Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему 1. Сюжетно-ролевая игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты
сюжетно-ролевой игры как средства расширения представлений дошкольников о мире
профессий. 5

1.1. Психолого-педагогические аспекты
формирования представлений детей дошкольного возраста о профессиях. 5

1.2. Игровая деятельность как
средство формирования представлений о мире профессий у дошкольников. 20

Глава 2. Практические аспекты
сюжетно-ролевой игры как средства расширения представлений дошкольников о мире
профессий. 29

2.1. Использование игровых приемов в
развитии представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста. 29

2.2. Результаты исследования влияния
игры на развитие представлений о мире профессий детей старшего дошкольного
возраста. 36

Заключение. 43

Список литературы.. 44

  

Введение:

 

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых
рассматривается как неотъемлемое условие их
всестороннего, полноценного развития.

В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической
поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества
о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку
в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей
и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

В данном Постановлении также указано,
что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении
— в процессе реализации программ
воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать
у детей в ходе игровой
деятельности трудовые навыки;
формировать мотивации и интересы детей с учётом особенностей их возраста и состояния
здоровья.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют
игры профориентационной
направленности.

В играх дети учатся комбинировать непосредственные
жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей,
моделируют их профессиональное поведение.

Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению
знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления действиях
представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах.

Ранняя профориентация реализуется:

· в присущих
дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);

· в процессе
специально организованных педагогическими работниками форм работы:
занятий, экскурсий, праздников, развлечений.

Объект исследования: представления дошкольников о мире профессий.

Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство расширения представлений
дошкольников о мире профессий.

Цель исследования: проанализировать сюжетно-ролевую игру как средство
расширения представлений дошкольников о мире профессий.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические
аспекты формирования представлений детей дошкольного возраста о профессиях

2. Изучить игровую
деятельность как средство формирования представлений о мире профессий у
дошкольников

3. Проанализировать
использование игровых приемов в развитии представлений о мире профессий у детей
старшего дошкольного возраста

4. Провести анализ
результатов исследования влияния игры на развитие представлений о мире
профессий детей старшего дошкольного возраста

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование у детей знаний о труде взрослых
и их профессиями должно происходить не на уровне единичной практической задачи, а на уровне целостного органического процесса.

Игра – необходимая составляющая здорового развития ребенка. Для него это средство обмена информацией, так как чувства
ребенка зачастую невозможно
выразить вербально: на данном уровне развития у него не хватает когнитивных, вербальных средств для выражения того,
что он чувствует; в эмоциональном
плане он не может настолько сосредоточиться на интенсивности своих переживаний, чтобы их можно было адекватно
выразить словами. Большинство нормально
развитых детей сталкиваются в жизни с проблемами, которые
кажутся им неразрешимыми. Но, проигрывая эти ситуации так, как ему хочется, ребенок постепенно учится справляться с ними,
он переживает чувство контроля над ситуацией (даже если реальные обстоятельства этому противоречат),
используя символы, которые и сам не всегда
может понять. Он реагирует на процессы, корни которых часто уходят глубоко
в бессознательное. В результате может получиться игра, которая нам, взрослым, в данный момент кажется не имеющей смысла или даже неприятной, поскольку
мы не знаем, какой цели она служит и чем закончится.

Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды,
формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети.

Приобщаясь к ней, ребенок принимает
мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями.

Апробирование проекта по ознакомлению детей с профессиями позволило повысить уровень представлений о труде взрослых
у старших дошкольников. Положительные результаты дают основание говорить, что данный проект деятельности педагога как средства
развития представлений о труде взрослых был разработан правильно и может быть использован в работе воспитателями ДОО и педагогами дополнительного образования, а также родителями воспитанников для ознакомления детей с профессиями.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры как
средства расширения представлений дошкольников о мире профессий

1.1. Психолого-педагогические аспекты формирования
представлений детей дошкольного возраста о профессиях

Актуальность деятельности по ознакомлению детей с профессиями и трудовыми функциями взрослых доказана
федеральными государственными стандартами образования к структуре непосредственно образовательной деятельности, определяющие суть психолого-педагогической деятельности по изучению образовательных сфер [9]. В соответствии с федеральными государственными стандартами образования сущность
образовательной области «Труд»
нацелено на достижение цели образования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

1. трудовое воспитание;

2. развитие ценностного отношения к собственной деятельности, а также
непосредственно к деятельности других людей и ее результатам;

3. образование основных
представлений о деятельности взрослых, его
положения в обществе и жизни
людей».

Организация представлений о важности трудовой
деятельности взрослых требует
наличия у детей, конкретных понятий,
что в каждом определенном процессе
достигается результат, который
имеет конкретное назначение – удовлетворять необходимую потребность.

Знакомство с трудом взрослых имеет важное значение для создание у детей первоначальных представлений о значимости профессий
и роли труда в жизни общества. Стоит отметить, что необходимо четко спланировать руководство процессом формирования у детей знаний о трудовой
деятельности взрослых.

Формирование у детей знаний о труде взрослых
и их профессиями должно происходить не на уровне единичной практической задачи, а на уровне целостного органического процесса [20].

Деятельность ДОУ в данной сфере, организуется с учетом принципа интеграции области образования в зависимости от возрастных особенностях и возможностях детей.

Виды интеграции образовательной области «Труд»

По содержанию и задачам психолого-педагогической работы:

· Коммуникация
– формирование свободного общения с детьми и
взрослыми в ходе труда, ознакомление с трудом взрослых;

· Познание – создание единой картины мира и увеличение кругозора в области
представлений о трудовой
деятельности взрослых, детей;

· Безопасность – обучение основам
безопасности своей жизнедеятельности в ходе осуществления трудовой
функций;

· Социализация – развитие начальных
представлений о себе, семье, гендерных
особенностях, государстве и социуме, овладение
общепринятых правил и норм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в процессе развития
детского труда и представлений о деятельности взрослых,

· Физическая культура
– формирование физических качеств детей в ходе
овладения разных форм труда.

· По средствам
оптимизации и организации образовательного процесса:

· Изучение художественной литературы, употребление художественных произведений для развития
ценностных представлений, которые
связанные с трудом взрослых и детей;

· Музыка – применение музыкальных произведений,

· Художественное творчество – эксплуатация предметов
продуктивной работы детей для углубления содержания сферы «Труд».

Возможность интегрированного подхода

Интегративный подход предоставляет возможность формировать совместно
несколько сфер личности
ребенка: эмоциональную, познавательную и практическую.
Информирование детей с профессиями на принципе интегративного подхода допускает возможность осуществлять различные виды труда, подчиненные единой задачей – изучению разных профессией.

Данная деятельность осуществляется через следующие виды деятельности:

1. Совместная работа
взрослого с детьми:

· через
НОД, которая осуществляется в ходе проведения разного вида детской деятельности: коммуникативной, познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);

· через
образовательную деятельность, которая осуществляется в процессе режимных моментов (рассматривание иллюстраций,
наблюдения, чтение художественной литературы, экскурсии, игровая
деятельность: настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры и так далее).

2. Самостоятельную деятельность детей

При формировании процесса
образования с детьми применяются различные
формы работы, такие как:

· четко сформированная образовательная деятельность;

· коллективный труд взрослого и ребенка, проведение трудовых практических
действий;

· индивидуальная работа
ребенка;

· познавательно-исследовательская,
расчетная деятельность ребенка;

· наблюдения за деятельностью взрослых;

· коммуникативная работа;

· прочтение художественной литературы;

· художественно-творческая работа;

· развлекательно-игровая деятельность;

· исследование объектов
познания на их моделях;

· четко спланированные экскурсии и прогулки
;

· встречи со специалистами разных профессий;

· непосредственно личный
пример взрослых, окружающих детей.

Алгоритм знакомства детей, дошкольного возраста. Знакомство данной категории детей с деятельность взрослых ставит своей целью обеспечить детям определенный набор представлений и знаний о профессии по схеме:

1. Карточки-символы   (пиктограммы,   которые   непосредственно помогают ребенку сочинить рассказ
о конкретной профессии по
схеме;

2. Наглядное формирование педагогической ситуации

3. Карусель детских
вопросов

4. Игра.

Младшие дети, дошкольного возраста знакомятся с деятельность взрослых на примере наблюдений за трудовыми функциями (профессии в детском саду), а старшие дети, дошкольного
возраста больше увлекаются профессиями,
которые наблюдают за периметром детского учреждения. При осуществлении деятельности детского сада присутствуют свои
сложности в организации трудового
воспитания: большая часть деятельности взрослых происходит не на глазах у детей, существует множество ограничений наблюдения за деятельностью взрослых.
Поэтому требуется искать формы и пути
приближения детей данного возраста к деятельности взрослых, показав его значимость обществу,
трудовых действий, сущность
деятельности, результатов труда, установить факторы
более действенного воздействия трудовой деятельности взрослых на образование ярких
представлений о ней [6].

Самые действенные способы, по моему мнению, является знакомство с деятельностью взрослых с помощью
наблюдения за их трудовым процессом, а также беседы, экскурсии, и встречи с представителями профессий, обеспечивающих большую ясность представлений, а также
непосредственно действенность
познаний, которые были приобретены детьми. Но стоит все же отметить, сто наглядное восприятие требует разъяснения. В ходе продолжительных бесед, с помощью
повествования воспитателя закрепляются, уточняются и дополняются сведения, которые непосредственно были полученные в течение наблюдений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы