Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Анализ и оценка результатов взаимодействия органов государственной власти с бизнесом на примере Архангельской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАСРТВЕННОЙ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА 6
1.1. Государство и группы интересов бизнеса: концепции и модели 6
1.2. Интересы бизнеса в России 11
1.3. Лоббизм как технология воздействия бизнеса на власть 16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С БИЗНЕСОМ НА ПРИМЕРЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Состояние сферы предпринимательства на территории Архангельской области 20
2.2. Оценка существующих механизмов взаимодействия органов государственной власти с бизнесом в Архангельской области 23
2.3. Возможности совершенствования механизмов взаимодействия органов государственной власти с бизнесом в Архангельской области 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Введение:
Основой взаимоотношений государства и бизнеса являются эконо-мические отношения, поскольку как бизнес не может существовать отдель-но от государства, так и государство тесно взаимодействует с бизнесом.
Государство выступает в роли регулятора, определяющего законы, нормы и правила функционирования хозяйствующих субъектов. Бизнес за счет своих ресурсов и своего потенциала обеспечивает реализацию части государственных функций в социуме. Без взаимодействия власти и бизнеса реализация данных функций представляется невозможной, поскольку для данной деятельности необходимы благоприятные внешние условия, кото-рые могут быть созданы только государством.
Изучению теоретико-методологических аспектов взаимодействия государства и бизнеса посвящено достаточно много трудов российских и зарубежных авторов.
В основе современных теорий моделирования и изучения изменений социально-экономических и политических институтов общества лежат ис-следования П. Бурдье [5], М. Олсона [16], К. Поланьи [17], С. Хантингтона [19] и других. В работах этих ученых заложены методологические основы анализа институциональных изменений, влияния социально-политических факторов на социально-экономические изменения. Данные методологиче-ские подходы обуславливают не только теоретическую направленность в изучении отношений бизнеса и государственных структур.
Системный подход к изучению взаимодействия государства и бизне-са представлен в трудах П. Лумана [14] и Т. Парсонса [25], которые рас-сматривали власть как некий регулятор социальных систем, оказывающий на них коммуникативное воздействие. По Т. Парсонсу, индивиды, образуя коллективы, берут на себя определенные обязательства, которые могут полностью или частично не соответствовать их интересам, но их исполне-ние является очевидным, необходимым и обязательным для всех членов коллектива.
Среди российских политологов, социологов и экономистов можно выделить труды Дориной Е.А. [7], Киселя К.Ю. [11], Чириковой А.Е., Ле-дяева В.Г. [20], в которых представлены и описаны теоретико-методологические проблемы взаимодействия бизнеса и государства и предложены теоретические модели данного взаимодействия. Среди иссле-дований, посвященных проблемам формирования и развития государ-ственных механизмов поддержки бизнеса в условиях кризиса, а также осо-бенностям поведения хозяйствующих субъектов в период кризиса, следует отметить работы Полякова Л.В., Вдовина И.А., Груздева В.С., Прохоро-вой А.А., Шохина А.Н. [4] и других.
К числу зарубежных исследователей, изучающих проблемы взаимо-действия бизнеса и власти, институционализации данного процесса, лоб-бирования интересов крупных корпораций, следует отнести работы Бем-хагена П. [22], Боуэна П. [23], Лейпхарта А. [13], Лембруха Дж. [24], Шмиттера Ф. [21], Шумпетера Й. [26] и других.
Проблемы развития государственно-частного партнерства (ГЧП), формы, модели и механизмы реализации проектов в данном контексте, ре-гиональные аспекты ГЧП рассмотрены в трудах Варнавского В.Г. [6], Гу-севой М.С., Житяевой Е.С. [9], Емельянова Ю.С. [8], Кочетковой С.А. [12] и других.
Несмотря на всестороннее изучение теоретико-методологических ас-пектов взаимодействия государства и бизнеса, исследовательский интерес представляет региональный уровень данного взаимодействия, который яв-ляется недостаточно глубоко изученным.
Исходя из сказанного выше была определена цель аттестационной работы – исследовать особенности механизмов взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в России на региональном уровне.
Объект исследования – взаимодействие органов государственной власти и бизнеса.
Предмет исследования – механизмы взаимодействия бизнеса и орга-нов государственной власти на примере Архангельской области.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— рассмотреть концепции и модели взаимодействия государства и групп интересов бизнеса;
— изучить интересы бизнеса в России;
— оценить лоббизм как технологию воздействия бизнеса на власть;
— проанализировать состояние сферы предпринимательства на терри-тории Архангельской области;
— провести оценку существующих механизмов взаимодействия орга-нов государственной власти с бизнесом в Архангельской области;
— выявить возможности совершенствования механизмов взаимодей-ствия органов государственной власти с бизнесом в Архангельской обла-сти.
Цель и задачи исследования определили структуру аттестационной работы, которая представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Заключение:
Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы:
1. Изучение теоретико-методических аспектов взаимодействия бизне-са и власти носит основополагающий характер, позволяющий в дальней-шем детально анализировать особенности данного взаимодействия, выяв-лять факторы, влияющие на него, идентифицировать проблемы, а в даль-нейшем разрабатывать рекомендации по его совершенствованию.
2. В настоящее время существует достаточно много моделей взаимо-действия бизнеса и власти. В данной статье предложена матрица, синтези-рующая в себе несколько подходов к выделению моделей взаимодействия бизнес-структур и власти, в зависимости от их силы и (или) слабости.
3. Особенности взаимодействия между бизнесом и властными струк-турами определяются большим спектром факторов, к числу которых сле-дует отнести как социально-экономическое развитие региона, так и стиль управления.
4. В кризисные периоды модель взаимодействия бизнеса и власти может меняться, обнаруживая новые пути и технологии решения социаль-но-экономических проблем общества.
Заявленная тема исследования требует дальнейшего изучения, осо-бенно в контексте социальной политики государства и развития социально ответственного бизнеса.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИ-МОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАСРТВЕННОЙ ВЛАСТИ И БИЗ-НЕСА
1.1. Государство и группы интересов бизнеса: концепции и мо-дели
Основой взаимодействия государства и бизнеса выступают экономи-ческие отношения. Основной целью бизнеса является систематическое по-лучение прибыли и ее максимизация. Но это не единственная функция предпринимательства. Стремясь к увеличению прибыли, бизнес реализует еще и социально значимые функции, которые пересекаются и с функциями государства, то есть значительная доля предпринимателей ориентированы не только на свои интересы, но и на интересы всего общества.
Следует отметить, что взаимодействие государства и бизнеса строит-ся на основе баланса интересов, то есть в данном случае речь идет об от-сутствии необходимости тотального контроля за бизнесом со стороны гос-ударства.
Среди основных принципов взаимодействия государства и бизнеса можно выделить следующие:
· баланс интересов государства и бизнеса;
· демократизация взаимоотношений государства и бизнеса, проявля-емая в прозрачности принимаемых управленческих решений;
· открытость власти и бизнеса перед социумом;
· стандартизация и информатизация взаимоотношений власти и биз-неса;
· пространственно-временная стабильность взаимодействия государ-ства и бизнеса;
· ориентация и мотивация на построение взаимодействия между гос-ударством и бизнесом;
· направленность на достижение экономического роста и социально-го развития;
· ориентация на борьбу с коррупцией;
· партнерские взаимоотношения между государством и предприни-мательством;
· сбалансированное воздействие рыночных и государственных меха-низмов на развитие экономических и социальных систем и отношений;
· создание и развитие новой образовательной среды для подготовки предпринимателей [3].
Таким образом, под взаимодействием государства и бизнеса будем понимать двусторонне направленный процесс совместной деятельности власти и предпринимательства, ориентированной на развитие социально-экономической сферы в целом, а также ее отдельных элементов, учитывая их экономические интересы и ресурсы. Во взаимодействии бизнеса и вла-сти особое внимание уделяется их сотрудничеству, основанному на балан-се их интересов. Сотрудничество предполагает движение субъектов «в од-ном направлении», достижение общей цели на основе баланса интересов.
На современном этапе развития государственно-предпринимательских отношений выделяют две противоположные модели взаимодействия: плюралистическую и неокорпоративистскую. Причем следует отметить, что в реальности «в чистом виде» ни одна модель не су-ществует.
Описывая плюралистическую и корпоративистскую модели взаимо-действия бизнес-структур и власти, многие ученые обращаются к трудам Й. Шумпетера.
Так, для плюралистической модели свойственно наличие большого количества объединений, которые конкурируют друг с другом, не контро-лируются государством и не обладают монополией, государство занимает пассивную позицию. Конкуренция является движущей силой развития эко-номики и общества, а прибыль рассматривается как показатель успешно-сти. Государство занимает внешнюю позицию, не вмешивается в экономи-ку, а разрабатывает правила и постулаты регулирования и разрешения конфликтов в бизнес-среде, а также разрабатывает инструменты поддерж-ки внешнеэкономических отношений.
Отличительными чертами плюралистической модели являются:
· большое количество бизнес-структур, которые конкурируют между собой за влияние на государство и политику;
· независимое положение государства в отношении бизнес-объединений и структур, которые постоянно продолжают выдвигать пред-ложения, некоторые из которых могут быть институциализированы госу-дарством [11].
Корпоративистская (неокорпоративистская) модель отличается су-ществованием ограниченного количества бизнес-объединений, причем данные коалиции (союзы) имеют определенную иерархию и обладают правом выражения своих интересов. Бизнес-объединения участвуют в пла-нировании, развитии и реализации государственной политики. В основе взаимоотношений власти и бизнеса лежат партнерство и сотрудничество, а не конкуренция. Основной акцент делается не на получении индивидуаль-ной прибыли, а на развитии и поддержании национальной экономики в целом, на сохранении необходимого уровня жизни и предотвращении возможных кризисных явлений, то есть бизнес-объединения несут еще и социальные обязательства. Государство выступает в роли экономического агента и разрабатывает общие для всех «правила игры». Поскольку госу-дарство несет социальные обязательства перед обществом и является га-рантом социальных прав и свобод, оно может диктовать правила взаимо-действия и выдвигать требования бизнес-объединениям. Конфликты регу-лируются и разрешаются посредством переговоров между заинтересован-ными сторонами, обращение в суд возможно в том случае, если все спосо-бы досудебного решения вопросов не принесли результата.
Описывая корпоративистскую модель, в качестве ключевых особен-ностей Ф. Шмиттер указывал следующие:
· официальное признание бизнес-объединений со стороны государ-ства;
· отсутствие конкуренции;
· наличие монополии на представительство в определенной области, а также наличие монопольного права на взаимодействие с властными структурами от лица объединения [21] (Shmitter, 1997).
Наряду с общепринятыми мировыми моделями взаимодействия вла-сти и бизнеса в российской современной политологии можно выделить еще ряд существующих моделей.
В работах Моисеева В.В., Ницевича В.В., Ницевича В.Ф. Шуртухи-ной Е.А предложено пять моделей взаимодействия бизнеса и власти, кото-рые представлены на рисунке 1.1 (приложение 1).
Анализируя взаимодействие органов государственной власти и биз-неса на региональном уровне, Р.Ф. Туровский также определил пять моде-лей, которые представлены на рисунке 1.2 (приложение 2).
В настоящее время существует достаточно большое количество мо-делей взаимодействия органов власти и бизнеса. Как видно из предложен-ных выше моделей, наиболее эффективной и конструктивной является партнерская модель, которая предполагает сотрудничество между властью и бизнесом для решения социально-экономических проблем региона. Но все же следует отметить, что «в чистом виде» в действительности ни одна модель не представлена, можно наблюдать сочетание нескольких видов моделей и выделять доминирующую.
Политика и экономика – взаимосвязанные, взаимозависимые и взаи-мообусловленные системы во внутригосударственных и международных отношениях.
Обе сферы настолько важны для нормального функционирования и развития стран, что кризис в одной ведет к негативным последствиям во второй. И наоборот, прогресс и подъем благотворно влияют на процессы, протекающие в другой системе. Необходимо раскрыть суть самих понятий:
• политика является понятием, включающим в себя не только де-ятельность органов государственной власти и госуправления. Есть другое определение. Так, политика – это управление распределением ресурсов. Одной из ее функций является регулирование и установление порядка условий материального производства в стране и совместного труда насе-ления;
• экономика исторически определенная совокупность обществен-но-производственных отношений. По своей сути, экономика страны – это единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья П.Р.О.П. (производства, распределения, обмена и потребления).