Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Анализ и совершенствование организации интернет-маркетинга для некоммерческой организации на примере ГБОУ школа №1998 г.Москва
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. Теоретические основы интернет-маркетинга 15
1.1. Интернет-маркетинг: сущность, цели и значение 15
1.2. Современные инструменты Интернет-маркетинга 24
1.3. Методические аспекты оценки эффективности использования инструментов Интернет-маркетинга 43
Выводы по 1 главе 47
Глава 2. Анализ эффективности использования инструментов интернет-маркетинга в деятельности ГБОУ Школа №1998 г. Москва 49
2.1. Общая характеристика организации 49
2.2. Анализ основных инструментов интернет-маркетинга 57
2.3. Оценка коммуникативной эффективности использования инструментов Интернет-маркетинга 65
Выводы по 2 главе 73
Глава 3. Совершенствование интернет-маркетинга в деятельности ГБОУ Школа №1998 г. Москва 76
3.1. Разработка мероприятий по повышению эффективности использования инструментов Интернет-маркетинга 76
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 85
Выводы по 3 главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 106
Введение:
Современная экономика является достаточно изменчивой, учитывая это большинство мировых рынков постоянно меняются, что в свою очередь порождает неопределенность и наличие достаточно больших рисков для субъектов хозяйствования. Именно эти условия способствуют тому, что выжить и функционировать могут только те предприятия, маркетинговый инструментарий управления которых может адаптироваться к постоянным изменениям внешней среды и поддерживает инновационную деятельность [1, C. 78]. Неопределенность, с которой сталкиваются субъекты предпринимательства в современных условиях, усиливается новейшими тенденциями дижитализации экономики в целом. Следовательно, число новых задач, которые необходимо решать руководителям и крупных международных, и малых компаний лишь увеличивается. Решение этой проблемы возможно при условии обновления системы управления маркетинговой деятельностью, в частности внедрения маркетинговых инноваций, в том числе и инструментов интернет-маркетинга. Бесспорно, между различными инновациями существует связь, однако, более эффективными являются усовершенствованные решения. Компании должны думать о маркетинге и инновациях как об эффективной паре элементов, работающих вместе. В идеале, инновации сами по себе влияют на целостность бизнес-культуры компании, и в результате переходят на маркетинговую стратегию [2].
Актуальность выбранной темы заключается в том, положительное отношение целевой аудитории к образовательной организации является важным условием ее успешного функционирования. Формирование позиции образовательной организации в сознании потребителей является важной составляющей управления деятельностью учреждений образования, которой не всегда уделяется должное внимание. Довольно часто этот процесс сводится к мероприятиям рекламного характера.
Современная маркетинговая деятельность любой организации должна содержать использование Интернет-маркетинга. Но большинство современных организаций не понимают или не знают, как правильно им пользоваться. Особенно такая тенденция присутствует в государственных организация или заведениях. Некоторые организации пытаются внедрить Digital-marketing в собственную деятельность, но, не понимая или не имея правильного алгоритма внедрения, терпят неудачи.
Другие компании не понимают перспектив и эффективности Интернет-маркетинга, поскольку имеют стабильную экономическую ситуацию, пользуясь только классическим маркетингом. Как правило, такие организации занимают не высокие позиции на рынке и находятся близко к экономическому кризису. Поэтому данная работа является актуальной, ведь большинство предприятий, компаний, государственных учреждений, учебных заведений не хотят или не могут понять перспективы развития Интернет-маркетинга используют его не в полной мере или вообще никогда не включали в себя маркетинговую деятельность.
Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства и обеспечивает получение систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, а образовательная подготовка выступает существенным фактором экономического прогресса. Качество принятия решений, квалификация руководителей и специалистов в разных сферах во многом определяют производительность труда, эффективность производства и темпы экономического и социального развития страны. Учитывая это, развитие системы образования является ключевым фактором общественного роста, от которого во многом зависит будущее страны.
Переход к рыночной экономике в России подтолкнул формирование рынка образовательных услуг, товарами на котором являются знания, умения и навыки, предлагаемые субъектами этого рынка – учебными заведениями. Реальная практика и опыт лучших учебных заведений демонстрируют, что надежным залогом успешного управления их деятельностью сегодня является использование маркетингового подхода.
Маркетинговый подход к управлению деятельностью учебного заведения предусматривает использование маркетинговых стратегий. От правильно выбранной маркетинговой стратегии зависит успешность и имидж заведения, качество образовательных услуг, конкурентоспособность потребителей образовательных услуг и их дальнейшее развитие.
Разнообразие типов учебных заведений и форм получения образования выступает в качестве одной из обязательных предпосылок для динамичного развития любой образовательной системы. В современном обществе важное значение имеет развитие частных учебных заведений, которые предоставляют более широкие возможности для всестороннего развития человека.
В современных условиях нестабильной внешней среды, обусловленной проявлениями глобального экономического кризиса, многие отечественные предприятия сталкиваются с новыми вызовами, которые ставят под угрозу их дальнейшее выживание на рынке в долгосрочной перспективе. В связи с этим возрастает роль разработки и применения эффективных стратегий, которые позволяют согласовывать цели и возможности, максимально использовать существующий потенциал предприятия и адекватно реагировать на тенденции рынка и поведение потребителей.
Наряду с последствиями кризиса, на отечественные предприятия также оказывает влияние стремительное развитие технологий, меняющих устоявшиеся модели ведения бизнеса и характер маркетинговых коммуникаций. Ускорение научно-технического прогресса и появление интернета повысили уровень конкуренции, заставляя компании вносить изменения в стандартную маркетинговую стратегию, адаптируя ее к современным реалиям. Сегодня интернет предоставляет не только возможности коммуникации, но и выступает эффективным инструментом ведения бизнеса, маркетинговых исследований и влияния на целевую аудиторию.
Современный этап развития сферы высшего образования характеризуется формированием рыночно-ориентированной модели образовательной системы, учитывающей запросы рынка труда, на котором заведение высшего образования выступает как самостоятельный хозяйствующий уставный субъект. Успешное функционирование этой рыночной модели образования невозможно без систематизированной, комплексной актуальной информации о проблемах образования. Применение современных методов анализа, оценки и прогнозирования изменения системы образования существенно ускорит процесс ее модернизации.
Необходимость модернизации системы образования обусловлена существенным отставанием образовательного уровня, получаемого соискателями высшего образования в образовательных учреждениях, от фактических потребностей и потребностей стейкхолдеров, а особенно от долгосрочных потребностей глобализации инновационной сферы экономики. В процессе воздействия глобализационных процессов на реализацию образовательной деятельности практически утрачена регулирующая и контролирующая функции государства, разрушен механизм формирования и реализации государственного образовательного заказа.
Современный этап модернизации национальной системы высшего образования характеризуется научным поиском в отрасли повышения качества образовательных процессов и их результатов, повышением конкурентоспособности образовательных научных продуктов. Один из подходов — определить качество как степень соответствия целям, что возможно путем модернизации образовательных процессов, разработки стратегии развития учреждения высшего образования и использования образовательных инноваций. Указанными обстоятельствами обосновывается актуальность и социально-экономическая значимость научных подходов к формированию маркетинговой стратегии высших учебных заведений,
В условиях пандемии роль интернета значительно возросла, особенно для субъектов малого предпринимательства, поскольку он предоставляет ряд очевидных преимуществ, в том числе, позволяет сократить затраты на продвижение, облегчает выход на новые рынки сбыта, повышает эффективность взаимодействия с клиентами. В связи с этим, в контексте постоянного роста проникновения интернета, вопросы разработки стратегии интернет-маркетинга приобретают особую актуальность, что и обусловило выбор темы магистерской диссертации.
Изучение российскими и иностранными авторами теоретических и практических вопросов началось в конце 90-х гг. XX в. Вопросы, связанные с ролью и местом интернет-маркетинга затрагивались такими учеными, как: И.Манн, Б.Фил, С.Годин, М.Стелзнер, С.Спенсер, П.Маршалл, А.Кошик, У. Зинсер, С.Круг, Д.Траур.
Фундаментальные работы о теории и практике осуществления маркетинга, изучались такими авторами, как: Пичурин И.И, Уэбстер Ф, Котлер Ф., Саймон Г. Иностранные ученые в большей степени изучали вопросы по влиянию маркетинга на финансовые показатели хозяйствующего субъекта. Однако в последнее время отмечается, что российские ученые также присоединились к ее изучению.
Наиболее выдающиеся труды были написаны А. Даморданом, П. Дойлем, М. Джефри, Д. Траут, Д. Ульрихом, У.Н Филипповой. В то же время проблема использования интернет-продвижения исследована недостаточно.
Отечественные и зарубежные ученые и специалисты в области управления образованием исследуют большой круг вопросов, связанных с развитием образования. Наиболее основательно исследовали проблемы развития образовательного учреждения В. Лазарев, А. Одышарова, Л. Фишман.
Теоретические и практические аспекты использования маркетинга на рынке образовательных услуг отражены в научных трудах Л. Балабановой, И. Бланк, Н. Галетовой, А. Кузьминой, Е. Крикавского, А. Панкрухина, Т. Оболенской, И. Маштаковой и др.
Цель выпускной квалификационной работы – разработать программу мероприятий по повышению эффективности использования инструментов Интернет-маркетинга в деятельности ГБОУ школа №1998 г. Москва.
Задачи выпускной квалификационной работы
• раскрыть теоретические и методические основы применения инструментов интернет-маркетинга в деятельности некоммерческой организации;
• провести анализ эффективности использования инструментов интернет-маркетинга в деятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Школа №1998 «Лукоморье» в г. Москва;
• разработать программу мероприятий по повышению эффективности использования инструментов Интернет-маркетинга в деятельности ГБОУ школа №1998 г. Москва.
Объект выпускной квалификационной работы – государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1998 г. Москва.
Предмет выпускной квалификационной работы — направления совершенствования интернет-маркетинга в некоммерческой организации.
Методической базой работы явились следующие общенаучные методы: метод аналитического реферирования литературы, нормативно-правовой документации, анализ документов, метод типологизации, метод обобщения, метод сравнения показателей, а также методы экономического анализа.
Информационная база исследования – иностранные и российские периодические издания, связанные с вопросами маркетинга, интернет- маркетингом, нормативными и законодательными документами, квартальными и ежегодными отчетами коммерческих предприятий, исследования российских и иностранных консалтинговых компаний, опубликованные сведения научных «круглых столов», конференций, интернет-ресурсы.
Соглашаясь с учеными, работавшими в этой области, можем констатировать, что образовательное пространство является определенной системой, «имеющей свою структуру в рамках которой происходит развитие профессиональных и личностных качеств студента»; системой, «находящейся в динамическом взаимодействии с субъектами образовательной среды и социальным пространством (гибко реагирующей на запросы общества и участников образовательного процесса), подвергается организационным и проектировочным воздействиям, то есть управлению» [40].
Тема формирования маркетингового образовательного пространства является актуальной, но именно в контексте маркетинговой составляющей еще недостаточно раскрытой, что, прежде всего, связано с многомерностью самого понятия «образовательное пространство». Философско-культурологический аспект «образовательного пространства» рассматривался в трудах таких ученых, как: В. Конева, Г. Шевелевой. Образовательное пространство как педагогическое явление анализировали в своих работах: В. Гинецианский, Е. Мещерякова, Т. Франчук). С позиций личностного развития это явление рассматривали Е. Бондаревская, В. Сериков и другие ученые. Образовательное пространство, с позиций глобализации образования, рассмотрено в работах таких ученых, как: М. Добрынина, А. Рябоконь, В. Сапогова. Через призму академической мобильности и качества образования понятие образовательного пространства рассматривают: Л. Косогорова, К. Красикова и другие. Кроме того, отдельно должны рассмотреть вклад ученых-маркетологов в исследование этого явления, а именно: Н. Баженовой, О. Грешновой, Ю. Дайновского, Н. Дробнохот, A. Загороднего, В. Зубко, Ф. Котлера, Е. Крикавского, О. Кузьмина, C. Ильяшенко, Т. Оболенской, М. Окландера, О. Тофлера. В работах этих авторов освещены фрагментарные аспекты формирования маркетингового образовательного пространства учреждения высшего образования.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что определены инструменты интернет-маркетинга для некоммерческой организации, отражающие специфику ее деятельности.
Теоретическая значимость настоящего исследования — основные положения, выводы развивают и дополняют теоретико-методическую базу по принятию управленческих решений в сфере интернет-продвижения образовательных услуг.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы с целью совершенствования инструментов интернет-маркетинга в деятельности ГБОУ Школа №1998.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе «Теоретические основы интернет-маркетинга» проведен анализ сущности, цели и значения Интернет-маркетинга, рассмотрены современные инструменты Интернет-маркетинга и определены методические аспекты оценки эффективности использования инструментов Интернет-маркетинга.
Во второй главе «Анализ эффективности использования инструментов интернет-маркетинга в деятельности ГБОУ Школа №1998 г. Москва» дана общая характеристика организации, проведен анализ основных инструментов интернет-маркетинга и проведена оценка коммуникативной эффективности использования инструментов Интернет-маркетинга.
В третьей главе «Совершенствование интернет-маркетинга в деятельности ГБОУ Школа №1998 г. Москва» разработаны мероприятия по повышению эффективности использования инструментов Интернет-маркетинга и проведена оценка эффективности предложенных мероприятий.
В заключении представлены основные выводы по проведенному исследованию.
Заключение:
Таким образом, в выпускной квалификационной работе были поставлены и решены следующие задачи:
• раскрыты теоретические и методические основы применения инструментов интернет-маркетинга в деятельности некоммерческой организации;
• проведен анализ эффективности использования инструментов интернет-маркетинга в деятельности ГБОУ Школа № 1998 “Лукоморье”;
• разработана программа мероприятий по повышению эффективности использования инструментов Интернет-маркетинга в деятельности ГБОУ Школа № 1998 “Лукоморье”.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
В образовании происходят изменения, которые диктуют новые требования к учреждениям образования и планирования образовательного процесса, возникает необходимость использования образовательного маркетинга, направленного на создание положительного имиджа образовательного учреждения. Обобщенное понятие маркетинга образовательных услуг может быть определено как многомерное, которое представляет собой систему управления рыночной деятельностью образовательного учреждения; комплекс действий, направленных на создание, поддержание либо изменение поведения целевой аудитории в отношении образовательных услуг и их субъектов; процесс управления в рыночных отношениях; дисциплину, которая исследует и формирует стратегию и тактику коммуникаций субъектов рынка образовательных услуг; философию, стратегию и тактику отношений и взаимоотношений потребителей, посредников и производителей образовательных услуг и продуктов.
Повышение эффективности функционирования образовательной отрасли требует внедрения ответственности за результаты своей деятельности, гибкости, предприимчивости и адаптивности учреждений образования к меняющимся условиям рынка труда, а самое главное – стратегического планирования, четкого определения порядка действий, которые бы обеспечили устойчивое развитие образовательных учреждений. Для согласования маркетинговых целей учебного заведения с его возможностями, требованиями потребителей, рационально использовать слабые позиции конкурентов и развивать свои конкурентные преимущества, используется стратегический маркетинг.
Маркетинговое управление учебным заведением включает маркетингово-ориентированные управленческие функции: информационно-аналитическую; позиционирование; стратегического планирования; реализации; контроль. Острая проблема заключается в том, что для большинства образовательных организаций маркетинговая деятельность до сих пор не является приоритетным направлением процесса решения задачи по поиску своих потребителей для сферы образовательных услуг. Одинаковая цель может быть достигнута реализацией различных стратегий маркетинга
Маркетинговая стратегия – общий план действий по достижению необходимого результата. Разрабатывается в соответствии с анализом рыночного целевого сектора, разработки маркетингового комплекса. Требует определение сроков для основных событий, учет финансирования. Разработанный план запускается после изучения рыночной ситуации.
Цель маркетинга – создание и использование соответствующей стратегии.
Типы маркетинговых стратегий:
— привлечение потребителей;
— разработка плана по реализации продукта.
Любое планирование основывается на определенных принципах для формулирования целей маркетинговой кампании, их реализации. Типы существующих маркетинговых стратегий отличаются приоритетностью и прибыльностью. Каждая стратегия должна соответствовать тому рыночному сегменту, где компания осуществляет свою деятельность, т.е. ее разработка должна происходить отдельно для требуемой области.
Стратегия должна быть согласована со всеми направлениями деятельности организации и образовывать с ними единый механизм по достижению стратегических целей.
Преимущества использования:
— снизить отрицательное воздействие внешней и внутренней среды на деятельность организации;
— сформировать систему взаимосвязей стратегического, тактического и оперативного управления деятельности организации;
— эффективно управлять имеющимися финансовыми ресурсами;
— осуществлять реализацию инновационного потенциала, инвестиционных возможностей;
— находить преимущества и недостатки в используемой маркетинговой стратегии.
Ее выбор является основной задачей, важнейшей проблемой, которая связана с принятием грамотных управленческих решений. Единой маркетинговой стратегии для всех организаций не существует, так как ее формирование и реализация происходит в разных условиях функционирования.
Важным условием повышения качества обучения является анализ и исследования таких проблем современной образовательной деятельности образовательных организаций, как внедрение образовательных инноваций, выработки новых механизмов сотрудничества с будущими учениками, их родителями и тому подобное. Эффективная рыночная стратегия образовательной организации, которая обеспечила бы ей реальные конкурентные преимущества и долгосрочные перспективы выживания и роста, может быть разработана только на основе идеологии маркетинга и реализована на основе маркетинговой коммуникации на рынке образовательных услуг.
Какими бы совершенными ни были разработаны в учебном заведении маркетинговые (рыночные) программы, установленные привлекательные цены на образовательные услуги, этого не достаточно. Учебным заведениям необходимо внедрять эффективные коммуникации с их рынками и целевыми аудиториями. Учебное заведение должно информировать потребителей и других людей о своих целях, деятельности и предложения, а также мотивировать их интересоваться учебным заведением.
Коммуникация является сложной многоуровневой категорией, поэтому ученые, анализируя и теоретически обосновывая различные элементы понятийного значения, дают различные определения предмета и характера коммуникации (с точки зрения теории коммуникации, маркетинговых способов применения и др.). Поэтому в научной литературе определения понятия «коммуникации» приводятся разные:
— коммуникация как передача информации (например, сообщения в прессе о дне открытых дверей в университете)
— коммуникация как восприятие сообщения (понимание адресатом содержания и цели рекламного сообщения, например, в форме информационной рекламы);
— коммуникация как воздействие (влияние людей и университета на университет — формирование потребностей и регулирования спроса с помощью рекламных мероприятий);
— коммуникация как связующее звено (создание клуба или ассоциации выпускников университета);
— коммуникация как взаимодействие (например, подача документов абитуриентом для поступления в университет через Интернет, электронную почту);
— коммуникация как обмен (выражение мнения работодателя о качестве обучения в университете);
— коммуникация как составляющая общественного процесса (например, формирование в широком масштабе — в условиях глобализации рынков — образа университета в общественном мнении).
Маркетинговую коммуникацию следует рассматривать как один из многих информационных и реальных процессов, который реализуется в организации и ее рыночной обстановке.
Кроме того, учебное заведение должно определить и удовлетворить информационные потребности преподавателей, сотрудников, действующих студентов и других людей во внутренней среде.
Коммуникации учебного заведения предусматривают обмен информацией между учебным заведением и его целевыми аудиториями. Содержание и форма передачи информации должны быть спланированы для удовлетворения потребностей целевой аудитории и достижения целей учебного заведения.
Процесс организации коммуникации с рынком использует целый комплекс средств различных функций и различную внутреннюю структуру. Все вместе они составляют сложный комплекс promotion-mix, что означает систему продвижения товара, которую принято называть как интегрированная система маркетинговой коммуникации.
Интегрированная система маркетинговой коммуникации учебного заведения включает: рекламу, профориентационную работу, выставочную деятельность, паблик рилейшнз (ПР), личные коммуникации, Интернет.
Следует также указать, что предоставление информации о предложениях (образовательных услуг) учебного заведения в условиях рыночной экономики приобрело немалое значение. Как известно, образовательная услуга — это продукт, который продается на основе доверия, имиджа, поскольку качество этого продукта потребителю определить ни к вступлению, ни после окончания очень проблематично.
Инструменты и формы коммуникационной деятельности должны формировать спрос на образовательные услуги.
В выпускной квалификационной работе проведено исследование маркетинговой стратегии управления деятельностью учебного заведения ГБОУ Школа №1998 г. Москва. В ГБОУ Школа № 1998 “Лукоморье” осуществляется в основном оперативное управление, нет отдельного отдела по разработке маркетинговой стратегии, разработкой направлений деятельности занимаются несколько преподавателей под руководством директора, маркетинговая стратегия не сформулирована и не оформлена в отдельном документе.
Анализ внутренней среды ГБОУ Школа № 1998 “Лукоморье” позволил выявить, что ГБОУ Школа № 1998 “Лукоморье” занимает стабильную позицию на рынке образовательных услуг благодаря большому количеству конкурентных преимуществ: является комплексным образовательным центром для детей; имеет лицензии на осуществление разных видов образовательной деятельности, предоставляет аттестат государственного образца; удобное расположение вблизи от исторических, архитектурных, культурных, научных, медицинских, спортивных учреждений, городской транспортной сети; четко сформулированы цель, концепция и культура обучения соответствуют современным требованиям рынка образовательных услуг; реализуется большой круг образовательных услуг по 25 направлениям; подобран сильный, сплоченный коллектив из креативных педагогов-профессионалов.
Среди маркетинговых инструментов ГБОУ Школа № 1998 “Лукоморье” определим наличие разных вариантов знакомства со школой, а именно: экскурсия по школе, личная консультация, презентация школы для родителей. Маркетинговые коммуникации осуществляются по двум направлениям: используются общественные связи и реклама. Учебное заведение разрабатывает программу общения с каждой группой слушателей. Реклама используется для создания долгосрочного положительного имиджа ГБОУ Школа № 1998 “Лукоморье” и реализуется как трансляция основных преимуществ обучения в школе с применением как нативной, так и платной рекламы (размещение информации на собственных источниках – сайт, социальные сети, рекламные кампании в Google, Яндекс).
Следовательно, ГБОУ Школа № 1998 “Лукоморье” использует в своей деятельности не одну, а комплекс маркетинговых стратегий в соответствии с теми заданиями, которые оно решает на определенном этапе развития для формирования направлений и состава услуг в соответствии с видом деятельности подразделений в разные периоды их функционирования используются ассортиментные стратегии; в процессе становления организации использована стратегия захвата незанятых пространств; для сохранения количества учащихся в условиях экономии средств использована стратегия обороны и укрепления; с целью выделиться среди других образовательных учреждений города использована стратегия сфокусированной дифференциации; с целью увеличения количества учащихся в образовательном центре использованы система скидок и других льгот – стимулирующий маркетинг и тому подобное.
Главным показателем результативности выбранной маркетинговой стратегии, на наш взгляд, является уровень удовлетворенности всех участников образовательного процесса. Для его определения нами проведен Интернет-опрос по специально разработанной анкете, которая охватывает основные направления деятельности организации и состоит из 22 вопросов. В опросе приняли участие 20 преподавателей, 50 учеников и 50 родителей и посетителей образовательного центра. Каждый вопрос оценивался от 1 до 5 баллов, а свободной зоне анкеты можно было написать свои пожелания по совершенствованию деятельности ГБОУ Школа № 1998 “Лукоморье”. По результатам анкетирования получен достаточно высокий балл – 4, 86, а уровень оценки ниже 5 баллов позволил выявить резервы повышения эффективности деятельности учреждения.
Для повышения эффективности своей деятельности ГБОУ Школа № 1998 “Лукоморье” должно осуществлять такие практические шаги: наладить постоянную работу по разработке, внедрению и оценки маркетинговой стратегии; постепенно добавлять к стратегии, основанной на опыте руководителя учебного заведения, плановую модель стратегии; использовать комплексный подход при разработке и выборе вариантов маркетинговых стратегий образовательного учреждения; для укрепления позиций на рынке образовательных услуг использовать стратегию лидерства по качеству, сфокусированной дифференциации, стратегия захвата незанятых пространств, синхромаркетинг; повышать качество образования по выбранным направлениям и регулярно обновлять перечень дисциплин с использованием ассортиментных стратегий насыщение, обновление и сокращения; внедрять инновационные концепции обучения; создавать атмосферу доверия между участниками образовательного процесса; регулярно повышать квалификационный уровня педагогов; улучшать материально-техническую базу учебного заведения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы интернет-маркетинга
1.1. Интернет-маркетинг: сущность, цели и значение
Маркетинг — это действие или бизнес по продвижению и продаже продуктов или услуг, включая исследования рынка и рекламу [3, c.46].
Общеэкономические тенденции, такие как: расширение границ рынков, сокращение жизненных циклов товаров, усложнение организации бизнес-процессов, обусловливают рост конкуренции и необходимость предприятий адаптировать свою деятельность к быстроменяющимся условиям хозяйствования и учитывать мировые тенденции, свидетельствующие об инновации, как решающем факторе в обеспечении экономического роста. В то же время рост конкуренции со стороны иностранных компаний ставят новые барьеры для отечественных предприятий.
Обеспечение эффективности деятельности предприятия в таких условиях становится особенно актуальным. Эффективность деятельности предприятий необходимо рассматривать по различным аспектам. Это не только экономическая эффективность, но и организационная и социальная. Н. Савенко определяет экономическую эффективность как результат производственной деятельности, выражаемый в виде соотношения между итогами хозяйственной деятельности и затратами ресурсов [1]. Организационная эффективность в свою очередь характеризует качество системы управления, скорость процессов принятия управленческих решений. Социальная эффективность соответствие деятельности предприятия социальным потребностям общества и соответствие целей работников к целям организации.
Таким образом, на эффективность деятельности предприятия влияют не только производственные процессы на предприятии, а все составляющие деятельности, находящиеся во взаимосвязи и взаимозависимости.
На эффективность работы предприятия могут влиять положительные и отрицательные факторы. К числу положительных факторов, способствующих повышению эффективности деятельности, относят: факторы ресурсного обеспечения предприятия; факторы, которые обеспечивают запланированный уровень экономического и технологического развития; факторы, влияющие на коммерческую и социальную эффективность хозяйственной деятельности.
Одним из ключевых факторов эффективной деятельности современных предприятий на внутреннем и международном рынках становится способность стратегически правильно организовать комплекс маркетинговых коммуникаций. Комплекс маркетинговых коммуникаций напрямую влияет на ресурсное обеспечение предприятия, взаимодействие с потребителями и клиентами и таким образом обеспечивает эффективность его деятельности и развитие.
Неотъемлемой составляющей успешного функционирования предприятия на рынке является эффективное осуществление маркетинговой деятельности и применение современных информационных технологий. Интеграция этих факторов стала основой для появления нового направления современной маркетинговой концепции интернет-маркетинга.
Актуальность применения интернет-технологий в маркетинговой деятельности была вызвана быстрым развитием глобальной сети Интернет, что соответствующим образом повлияло на значительную часть бизнес-процессов предприятий. Ученые и практикующие маркетологи дают высокую оценку дальнейшим возможностям применения интернет-технологий как коммуникационного средства и новой бизнес-среды.
В условиях карантинных ограничений спровоцированным пандемией COVID-19 интернет-технологии превращаются в один из главных инструментов ведения бизнеса, ведь большая часть предприятий перевела свою деятельность в интернет-пространство.
Под влиянием развития сети интернет происходят значительные изменения в структуре и механизмах организации и управления бизнесом в целом, и его маркетинговыми составляющими в частности.
Применение современных интернет-технологий в маркетинговой деятельности предприятий, обеспечивает им весомые преимущества по сравнению с конкурентами и значительно повышает эффективность их деятельности.
В современных условиях интернет-технологии в маркетинговой деятельности предприятий выполняют следующие функции [15]:
— информативную — проведение маркетинговых исследований (электронный опрос потребителей за использование Гугл форм), получение коммерческой информации за использование емейл-рассылок, отслеживание поведения посетителей в интернет-сети за использование соответствующих серверов; обмен информацией между контрагентами рынка;
— коммуникативную – реклама кампании и продвижение торговых марок и брендов, тестирование новых продуктов с обратной связью от потребителей, проведение PR-кампаний; поддержка потребителей.
Бесспорными составляющими успешного функционирования предприятия на рынке является дальнейшее эволюционирование маркетинговой деятельности и эффективное использование современных информационных технологий [14]. Коллаборация этих факторов послужил основой для появления нового направления современной маркетинговой концепции – концепции Интернет-маркетинга (digital маркетинга). Интерес к применению интернет-маркетинга возникает из-за быстрого развития глобальной сети Интернет, что в свою очередь влияет на значительную часть бизнес-процессов. Пандемия, вызванная СО VID-19, еще больше усилила указанные процессы. В последние годы как ученые, так маркетологи — практики дают высокую оценку возможностей применения Интернет-сети как эффективного коммуникационного средства и нового бизнес-среды. А значит, происходит постепенная модернизация маркетинговой деятельности, львиную долю которой составляют Интернет-технологии.
Должны отметить, что на данный момент в специализированной литературе для определения понятия Интернет-маркетинга ученые склонны использовать диверсифицированные подходы применения терминологического фонда исследованной дефиниции, которые, между прочим, исследователями отождествляются и уживаются с синонимическим характером, в частности: «цифровой маркетинг», «диджитал маркетинг», «интернет-маркетинг», «веб-маркетинг», «электронный маркетинг», «онлайн маркетинг», «маркетинг 4.0» [6].
После тщательного анализа и изучения смыслового наполнения этого термина, можно прийти к выводу, что указанные категории отличаются между собой с позиций, как содержательного наполнения, так и инструментов маркетинговой деятельности, на которые они направлены. Наиболее содержательными являются «цифровой» и «диджитал» маркетинг, поскольку «цифровой» является собственно переводом с английского «digital». Что касается других определенных дефиниций, то они логически интегрируются в значение всей концепции цифрового маркетинга, конкретизируя и углубляя его содержание. Именно поэтому в дальнейшем будем использовать само понятие «цифровой маркетинг». Рассмотрим Дефинирование идентичных понятий «цифровой маркетинг» и «диджитал марктеинг» отечественными и зарубежными учеными (таблица 1.1).