Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Юриспруденция Правоохранительная деятельность

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Актуальные вопросы проведения оперативно-розыскных мероприятий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретико-правовые основы проведения оперативно-розыскных
мероприятий. 6

1.1. Понятие и роль оперативно-розыскных
мероприятий. 6

1.2. Основания и условия проведения оперативно-розыскных
мероприятий. 12

Глава 2. Содержание отдельных
оперативно-розыскных мероприятий. 18

2.1. Проверочная закупка. 18

2.2. Наблюдение. 25

2.3. Прослушивание телефонных переговоров. 29

2.4. Оперативное внедрение. 36

2.5. Предложения по совершенствованию защиты прав
человека при проведении оперативно-розыскных мероприятий. 43

Заключение. 54

Список использованной литературы.. 59

  

Введение:

 

Состояние оперативной
обстановки продолжает вызывать серьёзную озабоченность у исследователей.
Следует отметить, что преступность меняет свое криминальное качество в сторону
повышения общественной опасности, организованности, коррумпированности,
вооруженности, используя новейшие достижения науки и техники, реально угрожает
жизни, правам и свободам граждан. Она стала более профессиональной. Способы
совершения преступлений становятся все более изощренными. Уже никто не
сомневается, что справиться с криминалом в одиночку почти невозможно. В этих
условиях перед правоохранительной системой стоит главная задача — обеспечить
безопасность граждан, общества и государства от преступных проявлений.

Анализ
следственно-судебной практики показывает, что уголовно-процессуальными
средствами расследовать и раскрывать преступления чрезвычайно трудно. Для этого
нужны средства и методы, которыми обладают органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность. Только им под силу, используя негласные
методы, выявить и раскрыть заранее планируемые, тщательно скрываемые и
маскируемые действия. Следует отметить, что оперативно-розыскная деятельность
является важнейшей составляющей частью правоохранительных органов, которая
направлена на борьбу с преступностью, в частности, с её организованными
формами. Использование оперативно-розыскных
мероприятий в
раскрытии преступлений является действенным средством по установлению виновных
лиц. Умелое проведение оперативно-розыскных мероприятий органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, позволяет раскрывать большую
часть преступлений как общеуголовной, экономической, так и коррупционной
направленности.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что действующие
нормативно-правовые акты не дают полноценно и эффективно использовать
результаты, полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также не позволяют достаточно
оценить юридическую силы полученных доказательств. К сожалению, следует
констатировать тот факт, что как в теории оперативно-розыскной деятельности,
так и на законодательном уровне не выработано единого подхода к данной
проблеме. На сегодняшний день, как отмечают специалисты, эта проблема не
разрешена и этот вопрос остается дискуссионным.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступили
общественные отношения, возникающие в процессе проведения оперативно-розыскных
мероприятий.

Предметом исследования выпускной
квалификационной работы являются нормативно-правовые акты,
регулирующие проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ
особенностей проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
основных задач выпускной квалификационной работы:

— раскрыть понятие и роль оперативно-розыскных мероприятий;

— изучить основания и условия проведения оперативно-розыскных
мероприятий;

— рассмотреть проверочную закупку;

— проанализировать наблюдение;

— охарактеризовать прослушивание телефонных переговоров;

— определить особенности оперативного внедрения;

— выработать предложения по совершенствованию защиты
прав человека при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Методологическую
основу выпускной квалификационной работы составляют в совокупности следующие методы:
сравнительно-правовой, анализ и синтез, формально-логический.

Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили
Конституция РФ [1], УПК РФ [4], федеральные законы.

Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций,
диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в
своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.

Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы
составили опубликованные и размещенные в электронных правовых базах материалы
судебной практики, статистические данные о состоянии и тенденциях проведения
оперативно-розыскных мероприятий.

Теоретическая значимость темы выпускной квалификационной работы
обоснована спецификой современного этапа развития проведения
оперативно-розыскных мероприятий, связанного с пандемией, и
санкционного давления на российскую экономику и государственность в целом.

Практическая значимость темы выпускной квалификационной работы
заключается в том, что основные теоретико-методологические положения,
практические выводы и рекомендации могут быть использованы при
совершенствовании проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Структурно выпускная
квалификационная работа включает введение, обосновывающее объект и предмет
исследования, цели и задачи работы, две главы, последовательно раскрывающие
содержание работы и заключение, содержащее выводы по проведенному исследованию.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной
цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические
выводы и предложения в рамках представленной темы.

1. Понятие оперативно-розыскного
мероприятия представляют собой совокупность законодательно закрепленных
действий, проводимые уполномоченными органами, основанные на применении гласных
и негласных средств, направленных на выявление фактических данных, необходимых
для решения конкретных задач. Сущность ОРМ содержится в сборе информации о всевозможных сторонах
познаваемого объекта, в основе каждого ОРМ лежит определенный метод познания,
который имеет ряд особых черт, определяемых особенностями сферы его применения.

Оперативно-розыскные мероприятия содержатся в статье 6 Федерального
закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

2. Под основанием для проведения
оперативно-розыскных мероприятий следует понимать наличие у оперативного органа
фактических данных (сведений) об обстоятельствах, свидетельствующих о возможных
признаках подготовки, совершения или совершенного противоправного деяния,
закрепленных в виде соответствующего документа, который позволяет принять
решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также иных данных
(сведений), свидетельствующих о необходимости проведения оперативно-розыскных
мероприятий для принятия решений, указанных в ч. 2 и ч. 3 ст. 7 Федерального
закона об оперативно-розыскной деятельности.

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий — это установленные
законодательными и иными нормативными правовыми актами либо выработанные и
апробированные практикой, а также сформулированные теорией определенные
правила, выполнение которых призвано обеспечить эффективное осуществление
указанных мероприятий по достижению целей и решению задач оперативно-розыскной
деятельности при строгом соблюдении законности и других принципов названной
деятельности.

3. В целом придерживаясь позиции
санкционирования проверочной закупки независимым органом, мы приходим к выводу
о том, что проблему провокации при проведении ПЗ вряд ли представится возможным
решить лишь санкцией независимого органа (прокуратуры или суда) на проведение
этого ОРМ. Такое санкционирование необходимо рассматривать в рамках широкого
системного подхода, при котором органу, осуществляющему такое санкционирование,
будут предоставлены соответствующие материалы, подтверждающие основания проведения
ПЗ, и в последующем способные выступить в качестве доказательств по уголовному
делу. При этом такие доказательства должны быть проверяемы на стадии судебного
разбирательства. Кроме того, санкционирующий орган должен быть наделен как
правовой, так и фактической возможностью осуществлять контроль за соблюдением
законности и прав граждан в результате проведения ПЗ.

Учет оперативными подразделениями полиции требований Европейского суда к
проведению рассматриваемых ОРМ, в том числе путем внесения дополнений в
ведомственные нормативно-правовые акты, может явиться одним показателей
приверженности нашей страны высоким стандартам защиты прав человека,
установленными Конституцией Российской Федерации и «Конвенцией о защите прав
человека и основных свобод».

4. Результаты «наблюдения» имеют
решающее значение в доказывании признаков устойчивости и сплочённости
участников преступных сообществ (преступных организаций), так как наглядно в
виде аудио-видеозаписей, фотографий, наряду с другими доказательствами, демонстрируют,
например: транспортные средства, используемые при совершении преступлений,
орудия преступления, места совместного времяпровождения, а также помогает
выявить дополнительных свидетелей и лиц, которые впоследствии станут жертвами
преступной деятельности преступных сообществ (преступных организаций).

5. Значимость и необходимость
такого оперативно – розыскного мероприятия как прослушивание телефонных
переговоров в силу развития технического прогресса только увеличивается, также
наблюдается необходимость модернизации законодательства, регламентирующего
производство данного мероприятия. Зачастую проведение этого мероприятие
является единственным шансом фиксации и документирования преступной
деятельности лиц, которые участвует в ней либо имеют информацию о преступлениях.

Полагаем, что ст. 8 ФЗ «Об ОРД» необходимо дополнить положением,
предоставляющим оперативным подразделениям ОВД возможность по аналогии с уже
принятым изменением проводить в отношении абонентского номера без вести
пропавшего несовершеннолетнего ОРМ «ПТП». Это позволит субъектам ОРД
своевременно получать оперативно значимую информацию, необходимую как для
розыска несовершеннолетних, так и для раскрытия совершенных или совершаемых в
отношении них преступлений.

Выступая с таким предложением мы, безусловно, сталкиваемся с
ограничениями, предусмотренными в отношении ОРМ «ПТП» статьей 9 ФЗ Об ОРД», в
соответствии с которыми указанное мероприятие может проводится только в
отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести,
тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать
сведениями об указанных преступлениях, а потому оно носит дискуссионный
характер.

6. «Оперативное внедрение» является важнейшим и
самым сложным оперативно-розыскным мероприятием. Проводить «оперативное
внедрение» следует только тогда, когда нет других путей получения или
подтверждения имеющиеся информации или в случае, когда деятельность агентов
малоэффективна, а совершаемые или планируемые преступления представляют опасность.
Имеются значительное количество случаев, когда раскрытие преступления и его
расследование возможно лишь с применением такого оперативно-розыскного
мероприятия как «оперативное внедрение».

Вышеизложенные доводы позволяют сделать вывод,
что вопрос отнесения законодателем «оперативного внедрения» к единой системе
оперативно-розыскных мероприятий создает некоторое число дискуссий о
целесообразности и правильности данного подхода и приводит к дискуссиям среди
российских учёных.

Мы пришли к выводу, что при проведении
оперативно-розыскного мероприятия «оперативное внедрение» имеются как
теоретические, так и практические проблемы обеспечения безопасности и
конспирации лиц, являющихся субъектами оперативного внедрения. Как уже
неоднократно говорилось в научной литературе, необходимо законодательное
закрепление определений оперативно-розыскных мероприятий в целях недопущения их
двоякого толкования.

7. В современном демократическом государстве
права и свободы человека и гражданина представляют собой важный политико-юридический
и социальный институт, выступающий мерилом достижений общества и признаваемый
Конституцией России высшей ценностью.

Специфика ОРД, связанная с возможными
ограничениями прав и свобод граждан, требует тщательной законодательной
регламентации с целью обеспечения соблюдения прав и свобод человека и
гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,
неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Применительно к нормам оперативно-розыскного
закона особую юридическую силу приобретает толкование его положений
Конституционным Судом Российской Федерации на предмет их соответствия
Конституции России и другим нормативным правовым актам. Это обусловлено тем,
что государство, официально закрепив такой вид публично-правовой, правоохранительной
деятельности как ОРД, наделило должностных лиц оперативных подразделений в
целях борьбы с преступностью возможностью существенно ограничивать многие права
граждан, попадающих в сферу оперативно-розыскных правоотношений,
гарантированные Конституцией России.

Опираясь на проблемные вопросы, которые на
протяжении долгого времени не могут сложится в единое решение, считаем
необходимым предложить ряд рекомендаций.

Одной из основных, на наш взгляд, является
издание межведомственных нормативно-правовых актов о проведении
оперативно-розыскных мероприятий, где четко будут определены обязанности
подразделений и сроки их выполнения для каждого из них.

Второй, немало важной, является организация
взаимодействия служб и ведомств (прокуратуры, ФСБ, Министерства обороны).

И последняя рекомендация — создание единой
информационной системы для ведомственных органов, с целью получения разрешения
на проведение ОРМ в кратчайшие сроки путем быстрого направления запроса
посредством данной системы в уполномоченные вышестоящие инстанции.

Таким образом, преступность существует в любом
государстве. Для того, чтобы эффективно с ней бороться, раскрывать уже
совершенные преступления и, что гораздо важнее, предотвращать возможные,
государством применяются различные средства, методы и формы.
Оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся в рамках
оперативно-розыскной деятельности, занимают в данной деятельности особое место.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы
проведения оперативно-розыскных мероприятий

1.1. Понятие и роль оперативно-розыскных мероприятий Борьба с преступностью входит в число первостепенных задач, в рамках
обеспечения внутренней безопасности государства. Одним из видов деятельности по
её обеспечению, осуществляемой оперативными государственными органами, является
оперативно-розыскная деятельность. Средством проведения указанной деятельности
являются оперативно-розыскные мероприятия.

Представляется, что для системного анализа понятия результатов
оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскных мероприятий следует
применить дедуктивный метод исследования, а именно раскрыть сущность понятия
непосредственно «оперативно-розыскной деятельности».

Термин «оперативно – розыскная деятельность» возможно употребить в трех
значениях. Во-первых, под оперативно – розыскной деятельностью можно понимать
один из видов юридической государственной деятельности компетентных органов
исполнительной власти в целях противодействия преступной деятельности для
обеспечения национальной безопасности. Второе значение оперативно-розыскной
деятельности заключается в понимании её как отдельной правовой науки в
теоретическом аспекте. В- третьих под оперативно-розыскной деятельностью
возможно понимать самостоятельную учебную дисциплину, т.е. курс [20, c.15].

В правовое доктрине не сложилось единого подхода к определению данного
понятия. Так, В.П. Легостаев предлагает понимать под оперативно-розыскной деятельностью
эффективный, гласный либо конфиденциальный поиск информации относительно
фактических обстоятельств, обладающих оперативным интересом. Таким образом,
ученый выделяет аспект поисковой направленности оперативно-розыскной
деятельности [35, c.55].

В свою очередь А.В. Можаров полагает, что оперативно – розыскная
деятельность — это вид деятельности, которую реализуют установленные
законодателем компетентные подразделения государственных органов для защиты
жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, в целом
для обеспечения общественной и государственной безопасности [38, c.71].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы