Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в системе административных наказаний
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общие положения института административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства 7
1.1. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства: понятие, признаки, сроки, юридическое значение 7
1.2. Соотношение депортации и административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства 13
1.3. Основания применения административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства как административного наказания 21
Глава 2. Проблемы правоприменения и основные тенденции в области назначения административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства 28
2.1. Субъекты реализации административной ответственности в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства 28
2.2. Производство по делам об административных правонарушениях, влекущих за собой административное выдворение 33
2.3. Совершенствование административного законодательства в области назначения наказания в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства 41
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Введение:
Актуальность темы исследования. Право на свободу передвижения является важным элементом прав личности. Однако право на свободу передвижения не является абсолютным правом, что предполагает возможность его ограничения по определенным основаниям. Ограничение прав и свобод — юридическая невозможность осуществления прав и свобод в случаях, предусмотрены законом, а также некоторое сужение их объема.
В Стратегию национальной безопасности Российской Федерации 2021 года в качестве одной из угроз национальной безопасности в области экономики включена незаконная миграция . В настоящее время значительная часть иностранных граждан не соблюдает требования миграционного законодательства. Все возрастающее привлечение их к трудовой деятельности не в полной мере обеспечивается действенной системой государственного контроля и надзора в сфере трудовой миграции. Несмотря на ужесточения законодательства для мигрантов (проверка знаний русского языка, истории), трудовые мигранты продолжают совершать правонарушения. Последствием роста миграции является и увеличение случаев применения административного выдворения за пределы Российской Федерации. Причинами этого являются, прежде всего, недостаточная урегулированность механизмов управления и контроля миграционными потоками, сложность и запутанность миграционного законодательства, нежелание значительного количества работодателей обеспечивать социальные права трудовых мигрантов и крайне низкая грамотность последних (в том числе правовая). Ситуацию усугубляет тенденция к неоправданному ужесточению ответственности за нарушения в сфере миграционного и связанного с ним законодательства вместо совершенствования существующих механизмов.
В теоретическом аспекте значимости исследования состоит исследовании административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства в системе административных наказаний.
В практическом аспекте значимость исследования заключается в том, что реализация административно-правовых норм происходит путем осуществления сотрудниками органов внутренних дел полномочий, регулируемых соответствующими законами и подзаконными правовыми актами. Например, практический опыт при прохождении преддипломной практики в ОМВД России по району…… показал, что сотрудники органов внутренних дел, осуществляя свою деятельность, прибегают к нормам административного права в различных сферах его применения, в частности в сфере миграционного законодательства РФ.
Упраздненная федеральная миграционная служба фактически вошла в состав министерства внутренних дел, которое и стало официальным ее правопреемникам по всем вопросам. Структура МВД в связи с такими нововведениями потребовала соответствующих изменений.
Административное выдворение представляет собой специальный вид административного наказания. Однако механизм исполнения данного вида наказания до сих пор не налажен в полном объеме. Ввиду возникновения проблем, связанных с невозможностью исполнения административного выдворения, иностранные граждане и лица без гражданства, подвергшиеся данному наказанию, вынуждены оставаться в специальных учреждениях сроком до двух лет, что соответствует целям уголовного наказания, которое заключается в лишении или ограничении прав и свобод виновного лица. В Российской Федерации проживает много иностранных граждан и лиц без гражданства и у многих возникают проблемы в сфере гражданства, но основной причиной возникновения проблем является несовершенство российского законодательства, который регулирует правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в выявлении причин несоблюдения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства при их выдворении из Российской Федерации, а также в решении данной проблемной ситуации, с помощью внесения конкретных предложений.
Объектом данной работы выступают общественные отношения, которые возникают в связи с выявлением и привлечением к административной ответственности лиц, совершивших правонарушение, мерой ответственности за которые выступает административное выдворение.
Предметом исследования являются нормы права и материалы правоприменительной практики в сфере административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Целью исследования является анализ административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства в системе административных наказаний.
Задачи исследования:
— рассмотреть понятие, признаки, сроки, юридическое значение административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
— охарактеризовать соотношение депортации и административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
— определить основания применения административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства как административного наказания;
— исследовать субъекты реализации административной ответственности в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
— проанализировать производство по делам об административных правонарушениях, влекущих за собой административное выдворение;
— обозначить направления совершенствования административного законодательства в области назначения наказания в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Методологию и методику исследования составили общенаучные, универсальные и специальные методы научного познания. В процессе исследования использовались следующие методы исследования: системного анализа, сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический и статистический.
Теоретическую основу исследования составляют труды авторов, посвященные исследованию проблем административного выдворения.
Нормативная основа исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, иными федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.
Научная новизна исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию института административного выдворения.
Теоретическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в последующих научных разработках.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в правотворческой деятельности.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Процедура выдворения, предусмотренная нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к категории принудительных мер, применение которых носит односторонний порядок, распространяющихся на отдельную группу участников правовых отношений — лиц, являющихся гражданами зарубежных государств, а также не имеющих действующего гражданства, пребывающих на территории России нелегально. Реализация данной меры регламентирована процессуальными положениями, и осуществляется государственными ведомствами, наделенными соответствующими полномочиями, в целях защиты интересов общества и государства, а также предотвращения и пресечения правовых нарушений, в том числе норм, определяющих законный порядок пребывания указанной категории лиц на территории страны.
Анализ исследовательских работ, а также практики применения правовых норм, связанных с реализацией системы административных наказаний, относящихся к категории принудительного выдворения лиц, являющихся подданными зарубежных государств, а также не имеющих действующего гражданства, за пределы территориальных границ Российской Федерации, позволяет определить перечень основных проблем, характерных для данной области:
— недостаточность бюджетного финансирования, необходимого для организации выдворения мигрантов;
— недостаточная емкость специальных учреждений, в которых данная категория граждан должна отбывать срок, предшествующий выдворению;
— отсутствие в нормативных актах законодательно установленного срока, определяющего максимально допустимую продолжительность задержания;
— отсутствие временных рамок, определяющих сроки реализации процедуры выдворения нелегальных мигрантов;
— сложности, связанные с излишним бюрократизмом установленных процессуальных мероприятий, приводящим к чрезмерному увеличению сроков исполнения данной категории административных наказаний.
В связи с изложенным, видится целесообразным дополнение КоАП Российской Федерации положениями ст. 27.20, разъясняющими комплекс вопросов, связанных с содержанием подданных зарубежных государств, а также лиц, не имеющих действующего гражданства, в отношении которых принято официальное решение о принудительном выдворении их с территории Российской Федерации, в отдельных специализированных учреждениях. Новые положения, в частности, должны закрепить, что максимальный срок процедуры не может превышать 90 календарных дней с момента вынесения судом официального постановления.
Также следует прописать регламент продления на судебном основании, в рамках которого продолжительность пребывания в специальном учреждении МВД может быть увеличена, и зафиксировать право зарубежных подданных, а также лиц, не имеющих действующего гражданства, обращаться к суду с просьбой о проведении проверочных мероприятий, позволяющих установить наличие законных оснований для помещения их в спец учреждение.
Также видится необходимым дополнение Кодекса об административных правонарушениях ст. 4.10, предусматривающей возможность избрания иных разновидностей административных санкций в качестве альтернативы принудительному выдворению за пределы территории России. В ситуациях, когда в рамках рассматриваемого правонарушения обнаружены специфические обстоятельства, исключающие возможность реализации вынесенного судом постановления в отношении лица, не имеющего гражданства (к примеру, в силу фактического отсутствия страны, готовой взять на себя обязательства по его приемке), избранная мера должна быть заменена на альтернативную санкцию, предусматриваемую КоАП.
Полагаем, что необходимо сохранить назначение административного выдворения в качестве санкции за совершение административного правонарушения. Однако, следует в тех случаях, когда санкциями статьи установлены административный штраф с безальтернативным административным выдворением, закрепить возможность не назначать административное выдворение в случае наличия смягчающих обстоятельств.
Кроме того, административное выдворение должно исполняться в форме самостоятельного выезда и принудительного перемещения. Однако, критерий определения способа исполнения административного выдворения должен быть иным. Принудительное перемещение следует назначать, если иностранец уклоняется от самостоятельного исполнения административного выдворения и не выехал в установленный срок (с одновременным назначением административного штрафа и закрытием въезда на больший срок), либо в случае совершения административного правонарушения в определенных сферах, например, в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
Важно особо подчеркнуть, что на современном этапе назрела необходимость внесения изменений в действующие нормативные акты, регламентирующие миграционные отношения на территории России, и приведения их к единообразию, поскольку различия в толковании понятий, которые, в частности, рассматривались в данной работе, ведут к искажению токования закона и, как следствие, к неверному применению норм права, что является совершенно недопустимым в правовом государстве, которым является Российская Федерация.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие положения института административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства
1.1. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства: понятие, признаки, сроки, юридическое значение
Согласно Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ №115) под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства .
Указанный закон делит иностранных граждан на три категории: временно пребывающий, временно проживающий, постоянно проживающий. К числу лиц, являющихся подданными зарубежных государств, пребывающих на территории Российской Федерации на временных основаниях, относятся граждане, прибывшие в соответствии с установленным визовым (либо безвизовым) порядком, имеющие миграционную карту, но при этом не получавшие официального разрешения со стороны властей на временное проживание или вида на жительство. В подобных случаях максимальный срок временного пребывания приравнивается к продолжительности действия выданной визы, а для лиц, прибывших в безвизовом порядке – к сроку выданного разрешения на работу, либо ограничивается периодом в 90 суток.
Однако временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, а также не вправе избирать место своего проживания вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Понятие административного выдворения закрепляется в с статье 3.10 КоАП РФ. Согласно ей, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации .
Институт административного выдворения распространяется только на специальных субъектов, таких как иностранные граждане и лица без гражданства. Это вытекает из юридической природы взаимосвязи лица с государством, где личность в силу необходимого уважения ее достоинства выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект . С учетом сказанного, очевидно, нельзя признать допустимым назначение административного выдворения и лицу с двойным гражданством, имеющему как российское гражданство, так и гражданство иностранного государства .
Административное выдворение, по мнению ученых-административистов, имеет двусторонний характер. Имеются различные взгляды на данную правовую категорию. Одни исследователи полагают, что наряду с мерой административного наказания в виде административного выдворения существует мера административного пресечения, применяемая уполномоченными должностными лицами к иностранным гражданам и лицам без гражданства, пересекающим Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных федеральным законом документов . Другие считают, что административное выдворение является мерой административного принуждения, близкой по своей природе к мерам административного пресечения, а не административного наказания .
С момента вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях число статей Особенной части данного Кодекса, в санкциях которых предусмотрено административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, возросло. В первоначальной редакции Кодекса данная мера наказания устанавливалась всего лишь в шести статьях главы 18 («Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации») в качестве дополнительного наказания за отдельные виды нарушений миграционного законодательства (ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17). Далее в 2014 году данная мера наказания была введена в ч. 1.1 ст. 18.2, ст. 18.18. В дальнейшем эта мера была введена также в главу 6 КоАП РФ как обязательное дополнительное наказание за административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ч. 2 ст. 6.8, ч. 2 ст. 6.9, ч. 2 ст. 6.13, ч. 2 ст. 6.16.1 КоАП РФ) , и в новую ст. 18.18 КоАП РФ — в качестве дополнительного наказания за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащим реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии . Также административное выдворение предусматривается в ч. 5 ст. 5.26 за осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; в ч. 1 и ч. 3 ст. 19.27 за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния; в ч. 3 ст. 20.20 за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте, ч. 3 ст. 20.25 в качестве обязательного дополнительного наказания за уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, Совсем недавно, в апреле 2017 года, административное выдворение в качестве меры наказания было введено в ч. 4 и ч. 5 ст. 20.31 за грубое нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.