Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Анализ взаимосвязи стрессоустойчивости и тревожности банковских сотрудников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты стрессоустойчивости и тревожности 5

1.1. Стресс как социальный феномен в современном обществе 5

1.2. Факторы стрессоустойчивости 11

1.3. Понятие тревожности 14

Глава 2. Практические аспекты стрессоустойчивости и тревожности 19

2.1. Методы и организация исследования 19

2.2. Анализ результатов исследования 24

Заключение 34

Список использованной литературы 35

Приложение 38

  

Введение:

 

Увеличение темпа современной жизни и объема получаемой инфор-мации, повышение конкуренции и требований к профессиональной дея-тельности, экономический кризис, нестабильность политической ситуации в мире, виртуализация общества, перемены в социальной жизни, ухудше-ние экологической обстановки, природные и техногенные катаклизмы — все это ведет к тому, что нагрузки на нервную систему и психику совре-менного человека нарастают ежедневно, что приводит к формированию у него эмоционального напряжения, накапливанию негативных эмоций, снижению адаптивных способностей, снижению способности сопротив-ляться стрессу.

В связи с этим разработка учеными теории и практики повышения стрессоустойчивости современного человека является важной социальной задачей [1].

Во многих исследованиях уже давно звучит мысль, что стрессо-устойчивость выражается в эмоциональной, когнитивной, мотивационной и поведенческой сферах деятельности личности. Исследователи отмечают, что стрессоустойчивость, являясь интегративным свойством личности, имеет определенную структуру.

Как мы видим, стрессоустойчивость формируют самые разнообраз-ные свойства личности и индивидуальности. Среди наиболее значимых факторов, определяющих стрессоустойчивость, многими исследователями выделяются показатели тревожности.

Объект исследования: стрессоустойчивость и тревожность банков-ских сотрудников.

Предмет исследования: анализ взаимосвязи стрессоустойчивости и тревожности банковских сотрудников.

Цель исследования: провести анализ взаимосвязи стрессоустойчи-вости и тревожности банковских сотрудников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать стресс как социальный феномен в современном обществе

2. Изучить факторы стрессоустойчивости

3. Проанализировать понятие тревожности

4. Подобрать методы исследования

5. Провести анализ результатов исследования.

Гипотеза исследования: чем ниже стрессоустойчивость тем выше тревожность у банковских сотрудников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Чувствительность человека к психологической травме зависит от уровня его стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость — это совокупность личностных качеств, определяющих устойчивость человека к различным видам стресса. Стрессоустойчивость складывается из трех составляющих: чувства важности существования человека; чувства независимости; и спо-собности влиять на собственную жизнь (открытость и заинтересованность в переменах, воспринимая их не как угрозу, а как возможность для разви-тия).

Понятие тревожности было впервые введено в психологию психо-аналитиками и психиатрами, а в последние годы феномен тревожности по-лучил очень широкое распространение. Стоит отметить, что существую-щие в психологии понятия «тревожность» и «тревога» очень похожи, но не одинаковы. Высокий уровень индивидуальной тревожности в данной вы-борке присущ женщинам, а ситуативной — мужчинам.

Выяснилось, что большинство работников имеет средний уровень стресса. По результатам исследования выяснилось, что высокий и выше среднего уровень стресса испытывают работники, которые имеют неболь-шой опыт работы, мы предполагаем, что это связано с недостаточным опытом в профессиональной деятельности.

Была выявлена общая тенденция, заключающаяся в том, что с ориен-тацией личности на себя демонстрируют более высокие показатели стресса, чем с ориентацией личности на общение и бизнес.

Во время своей тяжелой работы находится не в комфортной обста-новке. Здесь есть место не только физиологическим факторам, которые связаны с такими нездоровыми условиями, как: отсутствие физической ак-тивности, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т.д.

Далее был проведен корреляционный анализ

Таким образом, мы видим положительную корреляционную связь между уровнем стрессоустойчивости и тревожности банковских работни-ков, что подтверждает нашу гипотезу.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты стрессоустойчивости и тревож-ности

1.1. Стресс как социальный феномен в современном обществе

Термин «стресс» (англ. давление, напряжение) используется в ряде дисциплин для обозначения широкого спектра состояний, возникающих в ответ на различные экстремальные воздействия, сложные ситуации.

Первоначально понятие «стресс» возникло в физиологии для обо-значения неспецифической реакции организма в ответ на неблагоприятные воздействия [4, 24].

Понятие «стресс» использовалось для описания широкого спектра состояний человека в неблагоприятных условиях.

На различных уровнях: физиологическом, биологическом и психо-логическом уровнях (рис. 1).

Рис. 1. Классификация стрессов

Физиологический стресс вызван физиологическими стрессорами. К ним относятся чрезмерные физические нагрузки, повышение или пониже-ние температуры, изменения атмосферного давления, затрудненное дыха-ние, болевые раздражители и тому подобное. Психологический стресс де-лится на: информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает во время информационной пере-грузки, когда у человека нет времени для принятия правильных решений в нужном темпе с высокой степенью ответственности за последствия приня-тия решений.

Эмоциональный стресс проявляется в опасностях, обидах, угрозах. Его различные формы (импульсивные, общие, тормозные) приводят к из-менению хода психических процессов, сдвигу эмоций, трансформации мо-тивов, нарушению двигательного и речевого поведения.

В современной психологической науке и практике было установлено различие между понятиями «физиологический стресс» и «психологический стресс», введенное известным исследователем стресса Ричардом Лазаром. Физиологический стресс (на основе концепции «общего адаптационного синдрома» Дж. Селье) — состояние, выраженное у животных и человека на физиологическом уровне под воздействием факторов физиологического стресса. Психологический стресс — это состояние чрезвычайно высокого психологического стресса [3, 1].

Независимо от стресса: психологического или физиологического, один вид часто служит источником другого — эмоциональный стресс неиз-менно влечет за собой физиологический стресс, а сильный физиологиче-ский стресс может влиять на эмоциональное состояние.

Глубоко изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся сосре-доточиться на конкретных механизмах изучаемого явления, не исключая особенности других видов стресса. [1]

Существует довольно большое количество концепций, моделей стресса, как у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Среди них когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаря, в основе ко-торой лежит позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения сквозь призму когнитивных процессов; концепции профессионального стресса, социально-психологические теории стресса и многие другие.

Автор выдвигает идею косвенного определения реакций, наблюдае-мых при стрессе. Он считает, что между внешним раздражителем и реак-цией включены промежуточные переменные психологического характера.

Одним из таких психологических процессов является оценка угрозы, которая заключается в ожидании человеком опасных последствий ситуа-ции, влияющей на него [1, 10].

Концепция угрозы является фундаментальной в концепции Р. Лаза-ря, когда он описывает сложный комплекс явлений, связанных с поведени-ем человека в сложных условиях, установленных в эмпирических исследо-ваниях. Таким образом, по его мнению, угроза порождает защитные дей-ствия или защитные импульсы, которые имеют те же характеристики, ко-торые обычно приписываются эмоциональным состояниям.

Они направлены на устранение или снижение предполагаемых опас-ных последствий и выражаются в другом отношении к последнему, например, в отрицании, преодолении ситуации или принятии ее.

Характер защитных механизмов зависит как от ситуационных (ха-рактер стимула, его локализация, временные характеристики и т.д.), так и от личностных факторов (интеллектуальные способности субъекта, моти-вация, прошлый опыт, предпочтение определенным защитным реакциям, убеждения, которые сдерживают некоторые решения и т. д.). Р. Лазарь, однако, не раскрывает, как реализуется эта зависимость, каковы критерии возникновения защитного механизма.

Важной особенностью его концепции является требование учитывать индивидуальную, уникальную природу структуры личности каждого че-ловека, которая определяет различия между людьми в отношении процес-сов оценки угрозы и преодоления стресса. [6]

Исходя из теории Р. Лазаря, можно сделать следующие выводы: 1. личные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессовой значимости для конкретного субъекта; 2. один и тот же человек воспринимает одно событие в зависимости от ситуации как стрессовое и наоборот.

Итак, когнитивная теория стресса основана на положениях о веду-щей роли в ее развитии:

— мысленное отражение явлений действительности и их субъективная оценка;

— когнитивные процессы преобразования информации с учетом зна-чимости, интенсивности, неопределенности событий;

— индивидуальные различия в реализации этих процессов при оценке субъективной опасности, степени угрозы стимулов.

Мнения зарубежных авторов разделились. Ряд исследователей в своих работах продолжали изучать когнитивную теорию психологическо-го стресса, а другие критиковали эту теорию. Но общим для всех моделей психологического стресса является то, что они определяют его основу по зарегистрированным параметрам.

Различные авторы рассматривают физиологические показатели, по-веденческую форму, психологические переменные (реакция тревоги, эмо-циональные факторы, оценка человеком угрозы, адаптация к условиям си-туации к своим чувствам). [16, 18]

Чувствительность человека к психологической травме определяется уровнем его стрессоустойчивости. Под стрессоустойчивостью понимается такой набор личностных качеств, который определяет устойчивость чело-века к различным видам стресса.

Стрессоустойчивость состоит из трех компонентов: ощущение важ-ности своего существования; чувство независимости; способность влиять на собственную жизнь (открытость и заинтересованность в изменениях, от-ношение к ним не как к угрозе, а как возможность для развития).

Стрессоустойчивость зависит от самого человека, от желания и уме-ния использовать определенные методы психической саморегуляции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы