Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Социальный педагог

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему 1, Исследования психологических особенностей подростков с девиантным поведением

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
Глaвa 1. Теоретическое исследование психологических
особенностей подростков с девиантным поведением. 7
1.1 Сущность дeвиaнтнoгo пoвeдeния. 7
1.2 Классификация и структура девиантного поведения. 9
Глaвa 2. Эмпирическое исследование психологических
особенностей подростков с девиантным поведением. 24
2.1. Процедура исследования. 24
2.2. Peзультaты иccлeдoвaния. 27
2.3. Практические рекомендации по peзультaтам исследования. 34
Заключение. 39
Список использованных источников литературы.. 41

  

Введение:

 

Актуальность данной работы определена несколькими
обстоятельствами, которые характеризуют современное положение общепсихологических представлений об девиантном поведении в
подростковом возрасте в целом, а также крайний вариант его проявления — суицид.
Несмотря на то, что на данный момент в психологической науке накоплено
достаточный теоретический анализ и экспериментального материала, которые
касаются темы нашей работы, данное явление все еще не в достаточной степени
проработан методологически и требуются дополнительные разработки в
психологической науке по девиантному поведению в подростковом периоде.

Проявления девиантного поведения — это феномен сугубо
антропологический и существующий ровно столько же, сколько существует  человек. В конкретном смысле уровень
распространения данного феномена показывает в полной степени состояние общества
на данном этапе, его психологическое здоровье. Заметное увеличение числа
суицидов, как крайней формы аутоагрессии, отмечается сегодня во всем мире и, в
частности, в России. К примеру, по данным Всемирной Организации
Здравоохранения, число суицидов начиная от 14 до 25 лет за последние 15 лет во
мире стало больше в два раза, а в России увеличение в три раза[1].

Данное явление можно также объяснить тем, что происходящие в
политические, экономические, социальные, духовные глобальные перестройки в
данных сферах нашей жизни могут вести за собой радикальные изменения и
требования, которые предъявляются к человеку на сегодняшний день, которые, в
свою очередь, приводят к внутреннему диссонансу и росту психологического
напряжения. Это может привести к экзистенциальному вакууму и потере смысла
жизни. Наиболее сензитивным к данным процессам является подростковый период,
протекающий в био-психо-социальной эволюции.

Проблемами аутоагрессии и социально-психологической адаптации
подростков занимались в различных аспектах ряд исследователей. Так, к примеру,
проблемой мотивации девиантного поведения исследовали зарубежные и
отечественные ученые, данная проблематика была отражена в работах А.Г. Амбрумовой, X.
Виттчен, С. Канетто, Г.Я.Пилягиной, А.А. Реан, В.А. Тихоненко, Э.Шнейдмана и др. Исследованием
аффективных состояний, которые приводят к девиантному поведению нашло отражение
в работах Д. Вебера, К.И. Каплана, К.Леонгарда, А.Е. Личко, И.В. Поляковой, Е.
Ренберга, К. Шнайдера и др. Возрастные особенности, которые связаны с девиантным
поведением было в исследованиях А.А. Александрова, Л.И.Божович, А.И. Захарова, С.А.
Игумнова, Д.Я. Исаева, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, и др.

На сегодняшний день актуальной предстает задача для
обнаружения общепсихологических закономерностей в девиантном поведении.

Таким образом, для исследования девиантного поведения мы
определили объект и предмет исследования.

Объект исследования —  девиантное
поведение личности. Предметом исследования является взаимосвязь личностных
особенностей и девиантного поведения.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь личностных
особенностей и девиантного поведения у подростков.

Цель работы состоит в исследовании психологических
особенностей подростков и девиантного поведения.

Для достижения указанной
цели нам были поставлены следующие задачи:

1) Провести теоретический анализ основных
концепций к проблеме психологических особенностей и девиантного поведения у
подростков;

2) Провести эмпирическое исследование
психологических особенностей и девиантного поведения у подростков;

3) С учетом выявленных психологических
особенностей девиантного поведения у подростков разработать практические
рекомендации для психопрофилактических и
психокоррекционных мер.

Исходным теоретико-методологическим основанием в исследовании
выступили работы Б.Г. Ананьева, В.М. Бехтерева, Б.Ф. Ломова и др., где проанализированы
принципы системных подходов в исследовании структур и детерминаций сложных
психологических явлений. Были рассмотрены принципы социальной детерминации
психики в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др., принципы детерминизма и
деятельностной обусловленности психологических феноменов в работах К.А.
Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева.

Таким
образом, мы полагаем о том, что исследование психологических особенностей
и девиантного поведения у подростков, а также определение причин,
которые обуславливают формирование девиантного поведения, имеет большое
значение как в теоретическом, так и в эмпирическом плане.

Методы
исследования:

Для
проверки гипотезы, реализации цели и задач исследования использовался комплекс
методов: анализ и систематизация подходов в отечественной и зарубежной научной
литературе, методы психодиагностического исследования, статистический метод
обработки данных – U-критерий
Манна-Уитни, а также были рассчитаны среднеарифметические показатели выборки с
помощью  программы Microsoft Excel для Windows.

Эмпирическая база исследования:
исследование проводилось в Центре социально-психологической
помощи «Доверие».

 В качестве
основных психодиагностических тестов в нашей работе были
использованы:

1) Методика акцентуаций характера К. Леонгарда, позволяющая определить типы
акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера;

2) Методика
по выявлению агрессивности и враждебности А. Басса и А. Дарки, которая выявляет
наиболее характерные для обследуемых формы агрессии и враждебные реакции;

3) Методика дифференциальной диагностики
депрессивных состояний В. Зунга, позволяющая оценить эмоциональное состояние.

Полученные
результаты исследования представлены репрезентативностью выборки, а также
комплексным подбором стандартизированных методик, проведением количественной и
качественной обработки материалов с использованием методом статистического
анализа.

Данные работы могут быть применены в организации
психологической помощи подростков: в просветительской, консультативной и
коррекционной работе. Разработанные и реализованные методы исследования
психологических особенностей и девиантного поведения у подростков могут быть
включены в комплекс методов прикладной психологии и использованы для
психодиагностического обследования практическими психологами. Теоретический и
эмпирический материал работы может быть использован в учебных курсах
педагогической, возрастной, социальной психологии, в учебных курсах, связанных
с девиантным поведением [1] Карл Ясперс Общая психопатология.
– М.: Практика, 1997.  – 1056 с

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Глaвa 1. Теоретическое
исследование психологических особенностей подростков с
девиантным поведением

1.1 Сущность
дeвиaнтнoгo пoвeдeния Девиантное  поведение определяется как поведение,
нарушающее установленные в социуме нормы и правила. В последние годы такое
поведение приняло массовый характер, в результате чего эта проблема встала в
центре внимания и большинства социальных педагогов, психологов, медицинских
работников и работников правоохранительных органов.

Для решения данной проблемы следует
провести анализ основных причин, условий и факторов, которые способствуют
развитию этого явления в социуме. В первую очередь необходимо определить
сущность социальных норм и отклонений от этих норм.

В
психологии девиантного поведения главное значение отдают исследованию специфических
параметров девиантного поведения человека, которое заключается в намеренном,
как осознаваемой или не всегда осознаваемой активности человека, и направленном
причинении ущерба самому себе. Психологически это может выражаться в
физическом или психологическом вреде нормальной жизнедеятельности человека, и чаще
всего, относится к видам психологических защит.

К
примеру, данное явление было рассмотрено Карлом Ясперсом, который подчеркивал,
тот факт, что  феноменологической и
экзистенциальной  причиной девиантного
поведения является неспособность индивида к социальной адаптации и неудачи в
межличностном взаимодействии в собственном микросоциуме, Ясперс полагал, что
присутствие явления аутоагрессии напрямую связано с особенностью восприятия
другой личности[1].

По
мнению Н.В. Агазаде, который указывал на то, что природа аутоагрессии, заключается
в особом проявлении самообвинения, самоунижения, нанесении самому себе
физических повреждений различного уровня тяжести, иногда это может доходить до самоубийства. Общими
являются саморазрушительные виды поведения, которые объединяют различные формы социальных
патологий и поведения, к примеру, алкоголизм, употребление наркотиков, определенные
виды сексуального поведения, выбор экстремального вида спорта и специальностей[2].

В такой концепции, получившей
название «социальная адаптация»  явление
аутоагрессии может проявляться в различных видах дезадаптивного поведения и
реакций на различные отрицательные в физическом и психологическом уровне
жизненных ситуаций, которые вызывают стресс, фрустрации и другие негативные состояния[3].

Исследование явления аутоагрессии в медицинской
и психологии девиантного поведения наблюдается значительное многообразие видов
и вариантов проявлений девиантного поведения. Под внешним
видом аутоагрессия заключается в широком континууме поведенческих реакций, от «очень
хорошего», данное определение предложил Д. Винникот, и приводящее к деструктивному
физическому и психологическому повреждению.

В данных
случаях девиантное поведение понимается как форма агрессивного, где субъекты и
объекты действий совпадают.

Небольшой
исторический обзор возникновения феномена аутоагрессии на протяжении многих
веков относит свое внимание на тот факт, что аутоагрессия — это  не характерная черта только какого-то конкретного
периода времени или каких-либо обособленных социальных групп. [1] Масагутов Р.M. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии
у подростков // Вопросы психологии, — 2003, — №3 – С. 8-11 [2] Ковалев П.А. Возрастно-половые
особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и
агрессивного поведения: Автореф. Канд. Дисс. – СПб., 1996. 679 с [3] Немировский Д.Э. Мотивы
противоправных действий молодежи // Социс, 1992. — № 3

 

Фрагмент текста работы:

 

Глaвa 1. Теоретическое
исследование психологических особенностей подростков с
девиантным поведением

1.1 Сущность
дeвиaнтнoгo пoвeдeния Девиантное  поведение определяется как поведение,
нарушающее установленные в социуме нормы и правила. В последние годы такое
поведение приняло массовый характер, в результате чего эта проблема встала в
центре внимания и большинства социальных педагогов, психологов, медицинских
работников и работников правоохранительных органов.

Для решения данной проблемы следует
провести анализ основных причин, условий и факторов, которые способствуют
развитию этого явления в социуме. В первую очередь необходимо определить
сущность социальных норм и отклонений от этих норм.

В
психологии девиантного поведения главное значение отдают исследованию специфических
параметров девиантного поведения человека, которое заключается в намеренном,
как осознаваемой или не всегда осознаваемой активности человека, и направленном
причинении ущерба самому себе. Психологически это может выражаться в
физическом или психологическом вреде нормальной жизнедеятельности человека, и чаще
всего, относится к видам психологических защит.

К
примеру, данное явление было рассмотрено Карлом Ясперсом, который подчеркивал,
тот факт, что  феноменологической и
экзистенциальной  причиной девиантного
поведения является неспособность индивида к социальной адаптации и неудачи в
межличностном взаимодействии в собственном микросоциуме, Ясперс полагал, что
присутствие явления аутоагрессии напрямую связано с особенностью восприятия
другой личности[1].

По
мнению Н.В. Агазаде, который указывал на то, что природа аутоагрессии, заключается
в особом проявлении самообвинения, самоунижения, нанесении самому себе
физических повреждений различного уровня тяжести, иногда это может доходить до самоубийства. Общими
являются саморазрушительные виды поведения, которые объединяют различные формы социальных
патологий и поведения, к примеру, алкоголизм, употребление наркотиков, определенные
виды сексуального поведения, выбор экстремального вида спорта и специальностей[2].

В такой концепции, получившей
название «социальная адаптация»  явление
аутоагрессии может проявляться в различных видах дезадаптивного поведения и
реакций на различные отрицательные в физическом и психологическом уровне
жизненных ситуаций, которые вызывают стресс, фрустрации и другие негативные состояния[3].

Исследование явления аутоагрессии в медицинской
и психологии девиантного поведения наблюдается значительное многообразие видов
и вариантов проявлений девиантного поведения. Под внешним
видом аутоагрессия заключается в широком континууме поведенческих реакций, от «очень
хорошего», данное определение предложил Д. Винникот, и приводящее к деструктивному
физическому и психологическому повреждению.

В данных
случаях девиантное поведение понимается как форма агрессивного, где субъекты и
объекты действий совпадают.

Небольшой
исторический обзор возникновения феномена аутоагрессии на протяжении многих
веков относит свое внимание на тот факт, что аутоагрессия — это  не характерная черта только какого-то конкретного
периода времени или каких-либо обособленных социальных групп. [1] Масагутов Р.M. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии
у подростков // Вопросы психологии, — 2003, — №3 – С. 8-11 [2] Ковалев П.А. Возрастно-половые
особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и
агрессивного поведения: Автореф. Канд. Дисс. – СПб., 1996. 679 с [3] Немировский Д.Э. Мотивы
противоправных действий молодежи // Социс, 1992. — № 3

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы