Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Библейская беседа на тему притчи Спасителя о блудном сыне
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. Притча Спасителя о блудном сыне –
фундаментальная основа веры человека в Бога. 2
Глава 1. Богословское толкование притчи. 7
1.1.Особенности
жанра притчи. 7
1.2.Присутствие двух смысловых планов. 9
1.3.Основные идеи и мотивы притчи. 12
1.4. Аллегоричность притчи. 14
1.5. Нравственная проблематика притчи. 16
1.6. Скрытые смыслы и подтексты.. 18
1.7. Варианты интерпретации
символического смысла притчи. 20
1.8.Сотериологический смысл притчи. 22
1.9.Церковно-историческая
проблематика притчи. 24
Глава 2. Исследование понимания верующего в Бога человека
в неисчерпаемое милосердие Бога-отца. 28
2.1. Философский смысл притчи. 30
2.2. Практическое применение притчи в
нашей церковной жизни и к друг другу. 32
2.3. Проблемные образы притчи. 34
2.4. Общехристианская мораль притчи. 36
Заключение. Уроки нравственности для человека. 38
Список литературы.. 40
Введение:
Введение.
Притча Спасителя о блудном сыне – фундаментальная основа веры человека в Бога
Вера
в Бога — великий дар Отца Нашего Небесного для человека. Её нельзя увидеть, нельзя оценить, нельзя
осязать. Но её можно почувствовать. Так ребёнок интуитивно чувствует любовь и
доброту взрослого человека. Веру человека в Бога люди чувствуют. Так же, как и
дети, совершенно неосознанно. Это всегда наше открытие, которое озаряет нашу
жизнь, всегда особое откровение. Как это происходит? В Евангелии от Матфея
Господь Иисус Христос говорит кровоточивой женщине: «… дерзай, дщерь, вера
спасла тебя …». (Евангелие от Матфея, 9:22) Святой Праведный Иоанн
Кронштадтский пишет: «… не труды наши, не добрые дела наши спасают нас от
грехов наших и от скорбей наших, – мы это испытывали многократно, например, на
молитве, и всякий испытал, – а вера наша. Вера всегда нас спасает»[1].
Тема работы
— Библейская беседа на тему притчи Спасителя о блудном сыне. Выбор данной темы
обусловлен значимостью притчи о блудном сыне и её огромным воздействием на душу
человека, на укрепление веры человека в Бога и на становление и дальнейшее
возрастание веры человека в Бога.
Актуальность выбранной темы. В
Новом Завете в Евангелии от Луки (Евангелие от Луки, 15; 11- 32) Господь Иисус
Христос рассказывает притчу о блудном сыне. Её можно назвать действительно
фундаментальной основой веры человека в Бога. Почему это именно так? Потому что именно в этой притче человек
получает главное знание: Господь ПРОЩАЕТ кающегося грешника. И если человек своими
грехами сам себя довёл до предела, что уже и самому на себя невозможно
смотреть, тогда, бросив всё, отрезает себя для мира и уже тогда не нужна свобода,
которая является на самом деле греховной оковой, и вот человек ищет Бога, идёт
к Нему. И тогда он задаёт себе вопрос: «Как Господь будет смотреть на меня,
вымазанного в житейской греховной грязи?» Из притчи о блудном сыне мы узнаём,
что Бог относится ко всем согрешившим людям, ко всему грешному человечеству,
как Отец Небесный. Даже не как отец родной, который за что-то отругает, за
что-то пожалеет. Господь явит ту совершенную любовь, потому что Он всё знает о
каждом человеке, чувствует боль его души и страдания и радуется тому, что человек
покаялся и вернулся к Отцу Небесному. Это бесконечная любовь, которую грешный человек
ощущает сразу, та любовь, которая дарит свободу в Боге и желание жить с Богом,
изменять себя, любить Бога и ближних. Притчу о блудном сыне не случайно
называют «Евангелием в Евангелии»[2], таково её огромное
значение для человека, её считают по праву «иконой Божественной любви»[3].
Цель исследования. Цель данного
исследования — обобщение духовно-нравственной проблематики притчи о блудном
сыне и выявление её практической значимости для человека. Притча о блудном
сыне, несмотря на столь обширные, можно сказать, вековые изучения и толкования,
вызывает активный интерес и сейчас, в наши дни, у наших современников. Огромное
количество проповедей произносят священники на тему притчи о блудном сыне,
потому что, видимо, «…эта притча – для всех. И – чтобы удержать от плотских
падений: смотри, непременно дойдешь до свиного корыта. И – чтобы сказать тем,
кто все же пал: главное – не отчаивайся! Небесный Отец всегда ждет, и всегда на
небесах радость «и о едином грешнике, кающемся. И – чтобы тот, кто не пал, не
возгордился бы, и не проникся презрением к тому, кто смиренно просит прощения,
и к тому, кто от всего сердца прощает»[4]. Эта притча является
хорошим примером любви к своим детям для отцов и матерей [1]
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том II. 1859-1860.
«Богопознание и самопознание, или внутреннее священнонаучение от Святого Духа»,
Москва, «Отчий дом», 2003. С.804 [2] Святитель Амвросий Медиоланский.
Собрание творений. Том 1. Москва. Издательство ПСТГУ, 2012 – с.439 [3] Марина Бирюкова. Газета
«Православная вера», № 04 (672), февраль 2021 г. [4] Полный круг проповедей /
Протоиерей Вячеслав Резников, – М., Изд-во Братства святителя Алексия, 1999 г.
– 512 с.
Заключение:
В данной работе была поставлена, по сути,
исследовательская цель. Обобщение духовно-нравственной проблематики притчи о
блудном сыне потребовало изучения как святоотеческого наследия, непреложного в
своей истинности, так и богословия нашего времени. Богатый опыт проповедничества
священников нашего времени, своеобразная харизма проповеди тоже сказались,
безусловно, на работе. Посредством анализа и синтеза тем притчи, обобщений и
сделанных выводов из толкований авторов была сделана попытка посмотреть на
притчу вне времени. Ведь духовные ценности, действительно, вне времени человека
и пространства. Одной из главных целей работы являлась цель выявления
практической значимости притчи для человека. Особо важно это для родителей
подростков. Один из родителей в беседе признался, что, если бы не притча о
блудном сыне, то он точно бы устроил экзекуцию для своего сыны- подростка. Или,
уже, по крайней мере, бегал бы по психологам и придумывал наказания. Здесь же
он понял, как важно прощение безусловное. И, конечно, молитва за сына. Другая
родительница откровенно сказала, что притча, по сути, «поднимает родителя от
земли», заставляет посмотреть на взаимоотношения с детьми с точки зрения
духовной, с точки зрения Бога. Таким образом, родители начинают задумываться о
своих отношениях к детям. Дети же более открыты в общении, и они радуются, что
Бог их прощает за совершённые грехи, и родители их любят, и потому доверие к
Богу у детей становится крепче. Это очень важно для установления личных
отношений с Богом. И крепнет доверие к родителям. В работе были установлены ряд
задач. Одна из важных – знакомство с богословским толкованиями на притчу
Спасителя о блудном сыне. Однако данная работа – не аналитика, не обзор,
который более подходит к научной аудитории, но попытка, скорее, направить
богословские знания более в практическую сторону, с учётом психологических и
возрастных особенностей восприятия человека. С задачей по углублению знаний о
любви и милосердии Божием к кающемуся человеку работа справилась, хотя хотелось
бы и дальше продвигаться более в данной области, потому что терять детей и
молодёжь нельзя. Особо следует сказать о важности покаяния в жизни человека.
Так как притча говорит нам о покаянии, шаги блудного сына разбираются в ней не
однажды. И, прежде всего, стоит отметить искренность человека и открытость
Богу, важна также и целеустремлённость человека, и твёрдое намерение не
возвращаться к греховным помыслам и деяниям.
Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.
По какой- то причине часто человек просто «не слышит» духовных истин. И здесь
важна кропотливая работа с Евангелием и с самим человеком. Господь стучит
всякий раз в сердце человека, и мы, по Его образу и подобие, можем достучаться
с Его помощью, имея в душе любовь к ближнему своему. Практическая значимость
работы, думаю, себя оправдывает. Безусловно, хотелось бы разработать не просто
фрагментарный сегмент урока, но тема притчи о блудном сыне настолько важна для
веры человека, что вполне можно было бы воплотить эту тему в доступную для
возраста богословскую литературу именно для детей-подростков и молодёжи. Одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь»
(1 Фес. 5: 16; Фил. 4: 4). Премудрость
Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день,
веселясь пред лицем Его во все время» (Притч. 8: 30). «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с
радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут
радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35: 10). Сам Господь Иисус Христос испытывал радость, о чем
говорил апостолам: «Радуюсь за вас» (Ин. 11: 15). И более того, Он
свидетельствует о желании поделиться Своей радостью с учениками: «Сие сказал Я
вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15:
11). И Он же учит их расставлять верные ориентиры в радости: «Однако же не тому
радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны
на небесах» (Лк. 10: 20).
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Богословское толкование притчи
1.1. Особенности жанра притчи
«При́тчи
– краткие поучения, высказанные в образной, иносказательной форме. Притча может
использоваться в качестве иллюстрации духовной истины, для раскрытия требований
нравственного характера. Нередко приточные образы заимствуются из области
человеческого опыта, но бывает, что они создаются воображением. Как правило,
притча объясняет непонятное или мало понятное при помощи хорошо понятного»[1]. Подобным
образом объясняют смысл названия «притча» Святители Афанасий Великий и Иоанн: «Название
«Притчи» (παρᾶμοι) произошло от того, что подобные изречения писались на всяком
пути для вразумления и назидания проходящих по пути, писались же при пути для
того, чтобы люди, не могущие заниматься словом истины, по крайней мере,
мимоходом, замечали написанное, вникали в него, получали наставления. Посему
некоторые и определяют их так: Притчи есть придорожное (παρόδιον) изречение,
переносящее мысль от чего-нибудь одного ко многому. В последних словах указана
одна из основных особенностей притчи: приложимость высказываемой в притче мысли
ко многим (аналогичным) случаям, типичность этой мысли».[2]Василий Великий считал, что
«термин притча происходит от глагола – течь- (идти) или –ткнуть-
(встретиться)…он означает припутное изречение — такое, которое служит
указателем пути, руководствует человека на путях жизни»[3]. Изучив
литературоведческие статьи о данном жанре, можно выделить следующие особенности
притчи:
1. Притча относится к эпическим произведениям,
по сути, это небольшой короткий рассказ.
2. Притча небольшая по объёму, однако
характеризуется особым лаконизмом изложения.
3. Для притчи характерна иносказательность.
4. Одна идея в притче, и эта идея предельно
ясна для читающего.
5. Притча не содержит ничего лишнего: изобилия
цифр, дат, сравнений. 6. Притча указывает на проблему, которая есть или
может быть в жизни человека. Но, указывая, даёт человеку также и средства,
чтобы решить эти проблемы. Самые ранние притчи – библейские притчи. Библейские
притчи – явление уникальное в своём роде. Это не просто попутное изречение, но
это взятые из обычной жизни людей явления и образы, которые трактуются и в
прямом смысле, и в обобщённом. То есть в сюжете притчи, как правило, заложено
повествование об очень понятном и ясном для каждого человека событии или явлении.
Очень интересно дано понятие притчи в Национальной педагогической энциклопедии:
там так же обращается внимание на короткий рассказ, который передаёт идею в
иносказательной форме: «Это земная история, исполненная небесного смысла».[4] В Ветхом Завете было предсказано, что Иисус
Христос будет учить притчами [Пс.77:2]: «Открою уста мои в притче и произнесу
гадания из древности». Святитель Афанасий Великий пишет в толковании на этот
стих [Пс.77:2] так: «Евангелист [Матфей] ясно протолковал [Мф.13:35], что это
исполнилось, когда Господь изрек многие притчи в Евангелиях». Почему же Господь
говорил и объяснял людям духовные истины притчами? «Почему говорил Господь
Иисус Христос притчами, это объясняет Он Сам: потому что люди, грубые сердцем,
видя не видят и слыша не слышат и не разумеют. Потому что огрубело сердце людей
сих. Люди мирские, люди далекие от жизни духовной, отвергающие интересы духовные…
никогда не вспоминают о Боге и не хотят ушами своими слышать всё то, что
напоминает о Боге. Господь Иисус Христос изобрел такое средство. Он говорил
прикровенно: в притчах, в рассказах. И эти притчи заинтересовывали людей с
грубым сердцем: они слушали эти рассказы и над ними задумывались. Если сами не
понимали слышанного, старались расспросить у тех, кто понимал — спрашивали у
апостолов и получали объяснение»[5]. [1] https://azbyka.ru/pritchi,2005(дата
обращения – (20 мая 2021г.) [2] Толковая Библия. Толкование на
книгу Притчей Соломоновых Толковая
Библия Лопухина. Санкт – Петербург. СЗКЭО.2021 – с. 903 [3]https://azbyka. ru/pritchi, (дата обращения – (20 мая 2021
г.) [4] Агранович С.З., Саморукова И.В.
«Гармония — цель — гармония». Художественное сознание в зеркале притчи. М.,
1997 – c. [5] Святитель Лука (Войно —
Ясенецкий). http://krestobogorodsky.ru/pochemu-gospod-govoril-pritchami/(дата
обращения – 22 мая 2021 г.)