Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему 1. Виды угроз информационной безопасности в деятельности таможенных органов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
1. Информационная безопасность в таможенных органах РФ.. 7
1.1. Правовое обеспечение информационной безопасности в
таможенной сфере. 7
1.2 Информационная безопасность таможенных органов и
особенности ее обеспечения в условиях функционирования ЕАЭС.. 17
2. Угрозы информационной безопасности в деятельности
таможенных органов РФ: источники и виды.. 26
2.1 Внешние источники угроз информационной безопасности
таможенных органов. 26
2.2 Внутренние источники угроз информационной безопасности
таможенных органов 29
3. Совершенствование системы обеспечения
информационной безопасности таможенных органов РФ.. 39
3.1 Анализ проблем информационной безопасности и технической
защиты информации таможенных органов РФ.. 39
3.2 Принципы создания системы защиты информационных потоков
при электронном взаимодействии в ходе таможенного контроля для обеспечения
экономической безопасности. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 61
ПРИЛОЖЕНИЕ. 68
Введение:
Принимая участие в
регулировании субъектов внешнеэкономической деятельности и выполняя фискальную
функцию на границах страны, таможенная служба результативно пополняет
федеральный бюджет и, тем самым, содействует решению экономических проблем
России.
В условиях формирования
единого мирового информационного пространства, создания глобальных
информационных технологий и систем сферы внешнеэкономической и таможенной
деятельности будут эволюционировать совместно под воздействием всей
представленной совокупности факторов. Эффективность внешней торговли будет
зависеть не только от эффективности системы мер тарифного и нетарифного
регулирования, но в значительной мере от уровней технологизации и
информатизации сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности,
предотвращении возможных угроз и минимизации рисков.
Решение проблем повышения
эффективности внешнеэкономической деятельности в целом и таможенной
деятельности в частности связано с проведением широкомасштабных экспериментов в
сфере электронного декларирования, однако их непосредственное проведение
представляется рискованным, в связи с чем анализ внутренних и внешних угроз
информационной безопасности для оценки факторов внешней среды является
основанием для поиска различного рода эффективных решений в этих областях
деятельности.
Поэтому тема исследования данной работы является
актуальной, так как в современных экономико-политических условиях, важной
задачей, стоящей перед государством, выступает создание системы
таможенно-тарифного регулирования, способной ответить современным вызовам различного
рода, защитить национальную экономику и способствовать её развитию, а также
обеспечить национальных производителей возможностью конкурировать с
иностранными производителями и обеспечить население общественно значимой
продукцией.
Объект исследования –
информационная безопасность таможенных органов. Предмет исследования – система
обеспечения информационной безопасности таможенных органов РФ.
Цель работы – проанализировать
виды угроз информационной безопасности в деятельности таможенных органов и
принципы обеспечения системы информационной безопасности деятельности
таможенной службы.
Целевая направленность
работы предопределила решение следующих задач:
— проанализировать
правовое обеспечение информационной безопасности в таможенной сфере;
— раскрыть сущность информационной
безопасности таможенных органов и особенности ее обеспечения в условиях функционирования
ЕАЭС;
— охарактеризовать внешние и внутренние
источники угроз информационной безопасности таможенных органов;
— выявить проблемы информационной безопасности и
технической защиты информации таможенных органов РФ;
— определить
принципы
создания системы защиты информационных потоков при электронном взаимодействии в
ходе таможенного контроля для обеспечения экономической безопасности
Методологической основой
исследования выступили общие и частные методы, включая системно-правовой,
историко-юридический и иные, системный анализ исследуемых явлений и
результатов.
В качестве информационной
базы исследования выступили разнообразные правовые акты, приказы Федеральной
таможенной службы. Достоверность полученных
результатов основана на использовании данных статистики.
Практическая значимость
определяется возможностью использования полученных результатов исследования в
деятельности таможенных служб при разработке программ обеспечения
информационной безопасности и минимизации внутренних и внешних рисков и угроз.
Структура работы включает
в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Заключение:
По итогам проведенного исследования
можно сформулировать следующие основные выводы.
Информационная
безопасность – это один из видов безопасности, который необходим для
сохранности информационных ресурсов государства и защищенности законных прав
личности и общества в информационной сфере [5]. Обеспечение информационной
безопасности предназначено для решения основных задач: выявления, оценки и
предотвращения угроз информационным системам и информационным ресурсам; защита
прав юридических и физических лиц на интеллектуальную собственность, а также
сбор, накопление и использование информации; защита государственных, служебных,
коммерческих, личных и других видов тайн.
На таможенные органы
возложены значительные информационные ресурсы, информационные системы. Они
ведут статистику внешней торговли, получают и используют при осуществлении
таможенного контроля персональные данные лиц, перемещающих товары, имеют доступ
к коммерческой тайне участников внешнеэкономической деятельности в процессе
применения таможенных операций. Среди основополагающих актов российского
законодательства об информационной безопасности важное место занимают
Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от
27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации», Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»,
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный
закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В Стратегии развития до
2030 года впервые была сформулирована миссия таможни, которая является
платформой для постановки стратегических целей, задает общий вектор развития
таможенных органов и позволяет правильно расставить приоритеты. Целью Стратегии
2030 является создание качественно новой, насыщенной искусственным интеллектом,
быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними
партнерами, умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и
результативной для государства.
Нынешнее развитие внешней
торговли, особенно в рамках таможенной системы, повышает требования к
современно оборудованной границе и пунктам пропуска на ней. Поэтому всем
участникам ВЭД выгодно, чтобы таможенные органы работали в оптимальных условиях
и имели возможность применять современные технологии. Во-первых, это сократило
бы сроки таможенного контроля и его эффективность, а во-вторых, способствовало
бы выявлению и пресечению нарушений в сфере таможенного законодательства.
Цифровизация таможенной службы способствует более рациональному и эффективному
таможенному контролю, который осуществляется при перемещении товаров и
транспортных средств через таможенную границу.
Современные проблемные вопросы применения
системы управления рисками в практике деятельности ФТС России необходимо
рассматривать в качестве перспектив развития организации таможенного контроля и
в неотъемлемой взаимосвязи с основными глобальными ключевыми процессами,
отражающими сущность и тенденции развития современной мировой торговли, так как
система управления рисками в таможенном деле в настоящее время – ключевое звено
с позиции эффективного выбора объектов таможенного контроля, затратного с точки
зрения временных и прочих бюрократических ресурсов как для таможенных органов,
так и для участников внешнеторговой деятельности (ВТД).
Эффективное применение системы управления
рисками имеет ключевое значение в рамках процессов по упрощению торговых
процедур, поскольку сокращение бюрократической нагрузки проверочных мероприятий
без снижения их результативности формирует суть сервисного подхода в
деятельности таможенных органов, направленного на содействие деятельности
добросовестных участников ВТД.
В современных условиях развития цифровой
экономики в России [1] трансформация системы управления таможенными рисками
направлена на полную автоматизацию принятия решений по выбору объектов
контроля, в основе которых должна находится высокоинтеллектуальная оценка
рисков на базе стыковки информации из множества различных источников
информации.
На основе проведенного
анализа факторов макросреды для расширения использования цифровых методов можно
предложить основные направления совершенствования информационных технологий
таможенной службы:
— контроль за использованием технических
средств и обучение сотрудников таможни обращению с техническими средствами
таможенного контроля;
— встраивание в транспортную подсистему
таможни инспекционно-досмотрового комплекса для контроля действий таможен,
внешних отечественных и иностранных организаций;
— создание инспекционно-досмотрового
комплекса на пунктах пропуска, организация электронного обмена данными,
администрирования системы и т.д.
Таким образом,
проведенный анализ обеспечения информационной безопасности таможенных органов
позволил достичь поставленной в начале исследования цели. Полученные в научной
работе выводы имеют практическую значимость и могут быть использованы
таможенными органами в процессе обеспечения информационной безопасности своей
деятельности, а также при разработке и внедрении в нее новых программных
продуктов и информационно-коммуникационных технологий.
Фрагмент текста работы:
1. Информационная безопасность в таможенных органах РФ 1.1. Правовое обеспечение
информационной безопасности в таможенной сфере
Развитие экономики без применения новейших цифровых технологий сегодня не
представляется возможным. Информационные технологии представляют собой основу
для построения единого информационного пространства. На базе информационных
систем происходит создание глобальных информационных технологий и систем,
организация информационных потоков, а также формирование рынка информационных
продуктов и услуг.
Новейшие информационные технологии считаются ведущим фактором, определяющим
вектор развития таможенной службы РФ и других государств. Для всех государств
международное сотрудничество таможенных служб в области информационного обмена –
основная составляющая деятельности таможенных органов.
Применение информационных технологий – это один из наиболее действенных
способов, который направлен на улучшение результативности деятельности
таможенных органов. В основе лежит применение различных информационных
технологий в ходе информационного взаимодействия для проведения таможенных
операций.
Необходимо отметить, что до создания Евразийского экономического союза
информационный обмен между таможенными службами государств регламентировался
международными соглашениями, а также техническими условиями, утвержденными на
уровне руководств таможенных служб государств, принимающих участие в
информационном обмене, а также за счет технического решения, разработанного ФТС
России, которое было распространено на все таможенные службы государств –
членов ЕАЭС и сегодня не имеет реальной альтернативы.
В рамках деятельности ЕАЭС с
целью утверждения перечня общих процессов Союза информационный обмен между
таможенными органами стран-