Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему 2. Организация восприятия натюрморта в старшем дошкольном возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
восприятия натюрморта в старшем дошкольном возрасте. 4
1.1. Особенности развития детей
старшего дошкольного возраста. 4
1.2. Характеристика восприятия детей
старшего дошкольного возраста 10
1.3. Особенности восприятия
натюрморта в старшем дошкольном возрасте 15
Глава 2. Практические аспекты
восприятия натюрморта в старшем дошкольном возрасте. 18
2.1. Диагностика особенностей
восприятия детей старшего дошкольного возраста. 18
2.2. Рекомендации по развитию
восприятия натюрморта в старшем дошкольном возрасте. 27
Заключение. 38
Список использованной литературы.. 39
Введение:
Происходящие в нашей стране экономические, политические и социальные изменения в последние
годы резко обострили
социальные противоречия. Среди них можем отметить следующие:
— противоречие между потребностью в интеграции усилий образовательного учреждения и общества для обеспечения преемственности положительного общественного опыта поколений и фактической
неподготовленностью общества к позитивной социализации подрастающих поколений;
— противоречие между необходимостью развития
личностно ориентированных социальных служб, способствующих саморазвитию и недостатком средств
и технологий реализации личностного подхода;
— противоречие
между объективным воспитательным потенциалом
образовательного учреждения, семьи и его невостребованностью в действующих государственных структурах, не сориентированных на полноценное использование этих возможностей в социальном воспитании.
Важнейшим фактором успешного
предупреждения и преодоления противоречий является взаимодействие семьи и образовательного учреждения как
основных субъектов общества, в которых формируется личность [34].
Цель исследования: теоретически обосновать проблему организации
восприятия натюрморта в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования: восприятие натюрморта в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: организация восприятия натюрморта в старшем дошкольном
возрасте.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты восприятия натюрморта в старшем
дошкольном возрасте
2. Практические аспекты восприятия натюрморта в старшем дошкольном
возрасте.
Заключение:
Натюрморт — первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает
наибольший эмоциональный
отклик детей уже с 3 — 4 лет, ассоциации с их собственным жизненным
опытом, но и привлекает внимание
детей к средствам выразительности живописи,
помогает им пристальнее вглядываться в красоту
изображенных предметов, любоваться ими. И в этом смысле натюрморт рассматривают как ключ к постижению живописного художественного образа.
Была обследована группа детей (19 человек)
старшего дошкольного возраста,
из них 12 мальчиков и 7 девочек.
Таким образом, общий анализ результатов исследования показывает, что в исследуемой выборке дошкольников у
детей очень разный уровень развития
восприятия: наряду с наличием детей с очень хорошим восприятием (уровень развития восприятия – очень
высокий и высокий), есть достаточно большое количество детей, имеющих развитие
восприятия в пределах
возрастной нормы (уровень
развития восприятия – выше среднего
и средний). Однако, в качестве
тревожного факта следует отметить наличие в группе детей достаточно большого их количества, у которых восприятие сформировано недостаточно (уровень развития восприятия – ниже среднего
и низкий).
Следовательно, необходима специально организованная развивающая работа,
направленная на совершенствование исследуемых параметров восприятия. Эту работу особенно
важно организовать с детьми старшего
дошкольного возраста – на этапе
подготовки детей к школе.
В качестве рекомендаций нами была разработана
программа по развитию восприятия натюрморта.
Программа реализуется в соответствии с социальным заказом
и запросами учащихся
и их родителей, выявленными на основе результатов анкетирования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты восприятия натюрморта в
старшем дошкольном возрасте
1.1. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Для того чтобы отследить развитие ребенка и создать необходимые условия, необходимо
определить определенные этапы и их границы. Такое детальное рассмотрение и
изучение возрастных изменений будет способствовать формированию личности, так
как не позволит пропустить новообразование. Хотя развитие каждого ребенка
отличается, существует общая закономерность развития, которую необходимо
учитывать.
В науке существует несколько различных методов возрастной периодизации.
Метод, предложенный Л.С. Выготским, можно считать наиболее основательным и
поэтому законным: «…только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать
надёжное основание для определения
главных эпох построения личности ребёнка, которые мы называем возрастами» [32, с. 247].
По мнению Выготского, возрастная периодизация выглядит следующим
образом[32]:
— Кризис новорожденного;
— Младенческий возраст (2 месяца–1 год);
— Кризис 1 год;
— Раннее детство (1-3 года);
— Кризис 3 года;
— Дошкольники (3 года–7 лет);
— кризис 7 лет;
— Школьный возраст (8-12 лет);
— кризис 13 лет;
— Подростковый возраст(14-16 лет)
— кризиса 17 лет.
Остановимся подробнее на характеристиках старших дошкольников [22].
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) с точки зрения общей чувствительности,
это естественное продолжение раннего возраста, осуществляемое непреодолимой природой
индивидуального потенциала развития. Это период, когда дети осваивают
социальное пространство межличностных отношений через непосредственное общение
с близкими взрослыми и через отношения со сверстниками в игре и общении.
У дошкольников продолжается активное овладение своим телом (координация
движений и действий, формирование образа тела и отношения к его ценности).
В этот период продолжают активно развиваться мышление, воображение и
память речи, альтернативные способности, работа с символами и использование
знаков, зрительная эффективность и зрительное воображение.
В возрасте от трех до семи лет самосознание ребенка развивается
настолько, что есть основания говорить о личности ребенка.
К концу дошкольного возраста ребенок усваивает эмоции и чувства,
необходимые для построения продуктивных отношений с другими детьми и взрослыми.
К концу дошкольного возраста ребенок учится отвечать за результаты своих
действий и поступков. Ответственность воспитывает принадлежности к общему делу
и чувство ответственности.
Наряду с развитием ответственности у ребенка появляется возможность
оценить свое личное поведение и поведение в целом, хорошее или плохое, основной
мотивацией его поведения является социальная мотивация.
Шестилетний или семилетний ребенок может понять моральный смысл
ответственности. В играх и повседневной жизни, в отношениях со знакомыми
взрослыми и с другими детьми ребенок получает необходимый опыт ответственного
поведения. Степень развития чувства ответственности перед поступлением в школу
будет определять, как он будет относиться к своим новым обязанностям в школе.
Позитивное отношение к своим эмоциям, лежащее в основе самосознательной
структуры личности каждого нормально развитого ребенка, делает его склонным к
стремлению соответствовать позитивным моральным нормам. Ребенок эмоционально
заинтересован в том, чтобы его уважали окружающие люди, поэтому он понимает
необходимость достижения положительных моральных стандартов. Когда эта
потребность имеет личностный смысл, у ребенка развивается ответственность как
черта личности.
Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и положительной оценке
взрослого. Правильное поведение перед взрослыми — это первый этап нравственного
развития поведения детей. Хотя необходимость следовать правилам имеет для
ребенка личное значение, его чувство ответственности лучше всего проявляется
только в присутствии взрослых. То есть он полагается на помощь взрослых и
самостоятельно отвечает за свои действия.
Необходимость признать проявление в ребенке желания утвердиться в своих
нравственных качествах. Ребенок пытается анализировать свое психическое
состояние, размышлять, проецировать свои действия на возможные реакции
окружающих, и в то же время он хочет, чтобы люди испытывали к нему
положительные эмоции, признавали и ценили его добрые поступки. Дети испытывают
большую потребность обратиться к взрослым, чтобы оценить результаты своей
деятельности и признать достижения.
Общение со взрослыми и другими детьми позволяет детям усвоить социальные
нормативные модели поведения. В определенных жизненных ситуациях дети
сталкиваются с необходимостью подчинять свои действия моральным требованиям и
нормам. Можно сказать, что главным моментом нравственного развития детей
является понимание норм общения и понимание их ценности и необходимости. Если у
ребенка развито чувство ответственности за себя и за свое поведение перед
школой, то с этим чувством ответственности он придет в школу.
Постепенно ребенок учится распознавать и объединяться со своими
сверстниками в дошкольном учреждении и восстанавливать связь в школе. Признание
детей мальчиками и девочками друг для друга и постепенное развитие чувства
ответственности как сверстников: сначала "наша группа", затем "наш
класс".
В дошкольном возрасте дети проходят большой путь в освоении социального
пространства, его нормативной поведенческой системы в межличностных отношениях
между взрослыми и детьми. Дети усваивают правила взаимодействия с людьми и
учатся регулировать свое поведение в соответствии с этими правилами.
Большие изменения происходят в психологическом развитии ребенка.
Поскольку круг общения ребенка значительно расширяется, необходимо в
полной мере овладеть средствами общения, в основном речью. Речь развивается в
нескольких направлениях: во-первых, она улучшает практическое использование
общения с другими людьми, а во-вторых, она становится инструментом мышления.
Ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее структуру.
Это важно для последующего достижения грамотности.
Развитие словаря и грамматического строя речи.
На протяжении всего дошкольного этапа словарный запас ребенка растет. Словарный
запас дошкольников увеличился примерно в три раза по сравнению с детьми
младшего возраста. В дошкольном возрасте усваивается морфологическая система
родного языка, и ребенок осваивает основные виды транспозиции на практике. В то
же время дошкольники осваивают сложные предложения, союзы и наиболее
распространенные суффиксы. К началу школьного возраста ребенок полностью овладевает
сложной грамматической системой, включающей законы синтаксического и
морфологического порядка. Приобретенный язык становится для него очень родным.
В этом возрасте у детей активно развивается фонематический слух. Начиная с пяти-шести-летнего возраста дети
могут производить полный звуковой анализ слова, если они овладевают приемом подчеркнутого произношения отдельных звуков. Эта
техника позволяет ребенку легко ориентироваться в звуковом составе слова.
Способность генерировать звуковой анализ слова способствует успешному овладению
чтением и письмом.
Дошкольный период — это период интенсивного сенсорного развития ребенка.
В это время его пространственное и временное позиционирование внешних свойств и
отношений между объектами и явлениями улучшается. Основываясь на восприятии
предметов и действии с ними, ребенок начинает более точно определять их форму,
размер, цвет, вес, температуру, свойства поверхности и другие характеристики.
Также следует отметить развитие перцептивного действия. Об изменениях в
воспринимаемом поведении дошкольников можно судить по тому, как дети разных
возрастных групп знакомятся со своими новыми предметами. Трехлетние
дошкольники, когда им дают новый предмет и просят рассказать, что это такое,
определить, чем он может служить, сразу начинают действовать на предмет,
манипулируя им. Они не пытаются проверить или потрогать объект; они не отвечают
на вопросы о том, что это такое. Четырехлетние дети начинают думать об этом, но
они делают это непоследовательно и систематически, часто прибегая к
манипуляциям. В словесном описании они называют только отдельные части и
функции и не связывают их вместе.
Пяти-и шестилетние дети испытывают желание изучать и описывать темы более
систематично и последовательно. Глядя на предмет, они берут его в руки,
прикасаются к нему, обращают внимание на самые очевидные черты, детали. Только
семилетние дети могут систематически исследовать объект. Этим детям больше не
нужно держать предмет в руках, действовать с ним, они успешно описывают его
свойства, используя чистое зрительное восприятие.
Направление развития ребенка в пространстве и времени. К концу
дошкольного возраста у большинства детей появляется направление в пространстве,
независимое от их положения, способность менять точку отсчета. Ребенок учится
понимать, что если посмотреть на проблему с другой стороны, то отношения
меняются: то, что было спереди, окажется сзади, то, что было слева, будет справа и т.п.
Временное позиционирование ребенка обычно сложнее, чем пространственное.