Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование процесса организации социальной защиты населения в муниципальном образовании

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1 Сущность и основное содержание социальной защиты населения Российской Федерации 5
1.2 Законодательные основы социальной защиты населения Российской Федерации 10
1.3 Организация социальной защиты населения на муниципальном уровне 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАЦИИ АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 21
2.1 Организация управления социальной защитой в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга 21
2.2 Характеристика применяемых методов и форм социальной защиты населения 25
2.3 Социальные технологии поддержки населения в центрах социального обслуживания Адмиралтейского района 32
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В АДМИРАЛТЕЙСКОМ РАЙОНЕ 42
3.1 Перспективные направления в сфере реализации мер государственной поддержки социально незащищенных слоев населения 42
3.2 Рекомендации по совершенствованию процесса организации социальной защиты населения Адмиралтейского района 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 — Основные проекты в сфере социальной защиты населения, реализуемые на территории Адмиралтейского района 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 — План проведения информационных дней для населения 67

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Социальная защита является функцией правового государства и обусловлена создаваемыми государством правовыми, экономическими и организационными мерами, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми. В основе социальной защиты лежит социальное обеспечение, которое является одной из форм социальной защиты населения. Право на гарантию социальной защиты закреплено в Конституции РФ.
Актуальной потребностью в развитии общества является создание возможностей для самообеспечения трудоспособных категорий малообеспеченных и формирование эффективной системы выплат для социально уязвимых слоев населения.
В настоящее время социальная защита населения не только выполняет роль социальной компенсации малообеспеченным, но и является определенным противовесом в условиях быстро растущего имущественного неравенства. Этим и определяется актуальность темы исследования.
Объект исследования: социальная защита населения муниципального образования.
Предмет исследования: совершенствование социальной защиты населения в муниципальном образовании – Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Цель работы: разработать мероприятия по совершенствованию процесса организации социальной защиты населения в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Задачи, поставленные в работе:
1. Изучить сущность и основное содержание социальной защиты населения Российской Федерации
2. Исследовать законодательные основы социальной защиты населения Российской Федерации
3. Рассмотреть организацию социальной защиты населения на муниципальном уровне
4. Изучить организацию управления социальной защитой в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
5. Охарактеризовать применяемые методы и формы социальной защиты населения.
6. Изучить социальные технологии поддержки населения в центрах социального обслуживания Адмиралтейского района.
7. Определить перспективные направления в сфере реализации мер государственной поддержки социально незащищенных слоев населения.
8. Выработать рекомендации по совершенствованию процесса организации социальной защиты населения Адмиралтейского района.
В качестве методологических и теоретических основ исследования использования следующие методы: системный и статистический, аналитический метод, метод экспертных оценок.
Практическая значимость исследования заключается в выработке мероприятий по совершенствованию организации социальной защиты, применительно к конкретным проблемам, сложившимся в Адмиралтейском районе Снкт-Петербурга.
Теоретической базой исследования являются нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность органов социальной защиты населения на государственном уровне, региональном и муниципальном уровне, а также специальная литература по теме дипломного исследования таких авторов, как Холостова Е.И., Басов Н.Ф., Зарецкий А.Д., Киселев В.В., Шайхатдинов В.Ш. др.
Объём и структура работы. Выпускная работа состоит из введения, трёх глав, содержащих основные результаты исследования, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное в первой главе теоретическое исследование позволяет сделать выводы о том. что социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Сущность социальной защиты состоит в обеспечении на законодательном уровне политических, социальных, экономических, и иных прав, интересов и свобод граждан.
Социальная помощь населению оказывается на основании конституционно-правовых установках и гарантиях, провозглашенных Конституцией Российской Федерации и получивших затем свое развитие в законах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также нормативно-правовых актах местных органов управления.
В России система социальной защиты населения носит адресный характер. В рамках государственной социальной помощи осуществляется предоставление компенсаций, социальных пособий, субсидий, жизненно необходимых благ малоимущим семьям и одиноким гражданам за счет средств бюджета Российской Федерации. Критерием для получения государственной помощи является доход ниже величины прожиточного минимума, который установлен в конкретном субъекте Российской Федерации для разных социально-демографических групп.
В управлении социальной защитой активно используется программно — целевой метод управления на всех уровнях от федерального до муниципального.
Муниципальные отделы социальной защиты населения организуют точную адресную поддержку самых разных групп населения: пожилых и одиноких граждан, безнадзорных детей, инвалидов малообеспеченных семей, семей с детьми, лиц, подвергшихся насилию, лиц без определенного места жительства и др., кроме того организуется оказание помощи психологической, педагогической и медицинской молодежи с девиантным поведением и др.
Подводя итоги проведенного исследования организации социальной
защиты населения в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, можно сделать выводы.
Отдел социальной защиты населения является территориальным отделом Комитета социальной политики администрации Санкт-Петербурга.
Отделом социальной защиты населения Адмиралтейского района реализуется большой комплекс мер социальной защиты для различных категорий населения. Все меры социальной защиты реализуются в рамках действующего федерального законодательства и законодательства города Санкт-Петербурга.
Действующая в Санкт-Петербурге система государственной социальной помощи многообразна. Она включает в себя денежные выплаты в виде пенсий, пособий, компенсаций и материальной помощи, а также натуральные виды помощи (вещевую и продуктовую), предоставление льгот при оплате жилья, коммунальных услуг, проезде на городском и пригородном транспорте, оказание различных видов социальных услуг (консультационных, реабилитационных, адаптационных) как в учреждениях, так и на дому.
Количество различных видов услуг велико, получение каждого вида помощи имеет свои правила оформления. В этой связи информированность жителей города становится одной из важнейших задач социальной защиты населения.
Организация социального обслуживания на территории Адмиралтейского района осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Законом Санкт-Петербурга № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге».
Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями Центров социального обслуживания.
Предоставление социальных услуг может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме
полустационарного обслуживания.
Предоставление социальных услуг получателям социальных услуг осуществлялось с учетом их индивидуальных потребностей, указанных в индивидуальной программе предоставления социальных услуг в рамках утвержденных порядков предоставления социальных услуг.
Важное значение придается развитию социальных услуг с привлечением некоммерческих социально-ориентированных организаций.
Важное значение придается развитию социальных услуг с привлечением некоммерческих социально-ориентированных организаций.
Не смотря на огромный перечень мер социальной защиты и форм социального обслуживания, реализуемых в Адмиралтейском районе, можно выделить следующие проблемы:
— не достаточное развитие некоммерческих организаций социального обслуживания;
— сложность и поиске информации о видах предоставляемых услуг, их стоимости;
— отсутствие возможности оценки деятельности органов социальной защиты со стороны получателей услуг.
В работе предложены перспективные направления в сфере реализации мер государственной поддержки социально незащищенных слоев населения — использование государственно-частное партнерства, внедрение новых форм социального обслуживания.
Для улучшения социальной защиты населения предложено помещение одиноких пожилых людей и престарелых в патронатные семьи. Основная задача этого вида социального обслуживания — создание для одинокого человека семейного окружения, предоставив ему психологическую реабилитацию и оказание социально-бытовых услуг. «Семья для пожилого»- новая форма социального обслуживания является вариантом решения проблемы жизнеустройства одиноких пожилых людей.
Для улучшения социальной защиты населения предложено помещение
одиноких пожилых людей и престарелых в патронатные семьи. Основная задача этого вида социального обслуживания — создание для одинокого человека семейного окружения, предоставив ему психологическую реабилитацию и оказание социально-бытовых услуг. «Семья для пожилого»- новая форма социального обслуживания является вариантом решения проблемы жизнеустройства одиноких пожилых людей.
Важной составляющей социальной защиты является своевременное и полное доведение информации до заинтересованных категорий населения.
Предлагается открыть специальный портал для населения о мерах социальной защиты, условиях её получения, ориентированный на население, под условным названием «Вектор помощи». В работе подробно описана структура портала.
Для повышения качества социальных услуг предложено проводить оценку качества предоставляемых социальных услуг, для чего использовать специальные терминалы, либо оценку на портале в электронном виде. Предложен механизм проведения оценки. По результатам оценки качества могут применяться административные меры к отличившимся учреждениям, как в положительном, так и в отрицательном смысле.
Для населения предлагается проведение постоянной акции «Поможем друг другу». Когда любой житель может озвучить свои нужды в одежде, реабилитационной технике, бытовой технике, можно попросить помощи посидеть с ребенком или погулять с пожилым человеком, а имеющие свободное время смогут обратить свою помощь нуждающимся в ней.
Для того, чтобы просьба о помощи нашла своего помощника, предлагается информацию публиковать на сайте, где информация может оперативно обновляться.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Сущность и основное содержание социальной защиты населения Российской Федерации
Одним из важнейших направлений государственной политики РФ является социальная защита населения. Центральным субъектом социальной защиты населения выступает государство и его институты, чья роль в данной сфере должна быть направлена на сохранение бескризисного развития страны и благоприятного проживания граждан в своем государстве. Значение государственной политики в сфере социальной защиты населения означает предоставление государством гарантий реализации прав и свобод всем гражданам, особенно наиболее уязвимым и находящимся в сложной жизненной ситуации [30].
Государство законодательно регулирует определенные цели системы социальной поддержки населения и происходит сопоставление декларируемых целей со складывающейся практикой их реализации, что позволяет оценить эффективность проводимой политики в целом. Однако, чтобы иметь возможность производить такую оценку, необходимо иметь доступ к разноплановой информации: о перечне мер социальной поддержки; о численности и степени охвата получателей данными мерами; об объемах финансирования и их размерах; о влиянии данных мер на материальное положение получателей и другой.
По мнению ряда ученых социальная защита населения на государственном уровне включает в себя:
— доступ к необходимой медицинской помощи, включая охрану материнства;
— наличие минимально необходимых доходов для содержания и воспитания детей — обеспечения их питанием, предоставления им возможности посещать учреждения образования, наличие других жизненно необходимых товаров и услуг;
— обеспечение минимально необходимым доходом граждан трудоспособного возраста, которые не могут иметь трудовые доходы из-за болезни, безработицы, беременности или инвалидности;
— обеспечение пожилых людей доходами на гарантированном уровне [31].
Социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста [32].
Токарева Е.А. определяет содержание социальной защиты населения, ее как систему правоотношений, возникающих между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями, страхователями по созданию и обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения посредством предоставления социального обеспечения, охраны труда, охраны здоровья, вознаграждения за труд, содействия занятости, благотворительности, обеспечения жилыми помещениями, обеспечения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, социальной защиты лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф. [43].
Социальная защита населения направлена в первую очередь на предоставление каждому человеку социальных, юридических гарантий и реальных возможностей для реализации его прав на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования, а реализация данных прав неразрывно связанно с нормами Конституции Российской Федерации. Поэтому система социальной защиты населения играет важную роль в реализации задач и целей социальной политики российского государства (является особым механизмом), а ее важнейшей положительной чертой можно назвать принцип всесторонности и многообразия, а её принципы выражают объективные закономерности развития общества и государства в целом [35].
К организационно-правовым формам социальной защиты населения законодатель относит: обязательное государственное страхование, государственное социальное страхование, дополнительное добровольное страхование, пенсионное обеспечение, корпоративное финансирование, частное финансирование, организация занятости населения, обеспечение особо нуждающихся категорий населения социальными пособиями, льготами и некоторые другие. На выделение данных организационно-правовых форм оказывает влияние: круг обеспечиваемых лиц, органы, которые предоставляют это обеспечение, источники и способы формирования фондов для финансирования определенных мероприятий и некоторые другие факторы [32].
К видам социальной защиты населения законодатель относит денежные выплаты (пенсии, пособия, субсидии и другое), натуральные предоставления (медикаменты, продукты питания, одежда, обувь и другое), услуги (медицинские, психологические, в сфере занятости и другое) [31].
Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы:
 совокупность государственных социальных гарантий (универсальных социальных выплат), включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные выплаты);
 традиционные формы социальной помощи (государственной и негосударственной);
 социальное страхование (обязательное и добровольное) [31].
Под системой государственных социальных гарантий, или государственным социальным обеспечением, понимается предоставление минимальных доходов, социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребности с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень гарантий является подвижным в зависимости от конкретно-исторических условий каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования соответствующих социальных расходов [42].
К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой государственные социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в рамках определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды и др.) и обеспечением за счет налогово-бюджетной системы государства [39].
Под социальной помощью как формой социальной защиты населения понимается предоставление денежных выплат, социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом государственной социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже официально установленной черты бедности или величины прожиточного минимума [39].
В расширительном понимании социальная помощь также включает разнообразные формы добровольной общественной (церковь, благотворительные фонды и организации) и гражданской благотворительности различным социально незащищенным группам населения.
Социальное страхование является формой социальной защиты населения от различных социальных страховых рисков, связанных с потерей работы, здоровья, трудоспособности, жизни и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью обязательного социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства [46].
Социальный страховой риск — предполагаемое событие, влекущее ухудшение материального и (или) социального положения массовых групп работающих и иных категорий граждан, на случай наступления, которого осуществляется социальное страхование [37].
Особенность социальных страховых рисков состоит в крупномасштабности их возникновения, зависимости от социально-экономических условий жизни общества и высокой значимости последствий для личности и общества в целом (например, безработица ведет к росту заболеваемости, преступности, распаду семей и т. д.). Наступление соответствующих страховых случаев имеет вероятностный характер.
Важнейшими видами социальных страховых рисков являются: болезнь, производственная травма, профессиональное заболевание, несчастный случай, материнство, безработица, инвалидность, старость и смерть кормильца, а также временная нетрудоспособность, обусловленная другими социальными рисками (болезнь, травма на производстве, бытовой несчастный случай и др.)[37].
Организационно-функциональное обеспечение социальной защиты осуществляется через систему органов управления.
Национальный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики и представлен в современной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежной программой в лице различных комитетов и министерств на уровне государства [40].
Региональный уровень определяется спецификой региона его экономическими, демографическими, природными, климатическими и другими показателями. Особенности регионального уровня выражаются в определенных приоритетах направлений социальной защиты.
Муниципальный уровень выражает специфику разделения сфер управления в системе реализации целей и задач социальной защиты на уровне муниципального образования (например, взаимоотношения отдела народного образования и управления социальной защиты в решении вопросов опеки и попечительства).
Региональный, муниципальный и локальный уровень системы социальной защиты может быть охарактеризован большой степенью вариативности и большим разнообразием типов моделей социальных служб.
Современное правовое государство гарантирует гражданам право на достойный уровень жизни, позволяющий обеспечить граждан едой, жилищем, одеждой, медицинским обслуживанием, необходимым для поддержания здоровья, иметь в случае безработицы, болезни, инвалидности, старости или прочих от человека независимых обстоятельствах право на социальное обеспечение.
Таким образом, социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Сущность социальной защиты состоит в обеспечении на законодательном уровне политических, социальных, экономических, и иных прав, интересов и свобод граждан.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы