Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Экономические науки Коммерция

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Анализ товарных запасов в торговом предприятии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.. 3

Введение. 4

1 Теоретико-методические аспекты анализа товарных запасов
торгового предпричятия.. 8

1.1 Сущность
и классификация товарных запасов на предприятиях торговли  8

1.2
Теоретические аспекты управления товарными запасами в торговле. 14

1.3 Методы
анализа товарных запасов торговых предприятий. 19

2 Исследование товарных запасов ИП Федорова М.В. 27

2.1 Общая
характеристика ИП Федорова М.В. 27

2.2 Оценка
динамики товарных запасов предприятия. 33

2.3 Анализ
эффективности формирования и использования товарных запасов  37

2.4. Пути
оптимизации управления товарными запасами в ИП Федорова М.В. 41

Заключение. 48

Список использованных источников.. 51

Приложение. 55

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. Рыночный механизм экономики требует постоянного
совершенствования всего хозяйственного механизма и, в первую очередь, системы
управления товарными запасами в торговой сфере. В условиях рыночной экономики товар,
его наличие и ассортимент является важным фактором конкурентоспособности каждой
торговой компании, фактором формирования ее доходов и прибыли.

Товарные запасы являются исходным пунктом товарного
обращения и лежат в основе формирование рынка тех или иных товаров в целом.
Если предприятие не формирует достаточного объема или разнообразия товарных
запасов, то это приводит, с одной стороны, к неудовлетворению потребностей
населения в тех или иных товарах, а с другой стороны – к недополучению прибыли
торговой организацией.  Такая ситуация
впоследствии приводит к общему снижению конкурентоспособности предприятия
торговли, сокращению числа покупателей, падению объемов продаж и прибыли. Это
свидетельствует о важной роли управления товарными запасами для каждой
организации в сфере торговли.

Центральным этапом разработки эффективной товарной политики,
которая связывает процесс формирования товарных запасов с экономическими
результатами деятельности торгового предприятия, является анализ товарных
запасов. В его основе лежит оценка эффективности формирования объемов и
структуры запасов, их использования и пополнения.

Особенно актуальны вопросы анализа товарных запасов в сфере
торговли непродовольственными товарами на современном этапе, когда в виду
изменения условий внешней среды, в частности в результате пандемии коронавируса
и карантинных ограничений, значительно изменились объемы продаж, структура
каналов реализации и т.д. Падение спроса на ряд непродовольственных товаров
вызвало необходимость пересмотра всей товарной политики торговых организаций,
изменения объемов закупов и принципов формирования запасов. В таких условиях
чрезвычайно актуальной задачей становится проведение анализа товарных запасов
на каждом торговом предприятии, оценка имеющихся запасов и тенденций их
реализации, поиск путей  ускорения
оборачиваемости товарных запасов и методов снижения рисков при формировании товарной
политики в перспективе. Все вышесказанное
определяет актуальность темы данной выпускной квалификационной работы: «Анализ
товарных запасов в торговом предприятии».

Объектом исследования
в данной работе выступает товарная политика предприятий в сфере торговли.

Предмет исследования
– товарные запасы торгового предприятия.

Целью исследования
в данной выпускной квалификационной работе стала разработка рекомендаций по
оптимизации управления товарными запасами в ИП Федорова М.В.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие
задачи исследования:


рассмотреть сущность и классификацию товарных
запасов на предприятиях торговли;


изучить теоретические аспекты управления
товарными запасами в торговле;


описать методы анализа товарных запасов торговых
предприятий;


дать общую характеристику ИП Федорова М.В.;


оценить динамику и структуру товарных запасов
предприятия;


провести анализ эффективности формирования
товарных запасов;


предложить пути оптимизации управления товарными
запасами в ИП Федорова М.В.

Методы исследования.
В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы были использованы
как общенаучные методы исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция,
сравнение и обобщение,  классификация и
систематизация), так и специальные методы исследования, в частности, методы
статистического анализа динамики и структуры (при анализе объемов товарных
запасов на предприятии), специальные методы финансового анализа запасов, в
частности АВС-анализ и ХYZ-анализ.

С целью наглядного представления результатов исследования в
работе использовались табличный и графический метод демонстрации аналитических
данных.

Базой исследования в
работе стало предприятие розничной торговли
ИП Федорова М.В., специализирующееся на торговле одеждой для всей семьи. Такой
выбор базы исследования объясняется необходимостью оптимизации системы
управления товарными запасами на данном предприятии, особенно с учетом падения
объемов продаж в 2020 году в связи с пандемией и карантинными ограничениями.
Такие условия повлекли неблагоприятные последствия в работе ИП Федорова М.В. –
увеличение объемов сезонных запасов, невозможность их сбыта длительное время.
Все это делает актуальным исследование товарных запасов предприятия ИП Федорова
М.В.

Информационная база
работы включает систему нормативно-правовых актов, учебно-методической
литературы, научных публикаций в периодических изданиях по теме исследования, а
также финансовой отчетности ИП Федорова М.В. и данных управленческого учета
предприятии о наличии товарных запасов.

Теоретическая
значимость исследования состоит в систематизации знаний в сфере управления
товарными запасами торговых предприятий, а также в подборе методов для анализа
товарных запасах в торговле.

Практическая
значимость исследования
заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть внедрены в
деятельность ИП Федорова М.В. и обеспечат более эффективное формирование и
реализацию товарных запасов  на
предприятии.

Структура работы
включает введение, два раздела с параграфами, заключение, список использованных
источников и приложение. Первый раздел работы является теоретическим и посвящен
изучению понятия товарных запасов и методологии управления ними в практике
торговой деятельности. Второй раздел работы является практический и содержит
анализ объемов и структуры товарных запасов ИП Федорова М.В., а также
особенностей управления товарными запасами на предприятии.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ нормативно-правовых актов и научной литературы
позволил предложить следующее определение сущности товарных запасов: это
готовая продукция промышленных предприятий, которая находится на этапе
товародвижения от производителя к потребителю и пребывает в составе
материальных ресурсов торговой организации (в пути, на складе или
непосредственно в торговом зале), формируется в определенном объеме и
ассортименте с целью обеспечения постоянного процесса продажи и формирования
финансовых ресурсов торгового предприятия.

В ходе анализа научных источников выделены основные
классификационные признаки товарных запасов торговых предприятий. В частности,
рассмотрены особенности классификации товарных запасов по  назначению, по месту формирования, по
признаку зависимости от потребительского назначения запасов, по признаку
регулярности их пополнения и использования.

Также исследование показало значительную роль товарных запасов
в обеспечении эффективной торговой деятельности. В частности, изучены причины и
последствия дефицита товарных запасов, а также риски, связанные с формированием
товарных запасов в чрезмерных объемах.

В ходе исследования были изучены также методические аспекты
темы работы. Для этого рассмотрены основные методы анализа товарных запасов
торгового предприятия, использование которых позволяет выявить существующие
проблемы и оптимизировать принципы формирования товарных запасов.

Проведенное исследование показало, что ИП Федорова М.В.
функционирует на рынке розничной торговли одеждой для всей семьи. На протяжении
последних лет предприятие увеличивает выручку, что свидетельствует о его
развитии в динамике. Так, в 2020 году она составила 27563,6 тыс. руб., что на
6845,3 тыс. руб. (на 33,04%) больше по сравнению с 2018 годом и на 1851,3 тыс. руб. (на 7,2%) больше в сравнении с
аналогичным показателем 2019 года. Но при этом негативной тенденцией 2020 года
являются более значительные темпы роста расходов от обычной деятельности. Так,
их сумма за 2020 год составила 25889,3 тыс. руб. Это на 6397,3 тыс. руб. или на
32,82% больше сравнительно с 2018 годом и на 2424,5 тыс. руб. или на 10,33%
больше по сравнению с 2019 годом. В результате чистая прибыль компании составила
в 2020 году 1976,9 тыс. руб. Это на 1068.8 тыс. руб. или в 1,18 раза выше ее
значения в 2018 году и на 24,1 тыс. руб. или на 1,2% меньше по сравнению с
размером чистой прибыли в 2019 году.

Анализ объема товарных запасов на исследуемом предприятии
показал, что в динамике среднегодовая стоимость товарных запасов ИП Федорова
М.В. выросла. В значительной мере рост произошел в 2020 году по причине
карантинных ограничений, падения спроса и формирования нереализованных сезонных
товаров. Так, в 2020 году среднегодовая стоимость товарных запасов  составила 8900,85 тыс. руб., что на 5514,35
тыс. руб. (в 1,63 раза) больше по сравнению с 2018 годом и на 4338,2 тыс. руб. (на 95,08%) больше в сравнении
с аналогичным показателем 2019 года.

Также и анализ оборачиваемости товарных запасов на
исследуемом предприятии показал неэффективное их использование в 2020 году. Это
нашло проявление в значительном снижении оборачиваемости товарных запасов ИП
Федорова М.В.. Так, в 2020 году товарные запасы сделали за год только 3,1 оборота,
тогда как в 2018 году этот показатель составлял 6,12 оборотов.

Соответственно, увеличилась и длительность одного оборота
товарных запасов предприятия. В 2020 году он составил  118,19 дней против 59,66 дней оборота в 2018
году. Это свидетельствует о неэффективном управлении товарными запасами, что
приводит к необходимости втягивания в оборот новых денежных средств.

Также анализ позволил выявить негативную тенденцию снижения
рентабельности товарных запасов предприятия в динамике, что связано с сокращением
прибыли и ростом стоимости запасов в динамике.

С целью разработки рекомендаций по улучшению управления
товарными запасами в ИП Федорова М.В. в работе использованы метод АВС-и
XYZ-анализа товарных запасов и их реализации. Использование данного метода позволило
сформировать принципы создания товарных запасов разных групп одежды,
реализуемой ИП Федорова М.В.

 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретико-методические
аспекты анализа товарных запасов торгового предпричятия 1.1 Сущность и классификация товарных запасов на
предприятиях торговли Одной из главных составляющих товарных ресурсов выступают
товарные запасы. Они играют основную роль в формировании ассортимента товаров
торгового предприятия и поэтому определяют структуру товарооборота, спрос
потребителей и конкурентоспособность предприятия в целом.

Для определения сущности товарных запасов используем, прежде
всего, нормативный подход и обратимся к определению, данному в нормативных
актах:


ФСБУ 5/2019 «Запасы» не дает прямого определения
изучаемому термину, но предусматривает, что в состав запасов входят «товары,
приобретенные у других лиц и предназначенные для продажи в ходе обычной
деятельности организации» [1];


ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и
определения» трактует товарные запасы как «количество товаров в денежном или
натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути
на определенную дату» [2].

Как видим, первое определение акцентирует внимание только на
целевой характеристике товарных запасов, в соответствии с которой они
приобретаются с целью дальнейшей реализации. 
Второе определение дает возможность выделить еще несколько свойств
товарных запасов:


возможность оценки в денежном и натуральном
измерении;


возможность пребывания на разных этапах
товародвижения: в пути на предприятие, на складе предприятия или в самом
торговом предприятии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы