Словарь терминов

Основы философии

Средневековая философия начинает свой отсчет с проповеди христианства. Первыми работами в рамках этой философии следует считать Евангелия и Послания Святых Апостолов. Однако необходимо отметить, что эти источники являются частью Святой Библии, поэтому их не корректно рассматривать как философские трактаты — они принадлежат к области религиозного мышления, а не научного.

Эти тексты считаются непререкаемым авторитетом, на них ссылались при обосновании своей точки зрения, как на высшую инстанцию. Аргументировать свой тезис ссылкой на Писание – значило полностью подтвердить его. Поэтому Евангелия и Послания следует считать не первыми философскими трудами, которые положили начало новой, отличной от античной, философии, а эталоном, на который равнялась вся последующая философская мысль[1].

Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее,  есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые впоследствии составят основу средневековой философии. Период возникновения средневековой философии — I-IVвек н.э.[2]

Философия  Средних веков раскрывает нам новый тип философствования: новый ракурс постановки и новый способ осмысления уже ставших традиционными для грекоримской философии проблем о предельных основаниях всего существующего, о возможности познать истину, о цели жизни человека. Это длительный по времени, неоднородный , иногда даже противоречивый по содержанию период бытования философской мысли. В гражданской истории наименование «Средние века» обозначает период с V по XV вв., и сама длительность этого периода уже свидетельствует о неоднородности составляющих его событий.

Название «Средние века» возникает в Новое время и является скорее фактом его самосознания, чем адекватным осмыслением средних веков, с точки зрения историографии всего лишь этапа между Античностью (древностью) и Новым временем. Перенесение такого «исторического стереотипа» на формирование философской мысли данного периода многое скрывает в ее реальной динамике и особенно в актуализации ее значимости для самосознания других эпох.

Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия – это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. Тема бога не является чуждой для философии. Поиски единого очень часто приводят к теме бога. В религиозных воззрениях, равно как и в любых других воззрениях, всегда содержатся философские идеи.

Величие это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных мудрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, например для детей.

Научные работы на тему «Основы философии»

Нужна помощь
в написании работы?
Оставьте заявку и мы свяжемся в ближайшее время, уточним нюансы и сообщим стоимость.
Если стоимость устроит — сможете сделать заказ.
Оставьте заявку и мы свяжемся в ближайшее время, уточним нюансы и сообщим стоимость.
Если она вас устроит — сможете сделать заказ.
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных