Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему 1. Сюжетно-ролевая игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
сюжетно-ролевой игры как средства расширения представлений дошкольников о мире
профессий. 5
1.1. Психолого-педагогические аспекты
формирования представлений детей дошкольного возраста о профессиях. 5
1.2. Игровая деятельность как
средство формирования представлений о мире профессий у дошкольников. 20
Глава 2. Практические аспекты
сюжетно-ролевой игры как средства расширения представлений дошкольников о мире
профессий. 29
2.1. Использование игровых приемов в
развитии представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста. 29
2.2. Результаты исследования влияния
игры на развитие представлений о мире профессий детей старшего дошкольного
возраста. 36
Заключение. 43
Список литературы.. 44
Введение:
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых
рассматривается как неотъемлемое условие их
всестороннего, полноценного развития.
В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической
поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества
о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку
в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей
и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
В данном Постановлении также указано,
что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении
— в процессе реализации программ
воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать
у детей в ходе игровой
деятельности трудовые навыки;
формировать мотивации и интересы детей с учётом особенностей их возраста и состояния
здоровья.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют
игры профориентационной
направленности.
В играх дети учатся комбинировать непосредственные
жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей,
моделируют их профессиональное поведение.
Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению
знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления действиях
представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах.
Ранняя профориентация реализуется:
· в присущих
дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);
· в процессе
специально организованных педагогическими работниками форм работы:
занятий, экскурсий, праздников, развлечений.
Объект исследования: представления дошкольников о мире профессий.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство расширения представлений
дошкольников о мире профессий.
Цель исследования: проанализировать сюжетно-ролевую игру как средство
расширения представлений дошкольников о мире профессий.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические
аспекты формирования представлений детей дошкольного возраста о профессиях
2. Изучить игровую
деятельность как средство формирования представлений о мире профессий у
дошкольников
3. Проанализировать
использование игровых приемов в развитии представлений о мире профессий у детей
старшего дошкольного возраста
4. Провести анализ
результатов исследования влияния игры на развитие представлений о мире
профессий детей старшего дошкольного возраста
Заключение:
Формирование у детей знаний о труде взрослых
и их профессиями должно происходить не на уровне единичной практической задачи, а на уровне целостного органического процесса.
Игра – необходимая составляющая здорового развития ребенка. Для него это средство обмена информацией, так как чувства
ребенка зачастую невозможно
выразить вербально: на данном уровне развития у него не хватает когнитивных, вербальных средств для выражения того,
что он чувствует; в эмоциональном
плане он не может настолько сосредоточиться на интенсивности своих переживаний, чтобы их можно было адекватно
выразить словами. Большинство нормально
развитых детей сталкиваются в жизни с проблемами, которые
кажутся им неразрешимыми. Но, проигрывая эти ситуации так, как ему хочется, ребенок постепенно учится справляться с ними,
он переживает чувство контроля над ситуацией (даже если реальные обстоятельства этому противоречат),
используя символы, которые и сам не всегда
может понять. Он реагирует на процессы, корни которых часто уходят глубоко
в бессознательное. В результате может получиться игра, которая нам, взрослым, в данный момент кажется не имеющей смысла или даже неприятной, поскольку
мы не знаем, какой цели она служит и чем закончится.
Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды,
формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети.
Приобщаясь к ней, ребенок принимает
мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями.
Апробирование проекта по ознакомлению детей с профессиями позволило повысить уровень представлений о труде взрослых
у старших дошкольников. Положительные результаты дают основание говорить, что данный проект деятельности педагога как средства
развития представлений о труде взрослых был разработан правильно и может быть использован в работе воспитателями ДОО и педагогами дополнительного образования, а также родителями воспитанников для ознакомления детей с профессиями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры как
средства расширения представлений дошкольников о мире профессий
1.1. Психолого-педагогические аспекты формирования
представлений детей дошкольного возраста о профессиях
Актуальность деятельности по ознакомлению детей с профессиями и трудовыми функциями взрослых доказана
федеральными государственными стандартами образования к структуре непосредственно образовательной деятельности, определяющие суть психолого-педагогической деятельности по изучению образовательных сфер [9]. В соответствии с федеральными государственными стандартами образования сущность
образовательной области «Труд»
нацелено на достижение цели образования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
1. трудовое воспитание;
2. развитие ценностного отношения к собственной деятельности, а также
непосредственно к деятельности других людей и ее результатам;
3. образование основных
представлений о деятельности взрослых, его
положения в обществе и жизни
людей».
Организация представлений о важности трудовой
деятельности взрослых требует
наличия у детей, конкретных понятий,
что в каждом определенном процессе
достигается результат, который
имеет конкретное назначение – удовлетворять необходимую потребность.
Знакомство с трудом взрослых имеет важное значение для создание у детей первоначальных представлений о значимости профессий
и роли труда в жизни общества. Стоит отметить, что необходимо четко спланировать руководство процессом формирования у детей знаний о трудовой
деятельности взрослых.
Формирование у детей знаний о труде взрослых
и их профессиями должно происходить не на уровне единичной практической задачи, а на уровне целостного органического процесса [20].
Деятельность ДОУ в данной сфере, организуется с учетом принципа интеграции области образования в зависимости от возрастных особенностях и возможностях детей.
Виды интеграции образовательной области «Труд»
По содержанию и задачам психолого-педагогической работы:
· Коммуникация
– формирование свободного общения с детьми и
взрослыми в ходе труда, ознакомление с трудом взрослых;
· Познание – создание единой картины мира и увеличение кругозора в области
представлений о трудовой
деятельности взрослых, детей;
· Безопасность – обучение основам
безопасности своей жизнедеятельности в ходе осуществления трудовой
функций;
· Социализация – развитие начальных
представлений о себе, семье, гендерных
особенностях, государстве и социуме, овладение
общепринятых правил и норм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в процессе развития
детского труда и представлений о деятельности взрослых,
· Физическая культура
– формирование физических качеств детей в ходе
овладения разных форм труда.
· По средствам
оптимизации и организации образовательного процесса:
· Изучение художественной литературы, употребление художественных произведений для развития
ценностных представлений, которые
связанные с трудом взрослых и детей;
· Музыка – применение музыкальных произведений,
· Художественное творчество – эксплуатация предметов
продуктивной работы детей для углубления содержания сферы «Труд».
Возможность интегрированного подхода
Интегративный подход предоставляет возможность формировать совместно
несколько сфер личности
ребенка: эмоциональную, познавательную и практическую.
Информирование детей с профессиями на принципе интегративного подхода допускает возможность осуществлять различные виды труда, подчиненные единой задачей – изучению разных профессией.
Данная деятельность осуществляется через следующие виды деятельности:
1. Совместная работа
взрослого с детьми:
· через
НОД, которая осуществляется в ходе проведения разного вида детской деятельности: коммуникативной, познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
· через
образовательную деятельность, которая осуществляется в процессе режимных моментов (рассматривание иллюстраций,
наблюдения, чтение художественной литературы, экскурсии, игровая
деятельность: настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры и так далее).
2. Самостоятельную деятельность детей
При формировании процесса
образования с детьми применяются различные
формы работы, такие как:
· четко сформированная образовательная деятельность;
· коллективный труд взрослого и ребенка, проведение трудовых практических
действий;
· индивидуальная работа
ребенка;
· познавательно-исследовательская,
расчетная деятельность ребенка;
· наблюдения за деятельностью взрослых;
· коммуникативная работа;
· прочтение художественной литературы;
· художественно-творческая работа;
· развлекательно-игровая деятельность;
· исследование объектов
познания на их моделях;
· четко спланированные экскурсии и прогулки
;
· встречи со специалистами разных профессий;
· непосредственно личный
пример взрослых, окружающих детей.
Алгоритм знакомства детей, дошкольного возраста. Знакомство данной категории детей с деятельность взрослых ставит своей целью обеспечить детям определенный набор представлений и знаний о профессии по схеме:
1. Карточки-символы (пиктограммы, которые непосредственно помогают ребенку сочинить рассказ
о конкретной профессии по
схеме;
2. Наглядное формирование педагогической ситуации
3. Карусель детских
вопросов
4. Игра.
Младшие дети, дошкольного возраста знакомятся с деятельность взрослых на примере наблюдений за трудовыми функциями (профессии в детском саду), а старшие дети, дошкольного
возраста больше увлекаются профессиями,
которые наблюдают за периметром детского учреждения. При осуществлении деятельности детского сада присутствуют свои
сложности в организации трудового
воспитания: большая часть деятельности взрослых происходит не на глазах у детей, существует множество ограничений наблюдения за деятельностью взрослых.
Поэтому требуется искать формы и пути
приближения детей данного возраста к деятельности взрослых, показав его значимость обществу,
трудовых действий, сущность
деятельности, результатов труда, установить факторы
более действенного воздействия трудовой деятельности взрослых на образование ярких
представлений о ней [6].
Самые действенные способы, по моему мнению, является знакомство с деятельностью взрослых с помощью
наблюдения за их трудовым процессом, а также беседы, экскурсии, и встречи с представителями профессий, обеспечивающих большую ясность представлений, а также
непосредственно действенность
познаний, которые были приобретены детьми. Но стоит все же отметить, сто наглядное восприятие требует разъяснения. В ходе продолжительных бесед, с помощью
повествования воспитателя закрепляются, уточняются и дополняются сведения, которые непосредственно были полученные в течение наблюдений.