степени отличается от обслуживания
взрослых. В его основе лежит знание и принятие во внимание возрастных
психологических отличий и индивидуальных особенностей развития детей и
подростков. Это значительно усложняет библиотечную работу с подрастающим
поколением и выдвигает целый ряд требований к организации обслуживания
читателей.
Большое значение играет
позиционирование библиотеки в глобальном пространстве. Сайт сегодня становится широко
распространенным средством продвижения информации об организации и самой
организации.
Современное общество со
стремительным развитием цифровых технологий не только меняется само, но и
коренным образом трансформирует наши представления о получении, обработке и
передаче информации. Сейчас речь уже идёт о формировании цифрового
информационного общества, включающего не только институты, непосредственно
связанные с генерацией, накоплением знаний и распространением информации, но и
с другими сферами жизнедеятельности человека. Это находит подтверждение в ряде
официальных документов, в частности, Государственной программе Российской
Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)» [10].
Происходящие в цифровой
среде трансформации имеют самое прямое отношение к библиографии как средству хранения и
передачи информации о существующих печатных и электронных изданиях. Реализация
библиотек в современной сетевой среде предполагает, как переход в глобальное
информационное пространство, с одной стороны, так и расширение поисковых и сервисных
возможностей сетевых библиографических ресурсов, развитие доступа к
информационным и библиографическим источникам, увеличение количества и
разнообразия их форм, обеспечение возможности обратной связи с сотрудниками библиотеки
и другими пользователями, уже сейчас открывает новые стратегии быстрого поиска
информации.
Занять лидирующую позицию
в системе информационно-библиографического поиска в цифровом мире библиотека
может одним-единственным способом: она должна стать реальным посредником между
пользователем и самой информацией. А для этого нужно не только оперативно
размещать в открытом доступе качественные продукты и услуги, но и делать их
доступными, удобными и привлекательными для современных пользователей.
Актуальность темы
обусловлена двумя реалиями. Во-первых, сегодня особенно значимой становится
деятельность по изучению, систематизации и активному увеличению сетевых
источников информации. Во-вторых, речь идет о развитии доступа к электронным
сетевым ресурсам, что связано с присоединением России к международной программе
Open Access (Открытый доступ), – все это приводит к тому, что библиотека сможет
стать основными информационным центром для детей и подростков. И способствовать
этому будет активный переход библиографии в цифровое пространство. Более того,
изучение сетевых электронных ресурсов, сводных каталогов и популярной
(рекомендательной) библиографии позволяет сделать вывод, что даже у
существующих сейчас библиотечных ресурсов есть огромный потенциал.
Степень изученности проблемы. Сегодня методы продвижения чтения
много изучаются и обсуждаются, достаточно отметить работы библиотековедов Н. П.
Опариной [7], О. Л. Кабачек [3, 10], И. Н. Тимофеевой [12], И. И. Тихомировой [13]
и др. о современных формах и методах работы с читателями, позволяющих сформировать
у подрастающего поколения потребность в чтении, специфике применения тех или
иных методов продвижения чтения.
Информационно-библиографическая
работа является неотъемлемой частью деятельности любой библиотеки по
продвижению чтения. Библиографическая
деятельность осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от их
ведомственной принадлежности, состава читателей, объема фонда и профиля работы.
Основной целью библиографической деятельности является обеспечение
пользователей (читателей) необходимой им информацией для удовлетворения самых
разнообразных личностных, образовательных, профессиональных или общественных
потребностей, что описано в монографиях, учебниках и учебных пособиях
таких авторов, как О. П. Коршунов [5], И. Г. Моргенштерн [6], Г. Н. Диомидова [1],
Д. Я. Коготков [4] и др.
Библиография литературы для детей и
подростков имеет свои особенности, которые рассматриваются в учебниках и
учебных пособиях Е. Ф. Рыбиной [9] и других авторов. Стремительно
развивающиеся цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь. Современные
пользователи предпочитают быстрый, удобный в любое время и в любом месте,
доступ к информации. Сегодня библиотеки активно используют цифровые средства Современные технологии могут стать
инструментом, который способен развить не только доступ к чтению, но и
мотивацию к нему. Современным и удобным инструментом для этого может быть сайт библиотеки. Создание и развитие
сайта библиотеки, электронных информационных ресурсов на сайте рассматриваются в
книгах, статьях и выступлениях на научно-практических конференциях: В. Н.
Степанова [11], А. И. Земскова и Я. Л. Шрайберга [2], О. В. Решетниковой [8],
Л. Б. Шевченко [14], Ю. Ю. Черного [21] и др.
Особенности работы библиотеки с
детьми и подростками, специфика сайта детской библиотеки
как инструмента продвижения книги и чтения, виды и содержание электронных
информационно-библиографических ресурсов на сайте появляются на страницах
профессиональной печати – таких журналов, как «Библиотечное дело», «Библиография»,
«Библиотековедение» и другие.
При рассмотрении вопроса о работе библиотек с детьми и подростками нельзя
не учитывать психологические особенности данной категории читателей, поэтому в
ходе работы была изучена и литература по психологии. Теме психологических
особенностей и развития детей и подростков, а также их психологическим
особенностям как читателей посвящено множество и научной, и научно-популярной
литературы.
Объект
исследования: сайт детской библиотеки как средство её
позиционирования в глобальном информационном пространстве.
Предмет
исследования: библиографическая составляющая сайта детской
библиотеки.
Цель
исследования: выявление роли библиографической составляющей сайта библиотеки в привлечении
детей и подростков.
Задачи
исследования:
— изучить библиографические
ресурсы и услуги детских библиотек;
— рассмотреть сайт
детской библиотеки как инструмент продвижения книги и чтения;
— выявить роль электронных
информационно-библиографических ресурсов детской библиотеки в повышении её привлекательности;
— проанализировать библиографическую
составляющую сайта Челябинской областной детской библиотеки им. В. Маяковского.
Гипотеза: библиографическая
информация на сайте библиотеки будет способствовать повышению популярности
библиотеки у детей и подростков. Методы исследования. При написании работы использованы
как общенаучные, так и специальные методы познания: анализ и синтез информации,
обобщение, сравнение, изучение практического опыта.
Теоретическая значимость: рассмотрена и
выявлена роль электронных информационно-библиографических ресурсов сайта
детской библиотеки в продвижении библиотеки и чтения и привлечении новых
пользователей.
Практическая значимость состоит в
том, что материалы работы могут быть использованы сотрудниками детских библиотек
для продвижения чтения и привлечения детей и подростков в библиотеку.
Структура
итоговой аттестационной работы. Работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка источников.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Информационно-библиографическая работа в детской библиотеке
1.1 Библиографические
ресурсы и услуги детских библиотек Проблема поощрения молодых людей к посещению
библиотеки тесно связана с выживанием библиотеки как социального института:
если сегодня молодые люди не пойдут в библиотеку, завтра они не приведут туда
своих детей.
Библиотеки должны учитывать ряд объективных препятствий,
которые сами по себе являются положительными факторами, но могут отрицательно
повлиять на отношение молодежи к библиотекам при определенных обстоятельствах и
даже представлять угрозу существованию библиотек в настоящем и будущем.
Наиболее очевидными из них являются:
• Свободный и открытый книжный рынок с жесткой
конкуренцией, которая вынуждает издателей удовлетворять разнообразные
потребности покупателей и сознательно выделять сегмент литературы для молодежи
как наиболее перспективный сегмент рынка, часто используя библиотечные методы
для работы со своими клиентами;
• Быстрые технологические изменения и растущая
доступность информации из различных источников (в основном цифровых, веб-,
мобильных), которые являются наиболее привлекательными и знакомыми для
молодежи;
• Огромное разнообразие развлекательных мероприятий
для молодежи, обычно на коммерческой основе, отвечающих их быстро меняющимся
потребностям и ориентированных на общие культурные приоритеты и молодежные
субкультуры;
• Тот факт, что благодаря информации, полученной из
Интернета, личному наблюдению и взаимодействию со сверстниками из-за рубежа,
молодые люди знают, как работают публичные и университетские библиотеки в
развитых странах и как они выглядят, и что большинство российских библиотек
совершенно разные.
Основная цель библиотек для молодежи — активный
вклад в образование молодежи, непрерывное обучение, социализацию, развитие
личности, реализацию его творческого потенциала, приобретение соревновательных
навыков. Библиотечные услуги для молодых взрослых должны поддерживать и
поощрять чтение, поощрять информационную и компьютерную грамотность, развивать
культурную осведомленность, поощрять моральные ценности и помогать в личном
развитии и социальной адаптации.
Библиотека должна стремиться к тому, чтобы молодежь
считала ее
а) «домом» знаний и гарантом свободного доступа к
информации,
б) учреждением, которое помогает с социальной и
профессиональной адаптацией, способствует вхождению во «взрослый» мир,