Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему 6. Педагогические условия развития музыкальных способностей в системе дополнительного образования младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 2
1. Теоретические
основы исследования способностей. 5
2. Сущность, содержание и
структура музыкальных способностей учащихся начальной школы.. 16
3. Педагогические условия развития музыкальных способностей в
системе дополнительного образования младших
школьников. 40
Заключение. 54
Список использованных
источников. 56
Введение:
Актуальность темы.
Проблема развития музыкально-творческих способностей многогранна и
разноплановая, поскольку определяет не только природу музыкальности, ее
структуру и диагностику, но может исследоваться в различных аспектах:
философском, психологическом, педагогическом, музыковедческом тому подобное.
В современной музыкальной
педагогике проблема формирования творческих способностей является актуальной.
Известны фундаментальные исследования по психологии творчества Л. Выготского,
С. Рубинштейна, Б. Кедрова, А. Брушлинский, Я. Пономарева, В. Роменця, А.
Тихомирова. В музыковедческом аспекте исследуются механизмы влияния музыки на
людей в связи с их психической организацией (Б. Асафьев, Л. Баренбойм, В.
Медушевский, Е. Назайкинский, А. Сохора, Б. Яворский и др.).
Проблема способностей
глубоко исследована в психолого-педагогической науке. В первую очередь следует
назвать теоретические концепции, развитые в работах Б.Теплова и С. Рубинштейна.
Проблемами музыкального развития занимались В.Белобородова, В. Ветлугина, К.
Тарасова, С. Науменко, Т. Артемьева, Ю. Цагарелли, Н. Лейтес и др.
Пути и методы
формирования и развития музыкальных и музыкально-творческих способностей
исследовали А. Арисменди, Е. Башич, П. Вейс, В. Верховинец, Д. Кабалевский, М.
Леонтович, К. Орф, К. Стеценко и другие.
В процессе же решения
проблем развития музыкально-творческих способностей учащихся возникает ряд
противоречий: между целью и задачей инновационной системы гуманитарного
образования и традиционным содержанием, и технологиями преподавания в
художественных школах; между значительным творческим потенциалом музыкального
искусства и недостаточной его реализацией в существующей учебно-воспитательной
практике. Среди музыковедов существует довольно распространенное мнение о
весомое значение музыкально-творческой деятельности в становлении всесторонне
развитого и профессионально вооруженного музыканта, но вместе с тем на сегодня
содержание и формы организации работы по развитию музыкально-творческих
способностей разработаны недостаточно.
Актуальность исследования
определяется и тем, что, несмотря на значительное количество теоретических и
эмпирических исследований, проведенных в области музыкального образования,
значимость изучения данной проблемы не снижается и сейчас. К сожалению, понимая
и не отрицая важность развития музыкально-творческих способностей в становлении
всего комплекса музыкальности, на практике же преподаватели художественных школ
внедрению его в учебно-воспитательный процесс оказывают мало внимания, а иногда
и вовсе ним игнорируют. Это объясняется малой научно-теоретической и
методической разработанностью проблемы, а также отсутствием у значительного
числа преподавателей навыков музыкально-творческой деятельности.
Заключение:
Проблема развития
музыкальных способностей является многогранной и разноплановой и исследуется в
различных аспектах: философском, психологическом, педагогическом,
музыковедческом и тому подобное.
Проанализировав
научно-методическую литературу можно выделить существование двух основных
взглядов на природу музыкальности: музыкальность как врожденная способность,
которая не может быть развита; и музыкальность — как свойство, развивающейся на
основе врожденных задатков. В определениях ученых существуют некоторые
различия, но все они считают, что способности являются психическими свойствами,
которые влияют на результат выполнения деятельности. Чтобы понять природу и
сущность музыкальности, нужно иметь четкое представление о ее структуре. И хотя
многие исследователи решали эту проблему, пока нет единства в их взглядах на
это сложное явление.
В результате анализа
исследований и публикаций, которые являются основой современных концепций
личностного становления подрастающего поколения, установлено, что в психолого-педагогических
исследованиях вопросам развития музыкальных способностей личности уделяется
определенное внимание. Мы пришли к выводу, что для успешного развития
музыкальных способностей у учащихся младших классов необходим
дифференцированный подход.
Так в целях эффективности
профессиональной педагогической деятельности, направленной на развитие
музыкальных (в том числе полифонических) способностей учащихся данного
возраста, учитель музыки должен осуществлять индивидуальный подход к каждому
ученику. Критерием результативности обучения является не только усвоение новых
музыкальных знаний, интеллектуальной развитие, но и целостное развитее личности
ученика.
Таким образом, роль
учителя музыки на уроках, направленных на развитие полифонических музыкальных
способностей состоит в профессиональной педагогической деятельности,
направленной на развитие данных способностей. Эффективное развитие музыкальных
способностей учащихся возможно лишь при условиях специально организованного
обучения. Профессиональная педагогическая деятельность учителя музыки,
направленная на развитие музыкальных способностей учащихся младших классов,
основана на взаимодействии музыкальных, психологических и педагогических
знаний, умений, навыков. Любовь, сердечная привязанность, эмоциональная
стабильность являются необходимыми условиями успешной работы. На уроках музыки
должно происходить формирование у учащихся потребности в сотрудничестве в
условиях общения и совместной деятельности; создание специальных ситуаций для
обогащения опыта гуманного взаимодействия со сверстниками и взрослым;
стимулирование самостоятельности, активности и творчества в ситуациях
взаимодействия с учащимися. Урок музыки должен строится на субъект — субъектных
отношениях между учителем и учеником, стоять на позициях гуманно — личностного
подхода.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы
исследования способностей
Целью начального
образования является всестороннее развитие ребенка, его талантов, способностей,
компетенций и сквозных умений в соответствии с возрастными и индивидуальных
психофизиологических особенностей и потребностей, формирование ценностей,
развитие самостоятельности, творчества и любознательности. среди важных задач
начального образования стоит задача развития у школьников личностно-оценочное
отношение к искусству, музыкальных способностей, способности к восприятию, пониманию
и созданию художественных образов, потребности в духовном самовыражении [22].
Итак, чрезвычайно важная
роль в решении этих задач принадлежит музыкальному искусству. В связи с этим,
перед музыкальной педагогикой стоит много проблем, среди которых одной из самых
актуальных, по нашему мнению, является проблема развития музыкальных
способностей учащихся начальной школы.
Проблема развития
музыкальных способностей тесно связана с проблемами обучения и воспитания,
успешного освоения отдельных видов деятельности, становления личности.
Актуальными для научного анализа вопрос места способностей в общей структуре
личности, возрастные аспекты развития способностей, влияния деятельности и
личностных качеств на развитие способностей, тому подобное.
Проблема развития
музыкальных способностей исследуется в различных аспектах: философском,
социологическом, музыковедческом, педагогическом, психологическом и тому
подобное. Относительно способностей и их развития, в первую очередь, следует назвать
теоретические концепции, разработанные в работах Б. Теплова. Ученый особое
внимание обращал на психологические особенности развития музыкальных способностей
[16].