Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Экономические науки Менеджмент образования

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Адаптация одаренных детей в условиях кратковременного пребывания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогическая проблема адаптации одаренных детей

5

1.1. Психологические особенности адаптации одаренных детей и подростков

5

1.2. Проблемы адаптации, стоящие перед одаренными детьми 13

Глава 2. Структура психолого-педагогической работы с одаренными детьми

21

2.1. Организация диагностической работы 21

2.2. Анализ форм работы с одаренными детьми 31

2.3. Алгоритм деятельности детей в условиях кратковременного пребывания

42

Заключение 51

Список литературы 55

Приложение 1 62

Приложение 2 63

Приложение 3 64

  

Введение:

 


Становление одаренной личности напрямую связано с ее адаптацией — включением в новые социальные отношения, усвоением моральных норм, правил и общественно значимых ценностей, формированием личностных черт, самооценки, доверия к себе, учебной мотивации.

Теоретико-методологические основы адаптации личности широко изучались в психологии и педагогике. Несмотря на большое количество различных теорий и концепций развития способностей и одаренности личности, проблема адаптации одаренных детей остается недостаточно изученной из-за отсутствия исследований личностных характеристик одаренных детей и факторов, определяющих специфику их адаптации, противоречивость результатов исследований адаптации одаренных детей (исследуется преимущественно дезадаптация, реже — неприспособленности), исследование особенностей адаптации детей определенного вида одаренности (интеллектуальной, академической, художественной и т.д.), что затрудняет сопоставление эмпирических показателей.

Следовательно, необходимость теоретического и эмпирического осмысления проблемы адаптации одаренных детей обусловили выбор темы исследования.

Объект исследования: процесс адаптации одаренных детей.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия и факторы адаптации одаренных детей в условиях кратковременного пребывания.

Цель исследования заключается в обосновании психолого-педагогических факторов адаптации одаренных детей и оценке эффективности психолого-педагогического сопровождения адаптации одаренных детей.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. изучить психолого-педагогическую проблему адаптации одаренных детей,

2. проанализировать структуру психолого-педагогической работы с одаренными детьми.

Методы исследования. Для решения поставленных задач было использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, синтез и обобщение теоретических основ исследуемой проблемы, представленной в научной литературе; описательный, аналитический, обобщение и систематизация передового педагогического опыта.

Практическое значение работы состоит в анализе факторов адаптации одаренных детей, оценка программ психолого-педагогического сопровождения адаптации. Сделанные обобщения могут быть положены в основу научно-методического обеспечения профессиональной подготовки учителей, школьных психологов и социальных педагогов для работы с одаренными детьми.

Работа состоит из исследования, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


В результате проведенного теоретического анализа и на основе проведенного исследования отмечаем, что успешная адаптация одаренных детей зависит от отношений с родителями, учителями, сверстниками, стиля семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения; одаренность определяет характер социального взаимодействия и направленность личностного развития ребенка. Критериями адаптации одаренных детей считаем:

— эмоциональное самочувствие одаренного ребенка;

— интеграцию одаренного ребенка с образовательной средой

— реализацию одаренным ребенком внутреннего и личностного потенциала.

Интеграция одаренного ребенка с социумом раскрывает ее взаимоотношения в семье, школе, социокультурной среде и указывает на положительное или отрицательное восприятие ею членов семьи, учителей, сверстников, друзей, знакомых.

Реализация одаренным ребенком внутриличностного потенциала указывает на сформированность самооценки, доверия к себе, ценностного сознания и достижения в деятельности как следствие развития одаренности.

Как показывают результаты нашего исследования, адаптированные одаренные дети находятся в состоянии эмоционального комфорта со стабильным приподнятым настроением и удовольствием от пребывания в школе. Они поддерживают хорошие отношения с членами семьи, учителями, одноклассниками, друзьями, знакомыми. В них сформированы самооценка, доверие к себе, ценностное сознание. Они имеют значительные достижения в различных видах деятельности при высокой успеваемости.

Неадаптированные одаренные дети часто находятся в состоянии эмоционального дискомфорта с резкими изменениями настроения, недовольны от пребывания в школе. Их отношения с членами семьи, учителями, сверстниками, друзьями, знакомыми ограничены. Самооценка, доверие к себе, ценностное сознание у них сформированы недостаточно. Они имеют некоторые достижения в отдельных видах деятельности при средней успеваемости.

Дезадаптированные одаренные дети постоянно находятся в состоянии эмоционального дискомфорта, тревожности, импульсивности, агрессивности, эмоциональной напряженности и подавленности. У них очень ограничены отношения с членами семьи, учителями, сверстниками. Они негативно относятся к одноклассникам, учителей и школы в целом; имеют некоторые достижения в отдельных видах деятельности при низкой успеваемости.

Понимание и своевременное распознавание причин и признаков нежелательных адаптации личностных черт помогут в воспитании неадаптированных и дезадаптированных одаренных детей.

Психолого-педагогическая сопроводительная деятельность осуществляется школьными практическими психологами, социальными педагогами, учителями, родителями. Практические психологи и социальные педагоги обязаны обеспечить методическую, просветительскую и психопрофилактическую работу с учителями и родителями. Учителя и родители должны помогать практическим психологам и социальным педагогам в выявлении одаренных детей и создание условий для проявления и развития детской одаренности (учебно-познавательные, условия для творческого развития и успешной адаптации).

Психодиагностика в системе психолого-педагогического сопровождения, осуществляется школьными практическими психологами и социальными педагогами, должна быть направлена на поиск одаренных детей и выявление проблем в их адаптационном процессе. С первых дней пребывания одаренного ребенка в школе в конфиденциальном порядке нужно собирать информацию о различных сторонах его личности, динамику ее развития, что необходимо для создания условий успешной адаптации и личностного развития. Для получения и анализа такой информации нами предложены соответствующие методики. По итогам диагностического исследования можно выделять одаренных детей, имеющих адаптационные трудности. Для определения причин таких трудностей проводить углубленную диагностику по необходимым направлениям (сфера взаимоотношений, стиль семейного воспитания и т.д.). На основе данных психодиагностики разрабатывать индивидуальные и групповые программы предупреждения и преодоления неадаптированности и дезадаптованости одаренных детей, создавая школьные информационные базы данных об одаренных детях.

Развивающая, профилактическая и воспитательная деятельность школьных практических психологов и социальных педагогов должна быть сориентирована на создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации одаренных детей. Крайне необходима работа школьных практических психологов и социальных педагогов с родителями и учителями одаренных детей. Работа должна проводиться не только с одаренными детьми, но и с учителями и родителями (групповые формы работы с учителями: психолого-педагогические семинары и практикумы, педагогические консилиумы групповые формы работы с родителями: информационно-просветительские — лекции, беседы; индивидуальные: консультации, памятки-рекомендации), которая направлена на понимание одаренных детей и особенностей взаимодействия с ними, поддержку в адаптационный период и создание ситуации успеха в деятельности, а с одноклассниками — на воспитание толерантности и принятия одаренных детей.

В условиях психолого-педагогического сопровождения в условии краткосрочного пребывания одаренных детей имеет свои особенности, так как представляет собой педагогический процесс, направленный на создание благоприятных условий для сохранения их индивидуальности и успешной адаптации в образовательной среде. Поэтому в воспитании одаренных детей важно соблюдать принципы включения их в значимую деятельность, формирование социальных установок и ценностных ориентаций, побуждения к осознанию и анализу своих действий, поведения, поступков.

Основой воспитательного процесса как процесса взаимодействия двух активных субъектов (воспитателей — родителей и учителей и одаренного ребенка) является воспитательные воздействия. При этом одаренный ребенок одновременно выступает и объектом, то есть тем, на кого направлено воздействие, и субъектом, активно может влиять на ход воспитательного процесса.

Обобщая вышесказанное, отмечаем, что адаптация одаренных детей в условиях кратковременного пребывания является процессом длительным и сложным с своеобразными закономерностями и тенденциями дальнейшего развития. Таким образом, теоретический анализ и результаты исследования указывают на значение психолого-педагогического сопровождения адаптации одаренных детей в условиях кратковременного пребывания, направленной на проектирование развития и адаптации одаренных детей через систему психодиагностических, психопрофилактических, развивающих и воспитательных мероприятий.

Тренинговые развивающие занятия для неадаптированных и дезадаптированных одаренных детей направлялись на самопознание, межличностное взаимодействие, формирование релевантных адаптации личностных черт, переоценку ценностей, развитие индивидуальности и доверия к себе.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психолого-педагогические проблемы адаптации одаренных детей

1.1 Психологические особенности адаптации одаренных детей и подростков

В психологии существуют различные подходы к пониманию адаптации личности, в частности, психоаналитическая концепция адаптации разработана в трудах Зигмунда Фрейда. Последний определял адаптацию как результат гомеостатического равновесия личности в соответствии с требованиями окружения (среды). Такое толкование этого термина опирается на представление автора о трех подсистемы психической сферы человека: Id (Оно), Ego (Я), Super — Ego (Сверх-Я) [57].

Ганс Селье ввел понятие общего адаптационного синдрома как совокупности неспецифических адаптивных реакций индивида в ответ на действия различных стрессоров. Ученый считал, что степень адаптированности личности определяется характером ее эмоционального самочувствия. Он выделил два уровня адаптации: адаптация (отсутствие тревоги) и дезадаптованисть (наличие тревоги) [48].

Положительно оценивая поиски сторонников социокультурной концепции, важно подчеркнуть, что степень адаптированности личности определяется характером ее эмоционального самочувствия. Адаптация при этом связывается с достижением удовлетворения и избежания тревоги, а дезадаптация — с наличием последней во внутреннем мире человека. Именно от отсутствия или наличия тревоги зависит психическое здоровье человека, степень ее социумных приспособленности. В связи с этим интересны взгляды Альфред Адлера — последователя Фрейда, автора индивидуальной психологии, согласно которым показателем психического здоровья человека является степень выраженности ее социального интереса и стремления преобладать. Последнее, по его мнению, коренится в эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающим. Поэтому

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы