Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Аутоагрессивное поведение подростков, оставшихся без попечения родителей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретический анализ аутоагрессивного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей 7
1.1 Понятие аутоагрессивного поведения в отечественных и зарубежных исследованиях 7
1.2 Особенности и формы проявления аутоагрессивного поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей 15
1.3 Профилактика и коррекция аутоагрессивного поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей 21
2. Эмпирическое исследование аутоагрессивного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей 29
2.1 Организация, этапы и методы исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 31
2.3 Программа коррекции аутоагрессивного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей 45
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложения…………………………………………………………………
Введение:
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что проблема аутоагрессивного поведения среди детей и подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем России. Россия занимает 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков и 5 место в мире среди стран – лидеров по количеству совершенного суицида. Ежегодно в нашей стране от суицидов погибают более 54 тысяч граждан.
С целью межведомственного решения указанной проблемы на государственном уровне разрабатывается нормативно-законодательная база. Так, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г . предусмотрено сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» четко определяет информационную продукцию, недопустимую для детской аудитории, и регламентирует проведение ее экспертизы.
На научном уровне данная проблема изучается и разрабатывается на междисциплинарном уровне с привлечением ученых-медиков, юристов, психологов, суицидологов, педагогов и др.
Так, сущность и маркеры аутоагрессивного поведения исследуется в работах В.В. Герасимовой, И.Н. Дворниковой, Е.В. Куренковой, Ю.В. Никитиной и Н.П. Семковой, которые рассматривают аутоагрессию с позиции суицидальных и аутодеструктивных проявлений, направленных на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью, при которых враждебные действия из-за невозможности быть обращенными на раздражающий объект направляются человеком на самого себя.
Т.П. Автономава, И.Л. Павлычева, М.Н. Салова, Е.Н. Чеснова, Л.С. Шевырина объясняют аутоагрессивное поведение как крайнюю степень выраженности аутоагрессии, форму дезадаптивных поведенческих реакций на неблагоприятные в физическом и психическом плане жизненные ситуации, которые все чаще находят свое отражение в увлечениях, привычках и образе жизни подростков.
Работы А.Г. Амбрумовой, И.О. Гвоздева, Л.Я. Жезловой, А.В. Ипатова, Л.Э. Комаровой посвящены анализу причин аутоагрессивного поведения детей и подростков.
Указанные авторы отмечают высокое значение характера внутрисемейных отношений как в генезисе, так и в способности распознать признаки грядущей опасности суицида.
Формы и методы профилактической работы специалистов различного профиля представлены в исследовательских трудах А.Г. Амбрумовой, С.А. Беличевой, В.Г. Бубнова, Е.М. Вроно, О.И. Ефимовой Л.Я. Жезловой.
Анализ значительного количества научных и методических работ по проблеме аутоагрессивного поведения детей и подростков позволяет утверждать, что вне исследовательского внимания до настоящего времени остается вопрос повышения психолого-педагогической профилактики аутоагрессивного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствуют апробированные в образовательной практике программы, методические рекомендации по оказанию помощи подросткам, оставшимся без попечения родителей имеющим склонности аутоагрессивному поведению.
Объектом исследования является аутоагрессивное поведение.
Предметом исследования выступают особенности аутоагрессивного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей.
Целью исследования является анализ особенностей аутоагрессивного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие аутоагрессивного поведения в отечественных и зарубежных исследованиях.
2. Выявить особенности и формы проявления аутоагрессивного поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
3. Проанализировать профилактику и коррекцию аутоагрессивного поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей.
4. Провести эмпирическое исследование аутоагрессивного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей.
5. Разработать программу коррекции аутоагрессивного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей.
Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ научных статей, монографий, психологических исследований, демонстрирующих состояние изученности и разработанности проблемы, а также синтез, обобщение, сопоставление, сравнительно-исторический анализ и т. д.
Теоретическая и методологическая основа: научные труды зарубежных и отечественных авторов по теме научного исследования, отображенные в библиографическом списке.
Теоретическое значение исследования: теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические и практические представления относительно аутоагрессивного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей и разработать программу коррекции аутоагрессивного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей.
Практическое значение исследования: Практическая значимость работы состоит в том, чтобы провести анализ в заданном направление и разработать программу коррекции аутоагрессивного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей.
Структура работы: исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
На основании проведенного исследования в заключении можно сделать следующие выводы.
Анализ теоретических основ относительно типов аутоагрессивного поведения указывает на то, что аутоагрессия все время содержит цель, которая состоит из ее воплощения в качестве того, что подросток находит выход из определенного кризисного состояния и в этом будет состоять итог решения определенных жизненных проблемных аспектов, обязательств, сложностей либо непреодолимой ситуации. Для понимания и прогнозирования аутоагрессии со стороны подростка нужно понимать исходя из какой именно субъективной точки зрения и уровня личности исходит данная форма поведения.
