Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Банковское обслуживание юридических лиц в коммерческом банке: оценка и совершенствование на примере..
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические основы банковского обслуживания юридических лиц.. 5
1.1. Особенности банковских
продуктов для бизнеса. 5
1.2. Нормативно-правовое
обеспечение банковского обслуживания. 11
Глава
2. Анализ банковского обслуживания юридических лиц в ПАО «Сбербанк». 17
2.1.
Общая характеристика деятельности ПАО «Сбербанк». 17
2.2.
Анализ банковских продуктов для юридических лиц. 22
2.3.
Динамика развития банковского обслуживания юридических лиц в банке. 30
Глава
3. Проблемы и перспективы развития банковских продуктов для юридических лиц.. 36
3.1.
Проблемы и перспективы в организации банковского обслуживания юридических лиц. 36
3.2.
Разработка и оценка эффекта от внедрения новых банковских продуктов для бизнеса. 46
Заключение. 53
Список использованных источников.. 57
Приложения.. 62
Введение:
Актуальность темы исследования. Известно, что во многих
развитых странах предприятия обеспечивают производство существенной, а в
некоторых случаях и преобладающей части валового национального продукта.
Привлекательными для России чертами малого и среднего бизнеса являются:
короткий срок окупаемости инвестиций, направляемый в данный вид бизнеса,
способность быстро адаптироваться к меняющемуся спросу, быстрое использование
результатов научно-технических достижений и открытий, создание новых рабочих
мест. С другой стороны, данная сфера экономики — это область высокорисковых
инвестиций: доля предприятий, которые разрушаются и ликвидируются, очень
велика, однако, как значительная часть вновь созданных фирм.
Основными предпосылками развития малого и среднего
предпринимательства в России являются стремление банков увеличить долю на
конкурентном рынке, появление государственных и муниципальных программ развития
и поддержки малого и среднего бизнеса, посткризисные явления в экономике,
способствующие самозанятости населения, наличие финансового разрыва в
обеспечении потребностей малого бизнеса. Растущее число субъектов малого и
среднего предпринимательства обуславливает изменение потребностей в банковском
обслуживании с их стороны. При банковском обслуживании субъектов малого и
среднего предпринимательства для всех участников экономических отношений можно
найти определенные выгоды. Так, для банков обслуживание малого и среднего
предпринимательства ведет к диверсификации банковского бизнеса, расширению
клиентской базы и операций банка, увеличению прибыли. Усиливающаяся конкуренция
в банковской среде и наличие неудовлетворенного спроса вызывают необходимость
расширения спектра банковских услуг.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства
банковское обслуживание способствует обеспечению финансовой безопасности
(документарные операции, хранение средств на счетах, использование сейфовых
ячеек). Для государства также возникают определенные выгоды: рост занятости и
самозанятости населения, формирование конкурентной среды, увеличение налоговых
сборов, развитие инноваций и продуктов интеллектуальной деятельности, рост ВВП,
улучшение торгового баланса и т.п. При этом одной из основных проблем
дальнейшего успешного развития субъектов малого и среднего предпринимательства
является низкая доступность банковских услуг.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление и
анализ проблем банковского обслуживания юридических лиц на примере ПАО
«Сбербанк», разработка направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной
работы нужно решить следующие задачи:
1. Выявить особенности банковских продуктов для бизнеса.
2. Рассмотреть нормативно-правовое обеспечение банковского
обслуживания.
3. Дать общую характеристику деятельности ПАО «Сбербанк».
4. Проанализировать банковские продукты для юридических лиц.
5. Выявить проблемы и перспективы в организации
банковского обслуживания юридических лиц.
Объект исследования – ПАО «Сбербанк». Предмет исследования –
банковское обслуживание юридических лиц.
В работе использованы системный подход и анализ, методы
сравнения, классификации, экспертных оценок, обобщения.
Исследовательская база – данные ПАО «Сбербанк».
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в
том, что полученные результаты могут быть использованы в деятельности банка в
качестве мер повышения эффективности его работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованных источников и приложений.
Заключение:
В настоящее время, несмотря на кризис экономики из-за
пандемии, малый бизнес начал заново развиваться. Для развития экономики в целом
необходимо увеличение количества банков, ориентированных на представителей
малого бизнеса, которые предоставляют кредиты для их развития. Современные
условия развития банковского рынка и запросы клиентов требуют развития
существующих и разработки новых банковских продуктов/услуг.
Услуги современных коммерческих банков для юридических лиц включают
расчетно-кассовое обслуживание, лизинг, факторинг, выдачу гарантий, депозитные
(вкладные) услуги, инвестиционные услуги, валютные услуги, трастовые
(доверительные) услуги, консультационные и информационные услуги.
Банковский продукт постоянно модифицируется с учетом
меняющихся тенденций развития финансового и банковского рынка и потребностей
той или иной группы клиентов, в то время как услуги неизменны, они формируют
основу, базис деятельности современного коммерческого банка.
Филиал ПАО «Сбербанк» в г. Звенигород активно продвигает
кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Анализ отраслевой структуры
портфеля показывает, что большую долю в кредитном портфеле занимают организации
и предприятия, работающие в сфере торговли и сфере бытовых услуг, на их долю
приходится – 63% от кредитного портфеля. Далее по значимости идут организации
сферы транспорта и связи — 13%,
организации сферы строительства и операций с недвижимостью составляют по 5% от
кредитного портфеля банка.
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель может
получить в банке кредит с процентной ставкой от 11 % годовых на потребительские
цели, на пополнение оборотных средств, инвестиций, овердрафт.
Сегодня банк имеет огромный опыт банковского кредитования
юридических лиц и перечень проблем, связанных с таким кредитованием.
Особое
значение на развитие деятельности в данной сфере сыграл кризис из-за пандемии,
объявленной в 2020 году.
Анализ опроса
предпринимателей, проведенный Альфа Банком, показал, что 86% предпринимателей
говорят, что текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса;
82% отмечают снижение покупательской способности. Также компании отмечают
снижение прибыли, уменьшение суммы среднего чека и количества клиентов;
значительно увеличилась налоговая нагрузка, в том числе, в связи с повышением
НДС до 20%. Бюджет пострадал от расходов на внедрение контрольно-кассового
оборудования. Обострилась конкуренция с крупными компаниями. Хуже всего обстоят
дела в сферах розничной торговли и строительства; ухудшение ситуации повлекло
введенная обязательная маркировка некоторых категорий товаров.
По словам
представителей малого и среднего предпринимательства развитию может помочь
только снижение налоговой нагрузки, рост потребительского спроса, смягчение
требований банков по выдаче кредитов.
Еще одним
препятствием для ведения бизнеса была и является нехватка собственных средств и
отсутствие дешевых кредитов для развития бизнеса. Аналитики и эксперты
утверждают, что только 25% предприятий на сегодняшний день полностью
удовлетворены финансовым состоянием. Что касается начинающих предпринимателей,
то они сталкиваются с большими трудностями при попытке получить кредит.
Причинами низкого уровня кредитования бизнеса являются:
— негативные
внешнеполитические условия, которые оказывают соответствующее влияние на экономическую
ситуацию в стране;
—
значительное уменьшение банков в РФ в результате отзыва лицензий Центробанком
(следствием стало сокращение предложения и выбора инвестиций на рынке);
— дефицит
необходимого обеспечения (банки неохотно выдают кредиты предпринимателям,
которые не могут обеспечить его залогом или поручительством).
На основе анализа механизма обслуживания субъектов
предпринимательства нами были разработаны рекомендации по включению в
существующие банковские продукты мониторинга и работу с проблемными кредитами,
и проведение акции – встречи представителей крупных корпоративных клиентов
банка и заинтересованных в сотрудничестве с ними предприятий.
Для усиления позиций филиала ПАО «Сбербанк» на рынке
кредитования субъектов бизнеса банку необходимо внедрение новых банковских
продуктов:
1) Депозитный продукт с возможностью пополнения и
установленной по нему плавающей процентной ставкой. Убыток банка составляет
1295000 рублей с 20 депозитов. Но эти привлеченные средства можно выдать в
форме кредита «Быстрый» и получить прибыль в большем процентном соотношении.
Реализация мероприятия не потребует дополнительных затрат,
новый банковский продукт будут активно предлагать кредитные менеджеры.
2) Кредит «Быстрый». Реализация предложенного кредитного
продукта позволит принести дополнительную прибыль в размере 1960000 рублей и
повысит объем кредитного портфеля субъектов малого бизнеса.
Главные преимущества данного продукта – это снижение
процентных ставок, минимальный пакет документов, а, следовательно, сокращение
сроков рассмотрения заявки. Это направление усовершенствования специально для
клиентов, у которых мало свободного времени и для которых скорость и быстрота
оформления очень важны. Новый кредитный продукт повысит конкурентоспособность
банка, поможет ему не только повысить прибыль, но и будет способствовать его
органичному развитию и расширению.
Эффективность от внедрения данных продуктов составит 92,65%,
что положительно повлияет на финансовое состояние банка.
Итак, улучшение качества обслуживания клиентов приводит к
трем основным результатам:
— повышение репутации банка, увеличение поддержки
существующих клиентов, снижение процента потерь клиентов;
— увеличение «доли кошелька» клиента — клиент тратит больше
своих сбережений;
— привлечение внимания новых клиентов с помощью устных
рекомендаций, которые дают удовлетворенным клиентам. В результате эти
результаты дают большие шансы на достижение основного результата — увеличение
прибыли банка в долгосрочной перспективе. При создании новых услуг, модернизации
или замене существующих, значительная роль должна быть отдана маркетинговой
службе, которая постоянно исследует рынок, конкурентную базу, чтобы определить
предпочтения и пожелания своих клиентов и на этой основе предложить создание и
разработка новых или модернизация старых продуктов и услуг.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы банковского обслуживания юридических лиц
1.1. Особенности
банковских продуктов для бизнеса Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ [8] все
предприятия разделены на 3 группы: микробизнес, малый и средний бизнес. Они
отличаются друг от друга по двум критериям: среднесписочная численность
персонала и годовая выручка в рублях. Так, к предприятиям микробизнеса
относятся компании с численностью до 15 человек и с годовым оборотом до 120
млн. рублей. К малому бизнесу, соответственно, относятся предприятия с
численностью до 100 человек из годовым оборотом, не превышающем 800 млн. рублей
в год. Средний бизнес — это компании с численностью до 250 человек и с годовым
оборотом менее 2 млрд. рублей год.
У банков классификации совсем другая. Для них так называемый
малый бизнес — это ИП и ЮЛ с годовым оборотом до 350 млн. рублей в год. Стоит
отметить, что если предприниматель занимается бизнесом в одиночку и не
зарегистрирован, например, как субъект малого предпринимательства через
налоговую инспекцию, то он является самозанятым [11, c. 108]. Чтобы стать предпринимателем на
официальном уровне, нужно пройти государственную регистрацию.
Малый бизнес находится в тупиковой ситуации, поскольку спрос
на товары и услуги ежегодно сокращается из-за снижения доходов россиян. Вместе
с тем растут производственные расходы и фискальная нагрузка. Все это приводит к
падению рентабельности малых предприятий и последующему банкротству. Что мы и
наблюдаем последнее время.
Основная проблема, как физических лиц, так и организаций –
недостаток собственных средств. Особенно это актуально для малого и среднего
бизнеса на начальном этапе развития.
На помощь приходят банковские кредитные продукты,
осуществляющие как прямое финансирование клиента, так и гарантирование его
обязательств для улучшения взаимоотношений с контрагентами.
Недаром продукты для малого и среднего бизнеса есть в
линейке многих коммерческих банков. И многие банки выделяют это направление как
один из приоритетов. В конце концов, крупные корпорации сегодня заросли
структурными проблемами, розничные страхи увеличились по всем фронтам задержки.
Помимо финансирования проектов, банки предлагают множество других продуктов,
которые позволяют им получать хороший комиссионный доход. Для предпринимателей
эти решения могут быть интересными с точки зрения облегчения бизнеса — будь то
юридическое сопровождение бизнеса или организация определенных бизнес-процессов
[36].
Предпринимательский мир сильно поменялся с появлением новых
технологий. Рынок требует быстрой реакции на изменение потребительских
предпочтений, принятия оперативных управленческих решений.
Потребители становятся более искушенными и требовательным –
и в части скорости предоставления товаров и услуг, и в части качества сервиса,
и в части цены. Потребители хотят получить все и сразу – быстро, качественно и
дешево. В свою очередь, бизнес должен оперативно трансформироваться под такие
запросы [27, c. 22].
С точки зрения финансов бизнесмены стремятся работать с
банками в онлайн-режиме. Дело в том, что современные предприниматели ценят
практически каждую минуту своего времени. При этом они не находятся постоянно в
офисе, многие, вообще, практикуют удаленные и «облачные» офисы, поэтому
предприниматели хотят иметь доступ к банковским услугам там, где им это удобно
и со всех возможных устройств – смартфонов и телефонов. Платежи, переводы,
справки – все это бизнесмены хотят получать/проводить в режиме реального
времени. При этом все операции должны быть максимально простыми и безопасными
[22, c. 251].
До последнего времени бытовал миф, что крупные банки
преимущественно ориентируются на крупных корпоративных клиентов. Однако сегодня
малый бизнес стал драйвером для качественного развития экономики, многие
небольшие бизнесы успешно развиваются, поэтому крупные и надежные банки уделяют
особо внимание сотрудничеству с представителями малого бизнеса. Банки
предлагают предпринимателям новые специальные продукты либо адаптируют под
малый и средний бизнес существующие.
Малым и средним бизнесом востребованы комплексы банковских
услуг по направлениям, например, РКО, международные расчеты. В данном случае
фирма, получая все услуги у одной кредитной организации, может существенно
сэкономить. Во-первых, уменьшается совокупная комиссия за различные операции в
разных банках. Во-вторых, бережется время сотрудников на бумажное оформление
сотрудничества с несколькими финансовыми учреждениями. Сегодня многие банки
предлагают широкую линейку услуг и сервисов для предпринимателей от РКО до
специальных отраслевых продуктов (торговый эквайринг, корпоративные карты). А
некоторые даже проводят специальные акции по пакетным продуктам.
Предприниматель выбирает оптимальный для себя набор
продуктов и услуг. Клиент получает возможность открытия текущего счета, доступ
к работе со счетом в интернете, а также льготные условия по другим продуктам
банка. Скажем, при желании открыть корпоративную карту, предприниматель,
имеющий счет, собирает сокращенный пакет документов.
Линейка классических депозитов есть практически во всех банках,
но это подразумевает заключение договора вклада на определенный срок и изъятие
средств из бизнес-оборота. При этом, у компаний на счетах периодически
образуется остаток свободных средств. Они могут просто лежать на счете, а можно
получать с них проценты. Можно разместить их на депозит с условием начисление
процентов на остаток. Клиент заключает с банком дополнительное соглашение к
договору банковского счета и получает доход.
Как правило, ставки по депозитам для малого и среднего бизнеса
довольно привлекательные, при этом, предприниматель будет иметь оперативный
доступ к средствам, составляющим разницу между остатком на расчетном счете и
неснижаемым остатком.
Другие полезные для небольших компаний инструменты –
онлайн-сервисы и электронный банкинг (дистанционное банковское обслуживание
«Банк-Клиент» и «Интернет-Клиент»), которое дает предпринимателю возможность
управлять своими счетами удаленно из офиса или через интернет из другого места.
Это особенно ценная услуга для тех самых активных бизнесменов, которые ценят
каждую минуту времени. С помощью удаленного управления счетами можно в режиме
реального времени контролировать движение денежных потоков, совершать платежи,
проводить операции в системе «1С», получать выписки, контролировать платежи
дочерних компаний – и все это без визитов в отделения банка. А с помощью
онлайн-сервисов предприниматели могут подать заявку на кредит, рассчитать сумму
и платежи, и прочее [31].
Кроме того, банки активно развивают кредитование малого и
среднего бизнеса, и продукты банка легко адаптируются под нужды
предпринимателей. Заемные средства позволяют предпринимателям решить текущие
задачи и реализовать планы по развитию бизнеса. В ряде крупных банков
присутствуют льготные программы кредитования. Приведем примеры некоторых кредитных
продуктов, предлагаемых крупными банками [11].
Кредитование по пониженным ставкам. Кредит, как правило,
предоставляется на срок 1-1,5 года на пополнение оборотных средств и до 5 лет –
на инвестиции. Для получения продукта нередко требуются залоги и поручители.
Беззалоговые кредиты. У такого предложения обычно более
высокая процентная ставка, поскольку выше риски банка. Такой продукт дается на
срок до 5 лет.
Кредиты для стартапа. Несмотря на риски, некоторые банки
все-таки запустили программы для предпринимателей на этапе становления.
Начальный капитал дается на продолжительный срок без дополнительного
обеспечения.
Кредиты под отдельные нужды. Сюда входят коммерческая
ипотека, автокредиты, кредит под лизинг или на покупку основных средств
производства.
Кредиты для участия в открытых конкурсах и аукционах, а
также выполнения госзаказов. Они могут быть интересны субъектам МСБ, которые
хотят подать заявку на поставку товаров, оказание услуги и выполнения работ для
государственных или муниципальных нужд.
Так как начинающий предприниматель начинает свое дело с
нуля, у него нет возможности вливания в бизнес крупных денежных средств. Для
заключения государственных контрактов малому бизнесу требуется финансовое
обеспечение, в этом случае правильным решением становится приобретение
банковской гарантии, так как банковская гарантия является обязательным условием
для участия малых предприятий в госзакупках.
Гарантии позволяют фирмам участвовать в тендерах (в том
числе по госзакупкам), заключать контракты на более выгодных условиях, в том
числе, при работе с международными партнерами. Также фирмы, имеющие банковские
гарантии, минимизируют риски, связанные с невыполнением обязательств
контрагентами. Так, оформив в банке гарантию платежа в пользу поставщика,
покупатель осуществляет оплату после отгрузки товара. При предоставлении банком
гарантии возврата авансового платежа или гарантии выполнения контрактных
обязательств поставщик осуществляет поставку после получения предоплаты.
Комиссия по гарантиям, как правило, устанавливается индивидуально, но
составляет гораздо меньшую величину, чем ставка по стандартному кредиту.
Для малого бизнеса продуктов на рынке мало, но они есть.
Можно также получить ссуду в виде овердрафта, кредит без залога, на
инвестиционные цели, на рефинансирование текущих обязательств, на покупку
недвижимости. При этом требования к заемщикам – весьма либеральные.
Итак, в некоторых банках для предприятий, работающих в
аграрной индустрии, вообще, предусмотрена широкая линейка кредитных продуктов.
Это и кредиты на проведение сезонных работ (сюда входит и
закупка семян, и ГСМ, и энергоресурсы, и удобрения), и кредиты на покупку
техники (практически любая техника и оборудование для сельскохозяйственных
работ), и кредиты на приобретение животных, и кредиты на покупку земли. И это
лишь далеко не все возможности, которые предоставляют современные банки своим
клиентам.
Таким образом, что в России данные виды услуг развиты в
недостаточной степени, так как для банков данный сектор экономики считается
достаточно рискованным и в связи с этим банки боятся вероятности разорения
малых предприятий.
В общей структуре для бизнеса в России интересны такие
банковские продукты как, РКО, без залогового кредитования, кредитные линии, но
в основном для малого бизнеса в России предусмотрены кредиты, которые должны
быть, практически в 100% случаев, обеспечены залогом.
Более активному развитию сектора кредитования МСБ банками и
его диверсификации по территории страны препятствуют такие проблемы, как [11]:
1. Отсутствие у коммерческих банков ресурсной возможности в
открытии для ООО и ИП долгосрочных кредитных линий.
В итоге небольшие фирмы могут рассчитывать преимущественно
на займы от 3 до 6 месяцев, которые могут быть использованы только на
приобретение оборотных активов, тогда как требующие более емкого финансирования
основные средства приходится приобретать за счет собственных средств;
2. Поскольку операционные затраты банков по работе с
крупными и мелкими заемщиками равнозначны, то финансовым институтам невыгодно
работать с субъектами МСБ.
Простые процедуры работы с небольшими заемщиками в
российском банковском секторе пока отсутствуют, что существенно тормозит
развитие данной сферы.
3. Банки расценивают МСБ в качестве ненадежных и рисковых
клиентов.
В особенности, если речь идет о кредитах на развитие бизнеса
для начинающих предпринимателей: здесь риск просроченной задолженности
чрезвычайно велик. В итоге большинство финансовых институтов охотнее выдают
кредиты крупным корпорациям.
4. Практика выдачи беззалоговых кредитов не имеет эффективной
базы для оценки рисков.
В последние годы российские банковские учреждения стали
выдавать предпринимателям беззалоговые займы на короткий срок, которые
позволяют решать краткосрочные финансовые затруднения. Однако инструментария
для адекватной оценки платежеспособности заемщиков большинство финансовых
учреждений не имеет, что в итоге сказывается на качестве их кредитного
портфеля.