Словарь терминов

Историческое формирование культурных традиций Японии

Уже в эпоху Дзёмон выделяются два культурных комплекса: на острове Кюсю и в районе Кинай. Племена Кюсю отличались своей воинственностью, центральное место в их верованиях занимал культ оружия. В погребениях и на местах религиозных обрядов этих племен находят большое количество мечей.

В Кинае развивалось общество земледельцев с довольно высокоразвитым сельским хозяйством. Во главе племен Кинай стояли не военные вожди, а жрецы — хофури.

Поворотным моментом в культуре Японии является процесс объединения Киная и Кюсю и возникновение единой культуры Ямато, которая распространяется по всей стране и превращается в действительно общеяпонскую культуру.

Середина шестого века — новая стадия общественного и культурного развития в Японии. Появляются первые литературные произведения, новые виды архитектуры и изобразительного искусства. Во многом, эти перемены происходят благодаря сближению Японии с другими странами, а именно с Китаем и Кореей. Начало использования иероглифической письменности открывает доступ к китайской литературе, а корейские переселенцы способствуют развитию в Японии шелководства и ткачества, производства оружия, керамики, украшений.

Золотым веком японской культуры принято считать период Хэйан 9-12 века. Это время расцвета изысканной японской культуры, создавшей неповторимые и самобытные творения поэзии, прозы, архитектуры и живописи.

В это время создаются шедевры статуй Будды, в религиозной живописи — картинное изображение буддийских божеств — мандала.

Рубеж 12-13 веков ознаменовался формированием в Японии феодальной иерархии, приведшей к зависимости дружинников — крестьян от крупных землевладельцев. Эти отношения имеют свои этические основы, выраженные в феодальном кодексе чести и морали, названном бусидо –«путь воина». Бусидо оказывает влияние на весь дух средневековой японской культуры, представляя собой систему взглядов и норм поведения самурая. Поскольку сами самураи, в большой степени, были выходцами из народа, культура этого периода утрачивает свою рафинированность, присущую аристократии, в ней появляются народные образы, наделяя произведения литературы, живописи и скульптуры мощью и убедительностью.

Усиливается интерес к подлинным историческим личностям, человеку, природе. В религии приветствуются воспитание преданности, духовная стойкость и жертвенность.

Непрекращающиеся междоусобные войны становятся тормозом, как в экономическом, так и в культурном развитии Японии следующего периода 14-16 веков. На рубеже семнадцатого столетия расширяется связь с внешним миром, в Японию начинают проникать образцы европейской культуры. Происходит переосмысление духовных ценностей. В искусстве происходит переход от религиозного восприятия мира к миру реальному, центром которого является человек. Архитектура приобретает светский характер, уделяя больше внимания постройкам дворцовых и замковых комплексов.

 

Важным составным элементом каждой культуры является язык. Японский язык в этом смысле не исключение, а, наоборот, яркое подтверждение этого правила. Как пишет М.В. Алпатов: «Родство языков и близость культур совпадают очень часто: и славянские, и германские, и тюркские народы имеют немало культурных сходств. А с родственными связями японского языка до сих пор не всё ясно»[1].

Японский язык своеобразен как в произношении, так и в написании. Сама концепция иероглифов имеет довольно сложную структуру, в основе которой лежат три вида иероглифов: китайское кандзи, слоговая азбука катакана и хирагана. Несмотря на то, что система иероглифов основана на древнекитайской корневой основе, путем добавления японских слогов, появилось особое чтение иероглифов. Так сформировался особый классический японский язык, давший толчок к активному развитию японской литературы.

Нужна помощь
в написании работы?
Оставьте заявку и мы свяжемся в ближайшее время, уточним нюансы и сообщим стоимость.
Если стоимость устроит — сможете сделать заказ.
Оставьте заявку и мы свяжемся в ближайшее время, уточним нюансы и сообщим стоимость.
Если она вас устроит — сможете сделать заказ.
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных