Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Анализ художественной детали как средство формирования исследовательской компетенции школьников на уроках литературы (на материале цикла рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы и этапы формирования
исследовательских компетенций обучающихся в условиях ФГОС.. 7
1.1. Сущность исследовательских компетенций школьников. 7
1.2. Специфика и этапы формирования исследовательских
компетенций обучающихся. 17
Выводы по первой главе. 27
Глава 2. Анализ художественной детали в цикле рассказов
И.А. Бунина «Темные аллеи». 29
2.1. Сущность понятия художественной детали, ее виды.. 29
2.2. Виды художественной детали в цикле рассказов И.А.
Бунина «Темные аллеи» и их функции. 40
Выводы по второй главе. 52
Глава 3. Методический аспект изучения художественной
детали в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» в процессе формирования
исследовательских компетенций обучающихся. 54
3.1. Преподавание цикла рассказов Бунина в школьном курсе
литературы (история и современность) 54
3.2 Комплекс авторских уроков по циклу Бунина. 67
Выводы по третьей главе. 75
Заключение. 77
Список использованной литературы.. 79
Введение:
Исследовательская
деятельность детей и учащейся молодежи – деятельность, непосредственно
связанная с решением творческого, исследовательского задания, которое не имеет
заранее известного результата (в различных областях науки, техники, искусства)
и предусматривает этапы, характерные для научного исследования (определение
проблемы, ознакомление с литературными источниками и их обработки, формулировка
гипотезы исследования, собственно проведение исследования, анализ его
результатов и окончательное обобщение, формулирование выводов, конкретная
общественно полезная, массовая или природоохранная работа учащихся по
результатам проведенного исследования)[1]. А.С. Обухов определяет
исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной
деятельности учителя и ученика по поиску решений неизвестного, в ходе которого
осуществляется обмен культурными ценностями, результатом которых является
формирование мировоззрения[2]. При этом в процессе
исследования более важным является не перечень информационных источников,
используемых, а эффективный поиск путей их рационального использования что к
изучению поставленных проблем. Важной целью организации процесса
исследовательской деятельности является формирование исследовательской
компетентности, предполагает выработку у учащихся целевой потребности
исследования, основываясь на результатах собственных исследований. Не случайно,
исследовательская компетентность, что является основой познания окружающего
мира, исследование его объектов, явлений и процессов, входит в число ключевых
компетенций. Она рассматривается как важнейшая способность человека к
самостоятельному познанию, к решению проблем, к ответственному выбору стратегий
поведения и деятельности[3].
Анализ
психолого-педагогических исследований показал разнообразное толкование процесса
исследовательской деятельности учащихся: учебно-исследовательская,
исследовательская, поисково-исследовательская, опытно-проектная,
исследовательско-творческая, научно-познавательная, научно-исследовательская[4]. Некоторые из ученых
исследовательскую деятельность учащихся характеризуют как
научно-исследовательскую (А.И. Анисимова, Г.И. Артемчук, В.М. Гнедашев,
В.В. Голобородько, Л.С. Левченко, В.В. Маскин, В.И. Романчиков, В.М.
Сиденко, Г.С. Цехмистрова, Л.С. Шевченко), как учебно-исследовательскую
(А.Ю. Карлащук, С.М. Коршунов, И.А. Кравцова, И.В. Усачева) и
экспериментально-исследовательскую (В.И. Смагин). Г.П. Бевз, И.А. Кравцова,
А.П. Павленко и др. отмечают неправомерность и нецелесообразность использования
термина «научность» относительно исследований учащихся школ во время выполнения
учебных задач, поскольку они имеют принципиальные отличия от настоящего
научного исследования. Действительно, научно-исследовательская деятельность
учащихся отличается от научно-исследовательской деятельности ученых. Последние
получают объективно новые научные данные, а результат деятельности учащихся
содержит только субъективную новизну.
Психологические основы
исследовательского подхода к обучению заложено в работах Л. Выготского, С.
Калмыковой, И. Калошин, С. Максименко, А. Матюшкина, В. Овчинникова, А.
Савенкова, А. Поддьякова, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. В исследованиях
А. Алексюка, Д. Богоявленского, Г. Ващенко, В. Всесвятского, М. Качурина, В.
Оконя, Г. Щукиной, К. Ягодовского рассмотрено дидактические и методические
вопросы организации исследовательского обучения учащихся. Некоторым аспектам
реализации исследовательского подхода в процессе обучения посвящено
диссертационные работы по теории и методики обучения математике (А. Карпащук),
информатики (А. Резина), физики (Н. Иваницкая), украинской литературы (А.
Михно), музыки и музыкального воспитания (М. Фалько) и др. В отечественной
лингводидактике эта проблема частично отражено в трудах ученых-методистов А.
Беляева, А. Горошкина, С. Карамана, В. Мельничайко, Г. Шелехова и др.
Однако, несмотря на
большое количество работ вопрос анализ художественной детали как средства
формирования исследовательской компетенции школьников на уроках литературы
остается не исследованным.
Актуальность темы
исследования. Главная задача учителя на уроках русского
языка и литературы – воспитание квалифицированного читателя, который должен
понимать идейное содержание и художественные достоинства произведения.
Необходимо, чтобы обучающиеся развивали исследовательские компетенции,
формировали навыки анализа произведения. Поэтому внимание к художественной
детали является важной составляющей литературоведческого и школьного анализа
художественного произведения. Анализ художественных деталей даёт более широкие
возможности для интерпретации литературного произведения. Тем более не обойтись
без анализа роли художественной детали, когда исследователь сталкивается с
творчеством И.А. Бунина. Большинство художественных подробностей прозы
писателя носят знаковый характер, позволяющий точно определять атмосферу и
значение контекста того или иного произведения.
Объект исследования:
этапы формирования исследовательских компетенций школьников на уроках
литературы.
Предмет исследования:
анализ художественной детали на этапах формирования исследовательских
компетенций школьников (при изучении цикла рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи»).
Цель
исследования: представить
возможности применения приемов и результатов анализа художественной детали как
способ формирования исследовательских
компетенций учащихся в ходе изучения цикла рассказов И.А. Бунина.
Для достижения
поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) охарактеризовать теоретические основы и
этапы формирования исследовательских компетенций школьников в условиях ФГОС;
2) проанализировать виды и функции
художественной детали в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи»;
3) разработать комплекс уроков по изучению
художественной детали в бунинском цикле, направленных на поэтапное формирование
исследовательских компетенций обучающихся.
Методы
исследования:
Для решения поставленных
задач были использованы следующие методы
и методики:
1.
Общенаучные:
анализ научной и критической литературы по теме настоящего исследования; синтез
полученных знаний в соответствии с поставленной целью и задачами исследования;
обобщение, сравнение, сопоставление и систематизация полученных результатов в
практической части настоящего исследования.
2. Литературоведческие:
методы структурно-семиотического и комплексного анализа текста.
Научная новизна
исследования состоит в теоретическом обосновании и
практической проверке возможности
применения приемов и результатов анализа художественной детали как
способа формирования исследовательских
компетенций учащихся в ходе изучения цикла рассказов И.А. Бунина.
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из трех глав, выводов по главам,
заключения и списка использованной литературы. [1] Энциклопедия образования – М.:
Издательская группа Интер, 2008. — 1040 с. [2] Обухов А.С.
Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения //
Народное образование,1999. – № 10. – С. 158-161. [3] Нужнова С.В. Организация
научно-исследовательской деятельности студентов при формировании готовности к
профессиональной мобильности: методические рекомендации [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/752/73752/52790/page2. [4] Репета Л. Формирование
исследовательской компетенции учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://genproedu.com/paper/2011-03/full_028-033.pdf.
Заключение:
В результате написания
данной работы была достигнута е цель –представлены
возможности применения приемов и результатов анализа художественной детали как
способ формирования исследовательских
компетенций учащихся в ходе изучения цикла рассказов И.А. Бунина.
Достижению поставленной
способствовало решение ряда задач:
1.
Охарактеризованы
теоретические основы и этапы формирования исследовательских компетенций
школьников в условиях ФГОС. Было установлено, что исследовательская компетенция
– это совокупность личностных качеств, предусматривающих владение
исследовательскими знаниями, умениями, навыками, а также готовностью и
мотивацией к осуществлению исследовательской деятельности. Исследовательские
компетенции реализуются в исследовательской деятельности, представляющей собой
вид интеллектуально-творческой деятельности, осуществляемой на основе поисковой
активности и исследовательского поведения.
Умениями в рамках
исследовательской компетенции являются следующие: видеть проблемы; умение
выдвигать гипотезы; наблюдать; проводить эксперименты; давать определения
понятиям.
2.
Проанализированы
виды и функции художественной детали в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные
аллеи». Было установлено, что в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи»
используются художественные детали двух видов: внешние и внутренние.
Преимущество писатель отдает именно внешним деталям.
Функциями, выполняемыми
художественными деталями в цикле «Темные аллеи» являются следующие: изобразительная
и характерологическая.
3. Разработан комплекс
уроков по изучению художественной детали в бунинском цикле, направленных на
поэтапное формирование исследовательских компетенций обучающихся. Новыми
стандартами в приоритет ставится реализация развивающего потенциала
образования, получаемого в школе, поэтому актуальной задачей является развитие
универсальных учебных действий у обучающихся.
Проектная деятельность
старшеклассников на уроках литературы при изучении рассказов цикла «Темные
аллеи» И.А. Бунина имеет все предпосылки для достижения целей и задач
современного образования, поскольку способствует формированию и развитию
исследовательских компетенций учащихся. Поэтому В основу разработанного
комплекса уроков по рассказам цикла «Темные аллеи» И.А. Бунина была положена
проектная деятельность учащихся, способствующая поэтапному формированию
исследовательских компетенций учеников.
Предлагаемый комплекс
уроков предполагает рассмотрение следующих тем: «Цикл И.А. Бунина «Темные аллеи»;
«Рассказ «В Париже»; «Рассказ «Муза»; «Рассказ И.А. Бунина «Поздний час»; «Роль
художественной детали в раскрытии персонажей в рассказах цикла «Темные аллеи»
И.А. Бунина».
Учебный проект на уроках
литературы с точки зрения учащегося: это возможность делать что-то интересное самостоятельно,
в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность,
позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность,
направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися
в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ
решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное
значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы и этапы формирования исследовательских компетенций обучающихся в
условиях ФГОС
1.1. Сущность
исследовательских компетенций школьников Изучение русского языка и литературы в основной
общеобразовательной школе способствует не только обогащению словарного запаса
учащихся, но и развитию языковых, интеллектуальных и познавательных
способностей, овладению современными методами оперирования языковыми знаниями,
умениями и навыками, воспитанию у учащихся потребности в совершенствовании
собственной речевой культуры в течение жизни. В реализации этой цели ведущим
возникает исследовательский подход к обучению русского языка и литературы.
Идеи исследовательского
обучения заложено в трудах философов разных эпох, в частности Сократа, автора
метода, названного впоследствии «сократовским», или частично-поисковым; Дж.
Локка, который призывал обучать ребенка, опираясь на его интересы и
любознательность; Ж.Ж. Руссо, основателя теории «свободного» обучения; А.
Дистервега, основной принцип воспитания которого – свободное, самостоятельное
познание в процессе самодеятельности; Дж. Дьюи, который считал опыт ключевым
понятием школьного обучения («чужие слова и книги могут дать знания, но
воспитывают не они, а опыт»).
Разделяем мнение М.
Махмутова о том, что «содержание учебных предметов имплицитно содержит в себе
основные методы науки»[1], среди которых ученый
выделяет диалектический метод, различные виды и формы исследования, в частности
эмпирические (наблюдение и эксперимент) и теоретические (анализ и синтез,
абстрагирование, индукция и дедукция, моделирование, исторический и логический
методы познания, переход от абстрактного к конкретному, формализация и
детализация и т.д.).
В общем понимании
подходом называют «совокупность способов, приемов рассмотрения чего-либо,
влияния на кого, что-нибудь, отношение к кому-, чему-нибудь»[2]. Ю.К. Бабанкский[3] выделяет следующие
основные подходы к изучению русской литературы в основной школе:
— функционально-стилистический (направленный
на усвоение учащимися выразительных возможностей всех частей речи);
— когнитивный (цель которого — овладение
учащимися языковыми единицами как концептами, то есть глубинными значениями
развернутых содержательных структур текста, которые являются воплощением
мотивов и интенций автора); [1] Махмутов М.И. Современный
урок : Вопросы теории. – М. : Педагогика, 1981. – С. 37. [2] Бабанский Ю.К. Оптимизация
учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – С. 969. [3] Бабанский Ю.К. Педагогика.
– М., 1988.