Аутоагрессивностью подростков, оставшихся без попечения родителей называют намеренную активность, направленную на причинение себе вреда в физической и психической сферах. В современном мире этот социальный феномен слишком часто встречается, особенно в подростковом возрасте. Аутоагрессивное поведение подростков, оставшихся без попечения родителей по форме проявления бывает как внутренним, так и внешним. Первый тип характеризуется самоугнетением, самообвинением, самоуничтожением на фоне негативного самоотношения к своему внешнему виду, характеру, виду деятельности, при отсутствии попыток что-либо изменить. Личность проявляет негативное отношение к собственному «Я», что вызывает внутриличностный конфликт и психический дискомфорт. Другой тип проявляется в непосредственном причинении ущерба своему организму: самоповреждения, химические и нехимические зависимости, фанатизм, суицидальные попытки и др. Подросток наносит себе вред, потому что не может по-другому конструктивно решить свои проблемы. Данная форма аутоагрессивного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей при острых эмоциональных реакциях может иметь достаточно серьезные последствия для жизни аутоагрессора.
Аутоагрессия подростков, оставшихся без попечения родителей это социальная, а также психолого-педагогическая проблематика, которая присутствует в рамках современного отечественного общества. Относительно системы образования профилактические и коррекционные мероприятия можно нацеливать на процесс формирования психического здоровья у подростков, на процесс снижения существующих рисков появления аутоагрессии со стороны подростков, оставшихся без попечения родителей.
В рамках проведенного исследования ОСР, А. Г. Шмелева был сделан вывод о том, что суицидальный показатель имеет среднее выражение для респондентов. Но высокая аффективность, а также нездоровая заинтересованность относительно самоубийства, переживания относительно собственной несостоятельности, а также отсутствие уверенности в собственном будущем влияют на появление суицидального риска.
При изучении подростков в рамках методики СПСП, М.В. Горской был сделан вывод о том, что подростки обладают основаниями для развития у них направленности относительно суицидального поведения.
При анализе результатов по методике ПСН «В» (В. Войцех, А. Кучер, В. Костюкевич) мы установили то, что в качестве аутоагрессивных показателей, формирующих суицидальное поведение, прежде всего относятся проблемы в школе, отношения с близким окружением, и так далее.
Таким образом, на основании анализа полученных данных была разработана программа коррекции аутоагрессивного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретический анализ аутоагрессивного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей
1.1 Понятие аутоагрессивного поведения в отечественных и зарубежных исследованиях
Такое понятие, как аутоагрессия исследуют многие научные направления и среди них можно отметить медицину, биологию, социологию, психологию и так далее. Трудности при этом состоят в том, что понятие аутоагрессии является многоаспектным, помимо этого в настоящее время нет единого подхода относительно структуры данного понятия, а также в том, что существует множество факторов и причин появления аутоагрессии.
В своем труде Р. Бэрона, Д. Ричардсона в качестве такого термина как агрессия представляют четыре главные детерминанты, которые есть в агрессивности (см. рис. 1):
Рисунок 1. Основные детерминанты агрессивности
Иными словами, проявляется два абсолютно разных феномена:
— агрессивность в качестве свойства индивида;
— агрессивная форма поведения в качестве целенаправленного действия.
В рамках психологии девиантной формы поведения основное внимание уделяют изучению особенностей именно аутоагрессивной формы поведения личности, которое состоит в намеренном, зачастую осознанной, а порой и не осознанной активности личности, которая нацелена на то, что бы причинить вред самому себе.
В психологическом аспекте это будет иметь проявление либо в физическом, либо в психологическом ущербе правильной жизнедеятельности личности, и зачастую имеет вариант психологической защиты. Допустим, данное явление изучал К. Ясперс, который указывал на то, что в качестве феноменологической, а также экзистенциальной особенности аутоагрессивной формы поведения нужно считать неспособность личности к социальной форме адаптации, а также неудачи в рамках межличностного общения в пределах личного микросоциума, К. Ясперс говорил о том, что наличие такого явления как аутоагрессии прежде всего связано с тем как воспринимается другой индивид .
Выделению такого термина как аутоагрессия помогли попытки подразделения агрессии на такие виды как внешняя и внутренняя. Наравне с открытым типом агрессии, нацеленной на других личностей, различные окружающие предметы, итак, далее, а значит имеет проявление вовне; есть внутренняя агрессия, которая нацелена на саму личность. И именно ее и назвали аутоагрессией .
Аутоагрессия – это самообвинения, а также самоунижения, самонаказания, в результате таких действий, как: применение представляющих угрозу для жизни веществ, причинение телесных повреждений которые порой могут привести к самоубийству; деструктивные варианты реакции на различные ситуации и общественное поведение, которые воздействуют на то, что он становится агрессивным, а также девиантным, аддиктивным и так далее.
В таком случае аутоагрессию следует представлять в качестве многомерного социально-психологического понятия, многомерного поведенческого комплекса на основании разнообразных подходов относительно его исследования. На основании изучения литературных источников можно сделать вывод о том, что существует много подходов относительно определения такого понятия как аутоагрессия, причин в результате которых появляется аутоагрессия.
Так, в рамках педагогического словаря такое понятие как аутоагрессия определяют в качестве варианта агрессивной формы поведения, во время которой враждебные деяния личность нацеливает лично на себя, проявляется она в действиях, которые нацелены на причинение определенного вреда личному соматическому либо же психическому самочувствию. В качестве крайнего варианта выделен суицид. Исследователями установлен и такой личностный показатель, как аутоагрессивность, являющийся постоянной индивидуальной особенностью, которая не всегда имеет проявления в прямом варианте нанесения себе определенного вреда .