Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Сказкотерапия и терапевтическая метафора для работы с эмоциональными проблемами детей дошкольного возраста».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ МЕТАФОРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Теоретический анализ использования метода сказкотерапии в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Понятие терапевтической метафоры 15
1.3. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста 18
1.4. Формы и методы использования сказкотерапии и терапевтической метафоры для работы с эмоциональными проблемами детей дошкольного возраста 29
Выводы по I главе 38
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ МЕТАФОРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Результаты диагностики эмоциональных проблем детей дошкольного возраста 42
2.3. Преодоление эмоциональных проблем детей дошкольного возраста методом сказкотерапии и терапевтической метафоры 51
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы 58
Выводы по II главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 72

  

Введение:

 

На сегодняшний день проблема укрепления и развития психического здоровья детей становится все более очевидной из-за наблюдаемого роста функциональных расстройств и нервно-психических заболеваний среди детского населения, что требует широких психокоррекционных и профилактических мер в системе образования.
Наиболее подвержены различным отрицательным воздействиям дети дошкольного возраста. За последние годы, по данным специальных экспериментальных исследований, самыми распространёнными явлениями у детей выявлены страхи и тревожность (В.И. Гарбузов, И.В. Дубровина, Е.Б. Ковалёва, А.И. Захаров и другие).
Актуальность темы исследования. Сегодня в психолого-педагогической литературе актуальным остается вопрос о значении переживания и восприятия сказки, а также воздействии терапевтической метафоры для психического развития ребенка, становления его как личности и раскрытия творческого потенциала. Это связано с открытием совершенно новых возможностей работы со сказкой, что открывается для исследователей и читателей не только как феномен культурологического характера, но как форма духовного опыта человечества, как психологический феномен.
Эти положения нашли отражение в современном методологическом направлении работы со сказкой, которое получило название сказкотерапия. Привлекательность сказкотерапии в качестве метода коррекционной работы психолога заключена в том, что это универсальный способ работы с эмоциональными проблемами на ценностном уровне. В ходе совместной с детьми работы происходит открытие всех тех знаний, которые находятся в душе и являются на данный момент психотерапевтическими. Это процесс непосредственного поиска смысла, расшифровка знаний о нашем мире и системе взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия включает в себя все технологические приемы психокоррекционной работы, в том числе диагностику, развитие индивидуальности и профилактику.
Сказка, ее восприятие и проживание ее нравственного урока — это условие формирования гармоничной личности ребенка, но также она может выступать инструментом для воздействия на эмоциональную сферу детей, которая напрямую связана с воображением.
В старшем дошкольном возрасте проявляются две наиболее важные линии развития и функции воображения. Первая напрямую связана с освоением знаково-символической деятельности, она определяется ролью всех механизмов воображения при овладении ребенком произвольным вниманием, логическим мышлением, памятью. Вторая функция воображения, которая связана с эффективно-познавательной ориентировочно-исследовательской деятельностью, дает возможность ребенку прочувствовать и понять смысл всей человеческой деятельности, собственных действий и поступков окружающих для себя и для других, мысленно обыграть разнообразные варианты действий, а также пережить смысл их последствий. Все это связано с формированием конкретного осмысленного эмоционального отношения ребенка к окружающему, что составляет его нравственную сферу.
Коррекция эмоциональных проблем у детей может осуществляться посредством арттерапии, игротерапии, психоэлевации, куклотерапии, индивидидуально-групповых занятий, терапевтической метафоры, методом сказкотерапии, улучшения детско-родительских отношений.
Из вышеперечисленных методов сегодня особенно актуальны метод сказкотерапии и терапевтические метафоры. Сказкотерапия — это самый древний метод практической психологии, а также один из самых молодых методов в научной современной практике. Методики сказкотерапии и терапевтической метафоры привлекательны тем, что имеют немного ограничений в сравнении с другими подходами.

Проблема исследования: каковы педагогические условия применения сказкотерапии и терапевтической метафоры для коррекции эмоциональных проблем детей дошкольного возраста?
Цель исследования: Изучение эффективности практического применения сказкотерапии и терапевтической метафоры в коррекционной работе эмоциональных проблем детей дошкольного возраста.
Объект исследования: метод сказкотерапии и терапевтической метафоры.
Предмет исследования: коррекционные возможности методов сказкотерапии и терапевтической метафоры в работе с эмоциональными проблемами детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение сказкотерапии и терапевтической метафоры способствует снижению эмоциональных проблем в поведении детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной нами цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования, необходимо выполнить следующие задачи:
1) Произвести анализ использования метода сказкотерапии в психолого-педагогической литературе;
2) Рассмотреть понятие терапевтической метафоры;
3) Выявить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста;
4) Определить наиболее эффективные формы и методы использования сказкотерапии и терапевтической метафоры для работы с эмоциональными проблемами детей дошкольного возраста;
5) Провести диагностику эмоциональных проблем детей дошкольного возраста;
6) Описать систему работы по преодолению эмоциональных проблем детей дошкольного возраста методом сказкотерапии и терапевтической метафоры;
7) Проанализировать полученные результаты.
Методологическая основа исследования: известные отечественные и зарубежные психологи обращались к сказкам: Э. Берн, Э. Фромм, Э. Гарднер, М. Осорина, И.В. Вачков, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Е. Лисина и другие. Р.М. Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам. Опыт работы и исследования Л.С. Выготского, Б. Беттельхейма, Д.Б. Эльконина; терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Берна, Э. Фромма; идеи М.-Л. фон Франц и К.-Г. Юнга; позитивная терапия историями и притчами Н. Пезешкяна. Работы В. Проппа, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, идеи Е. Романовой, опыт А. Захарова.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методы сказкотерапия и теоретической метафоры, уже имеющие глубокое теоретическое обоснование, применяются для работы с определенной проблематикой. Сказки, терапевтические метафоры и истории – это модная на сегодняшний день тема. Психологи, педагоги, психотерапевты различных теоретических ориентаций все чаще используют рассказ, притчу, сказку в своей работе. В исследовании рассмотрены диагностические возможности сказки в целях коррекции и развития личности ребенка.
Теоретическая значимость: определено понятие метода сказкотерапии, терапевтической метафоры, обосновано их применения для диагностики и коррекции эмоциональных проблем ребенка.
База исследования:
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Вопрос актуальности исследования изучения эмоциональных проблем дошкольников является актуальным и достаточно острым, так как многие дети подвергаются негативным эмоциональным воздействиям, что может сказаться на их жизни и дальнейшем развитии.
Проведенное теоретическое исследование показало, что многие психологи стали отмечать, что детям с эмоциональными проблемами можно помочь при помощи использования методов сказкотерапии и терапевтической метафоры.
Сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, это синтез многих достижений педагогики, психотерапии, философии и психологии разных культур. Сказкотерапия – это в то же время терапия средой, особой сказочной обстановкой, где могут проявляться потенциальные части личности.
Использование терапевтической метафоры в качестве способа психологического воздействия на личность человека сегодня особенно бурно обсуждается в научных кругах, так как правильно построенная и озвученная метафора, вызывая различные свободные ассоциации и, касаясь личной жизни какого-либо человека, имеет стойкий и глубокий эффект. Именно поэтому метафору применяют там, где особенно необходим поиск нового понимания, а также новых подходов к решению переживаний человека. Терапевтическая метафора обычно функционирует в следующих позициях: диагностическая, обучающая, релаксирующая, разрешающая.
На протяжении всего развития ребенка возникают новые сложные формы социальных переживаний, такие как сопереживание, содействие другому лицу, сочувствие, необходимые для общения и совместной деятельности, содействие и эмпатийные реакции.
Таким образом, целью исследования было изучение эффективности практического применения сказкотерапии и терапевтической метафоры в коррекционной работе эмоциональных проблем детей дошкольного возраста.
В рамках исследования была сформирована следующая гипотеза: предполагается, что применение сказкотерапии и терапевтической метафоры способствует снижению эмоциональных проблем в поведении детей дошкольного возраста.
Для проведения исследования были выбраны следующие методики:
1) Проективный метод диагностики эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера.
2) Методика «Выбери нужное лицо».
3) Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» (Автор Дж. Бук).
Выбор данного комплекса психологических методик обусловлен тем, что методики являются стандартизированными, валидными и надежными, а также часто применяется в целях изучения личности.
нами было проведено экспериментальное исследование использования сказкотерапии и терапевтической метафоры для работы с эмоциональными проблемами детей дошкольного возраста. Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе мы провели первичную диагностику эмоциональных проблем детей контрольной и экспериментальной групп. Нами были получены неутешительные результаты: дети были подвержены страхам, зачастую испытывали тревожность, раздражение, агрессию, многие испытывали эмоциональное неблагополучие.
Тогда нами было принято решение провести систему занятий, направленных на преодоление эмоциональных проблем детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии и терапевтической метафоры — это был формирующий этап исследования. Детям, несомненно, понравились все наши занятия. Это подтверждалось их неугасаемым любопытством, постоянной заинтересованностью всем происходящим вокруг. Даже самые упрямые ребята, которые часто отказывались выполнять какие-либо задания, охотно принимали участие в прослушивании, сочинении и рассказывании сказок.
Больше всего дошкольникам понравилась театрализованная деятельность. Они с большим азартом и желанием перевоплощались в сказочных персонажей, манипулировали куклами, перенимали характер героев и старались максимально точно скопировать поведение своих персонажей.
На контрольном этапе исследования мы провели повторную диагностику эмоциональных проблем детей по тем же самым методикам, что использовались на констатирующем этапе. Мы получили отличные результаты, которые свидетельствуют об эффективности проведенной нами работы.
Таким образом при проведении эксперимента получились следующие результаты: дети экспериментальной группы во многом избавились от большинства своих страхов, стали менее агрессивны, раздражительны. Они усвоили нормы поведения на занятиях, при общении со сверстниками. Стали более доброжелательными и смелыми.
Гипотеза: применение сказкотерапии и терапевтической метафоры способствует снижению эмоциональных проблем в поведении детей дошкольного возраста – подтверждается.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ МЕТАФОРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Теоретический анализ использования метода сказкотерапии в психолого-педагогической литературе

Для практикующего психолога в работе с детьми особенно важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе наиболее актуальным является вопрос о значении переживания и восприятия сказки в целях психического развития ребенка, раскрытия его творческого потенциала, становления как личности, в силу того, что открываются все новые возможности работы со сказкой. Сказка для исследователей — это не только культурологический феномен, это феномен психологического, духовного опыта человечества.
Данные положения в методологическом направлении работы со сказкой приобрели название сказкотерапия. В психологии — это одно из самых молодых направлений, в основе которого положен один из древнейших способов поддержания человека при помощи слова [5].
В качестве самостоятельного направления в практической психологии сказкотерапия появилась не так давно, и мгновенно приобрела большую популярность. В научном мире сказкотерапия существует лишь 16 лет. Официальной датой основания Института сказкотерапии в России в Санкт-Петербурге считают 1997 год.
В развитии метода сказкотерапии большое влияние оказали работы Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, опыт и исследования Б. Беттельхейма, М.Л. фон Франца, К.Г. Юнга, Ш. Коппа, идеи Э. Гарднера, Э. Фромма, Э. Берна, позитивная терапия притчами Н. Пезешкиана, идеи и психотерапевтические сказки А. Гнездилова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, работы Н. Сакович, И. Вачкова, Н. Киселевой, А. Осиповой.
На сегодняшний день замечается тенденция активного использования метода сказкотерапии, к которому обращаются все больше специалистов: врачи, психологи, педагоги, дефектологи. В связи с этим начали появляться сказкотерапевтические программы Н. Сакович, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А. Лисиной и других. Сказкотерапию как метод стали использовать как детские дошкольные учреждения и школы, так и центры реабилитации инвалидов, детей с разными проблемами в развитии, исправительные учреждения и высшие учебные заведения.
Специалисты, такие как Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [21], Р.М. Ткач [38], Д. Бретт [5] и др. по-разному понимают и идентифицируют этот термин, подразумевая под ним «лечение сказками», то есть психологическую коррекционную работу над проблемой.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева дает следующее определение понятию «сказкотерапия»:
1) Лечение сказками, если мы говорим о совместном с ребенком открытии тех знаний, что живут в душе и в данный момент являются психотерапевтическими;
2) Процесс поиска смысла, объяснения знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;
3) Процесс образования связи между поведением в реальной жизни и сказочными событиями. Это процесс, в котором происходит перенос сказочных смыслов в реальность;
4) Процесс активизации ресурсов, то есть потенциала личности;
5) Процесс экологического воспитания детей;
6) Процесс объективизации тех или иных проблемных ситуаций;
7) Процесс улучшения окружающего мира и внутренней природы;
8) Это терапия средой, своей особой сказочной обстановкой, где могут проявиться потенциальные части личности, что-то нереализованное, может реализоваться мечта; но самое главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны [21].
По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это метод, который использует форму для интеграции личности, расширения сознания, развития творческих способностей, для совершенствования взаимодействия с окружающим нас миром. К сказкам в своем творчестве обращались известные отечественные и зарубежные психологи, такие как Э. Фромм, Э. Гарднер, Э. Берн, Вачков И.В., Е. Лисина, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и многие другие [21].
Сказкотерапию называют «лечением сказкой», так как сказку используют и психологи, и врачи, и педагоги, и каждый из перечисленных специалистов находит в сказке именно тот ресурс, что помогает ему решать именно его профессиональные задачи [8].
Во время рассказанная сказка значит для ребенка столько же, сколько и психологическая консультация для взрослого. Отличие лишь в том, что от детей не требуют делать выводы вслух и анализировать, что же с ним происходит: работа идет на подсознательном уровне [34].
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой отмечает, что сказкотерапия – это не только направление психотерапии, это синтез множества достижений психологии, психотерапии, философии и педагогики разных культур [19].
Также исследователь пишет: «На семинарах по сказкотерапии нам очень часто задают вопросы о том, как нужно работать с конкретными проблемами: энурезом, тиками, страхами, агрессивностью и т.д. Зачастую мы отвечаем всем известной психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной».
В своей книге «Сказкотерапия детских проблем» Ткач Р.М. [38] делит сказки по детским проблемам:
1) Сказки для детей, испытывающих страхи темноты, страх перед медицинским кабинетом и иные страхи;
2) Сказки для агрессивных детей;
3) Сказки для гиперактивных детей;
4) Сказки для детей, которые страдают расстройством поведения с различными физическими проявлениями: проблемы с мочевым пузырем, проблемы с едой и т.д.;
5) Сказки для детей, столкнувшихся с проблемами в семье. К примеру, в случае развода родителей или при появлении нового члена семьи. Когда дети думают, что в другой семье им будет лучше;
6) Сказки для детей, которые потеряли значимых для них людей или любимых животных.
С героями сказок мы учимся различать добро и зло, смелость и трусость, щедрость и жадность, верность и предательство, милосердие и жестокость. Именно такие волшебные истории пробуждали наши фантазии и воображение и помогали переноситься в мир сказки, чтобы вместе с героем противостоять искушениям, постигать житейские истины, находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Слушая сказки, современные дети проходят тот же самый путь обретения опыта и познания мира. Известный австралийский психолог Д. Бретт отмечала, что в волшебных историях дети находят отголоски собственной жизни. Они хотят воспользоваться примером положительного героя для борьбы со своими проблемами и страхами. Кроме того, сказки и рассказы вселяют в ребенка надежду, что особенно важно. Тот ребенок, что лишен надежды или утратил ее, отказывается от борьбы и никогда не сможет добиться успеха [5].
Как правило, в любой сказке присутствуют следующие элементы: герой (герои), конфликт, сюжет и развязка.
Дадим определения понятию «сказкотерапия» в зависимости от области ее использования:
1) Сказкотерапия в качестве инструмента передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у детей особого отношения к миру, что принят у данного социума [39, с. 17];
2) Сказкотерапией называют способ передачи ребенку необходимых моральных правил и норм. Эта информация передается через фольклорные сказки и предания, былины, притчи. Древнейший способ передачи опыта и социализации;
3) Сказкотерапия в качестве инструмента развития. В процессе слушания, обсуждения и придумывания сказки у детей развиваются необходимые для эффективного существования творчество, фантазия. Они усваивают основные механизмы принятия и поиска решений.
О.В. Защеринская рассматривала сказкотерапию в качестве нарратива. Воспринимая и слушая сказки, человек встраивает их в собственный жизненный сценарий, таким образом, формирует его [17, с. 67].
Как подчеркивала Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, процесс познания мира и своих возможностей похож на сказочную дорогу, полную неожиданных приключений и находок. А сказочная история, которая передает жизненный опыт множества поколений, что наполнена удивительными образами, волшебством и тайной, – часто бывает очень короткой дорожкой, по которой можно добраться к внутреннему миру того или иного ребенка, помочь ему понять все «законы» окружающей его действительности. Сказка наиболее близка детям по мироощущению, ведь у них эмоционально-чувственное восприятие мира. Им еще не совсем понятная логика рассуждений взрослых. А сказка не учит напрямую. В ней есть лишь волшебные образы, которыми наслаждается ребенок, определяя тем самым свои симпатии.
У малышей такой процесс особенно ярок, многие просят читать им одну и ту же сказку снова и снова.
Сказкотерапия – это, пожалуй, самый детский метод психологии. Также его можно считать одним из самых древних методов, так как ещё наши предки, воспитывая детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, они рассказывали ему сказку, из которой ребенок понимал смысл поступка. Сказки служили нравственным и моральным законом, они предохраняли детей от различных напастей, учили их жизни. Зная, как влияет сказка на жизнь человека, можно во многом помочь своему ребёнку. Если у него есть любимая сказка, которую он постоянно просит почитать, значит, она затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Сеансы сказкотерапии помогут понять, что больше всего привлекает ребенка в сюжете, какой из героев ему нравится больше всех, почему он выбирает конкретно эту сказку. Со временем пристрастие к какой-либо сказке у ребенка меняется, и это значит, что малыш развивается, растет и ставит перед собой совершенно новые жизненные вопросы. Многочисленные исследования психологов доказывают, что в любимых сказках запрограммирована вся жизнь ребенка. «Расскажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты» – так переформулировали известную пословицу психоаналитики.
Привлекательность сказкотерапии в качестве метода коррекционной работы психолога связана с тем, что это наиболее универсальный способ работы с различными психологическими и эмоциональными проблемами на ценностном уровне. По ходу совместной с детьми работы происходит открытие знаний, что живут в душе и в данный момент являются психотерапевтическими. Это процесс непосредственного поиска смысла, своего рода расшифровка знаний о мире и всей системе взаимоотношений в нем.
За счет сказкотерапии происходит активизация ресурсов, потенциала личности. Работая с той или иной проблематикой в ключе метода сказкотерапии, происходит объективация проблемных ситуаций, процесс улучшения окружающего мира и внутренней природы. Сказкотерапия является безопасной средой, которую создает психотерапевт или психолог для развития каких-либо внутренних ресурсов личности.
Существует своя возрастная аудитория у каждой группы сказок:
1) Детям 3-5 лет наиболее близки и понятны сказки о животных, а также сказки о взаимодействии животных и людей. В этом возрасте дети зачастую идентифицируют себя с животными, легко в них перевоплощаются, копируя их манеру поведения;
2) Начиная с 5 лет, дети идентифицируют себя уже преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Солдатами, Принцами и прочими. Чем старше ребенок становится, тем с большим удовольствием читает сказки и истории о людях, так как в такие истории заключен рассказ о том, как познает мир человек;
3) Примерно с пяти-шести лет ребенок начинает предпочитать волшебные сказки.
На сегодняшний день широко известна следующая типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой:
Художественные (авторские и народные). К ним относятся сказки, которые были созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории – сказки, притчи, мифы. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и даже медитативный аспекты. Такие сказки создавались не для целенаправленного психологического консультирования, но они успешно применяются в данной области специалистами-психологами.
Психотерапевтические сказки, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Истории, что помогают увидеть происходящее с другой стороны, – со стороны жизни духа. Эти сказки далеко не всегда однозначны, они не всегда имеют привычный счастливый конец, но всегда проникновенны и глубоки. Психотерапевтические сказки зачастую оставляют человека с вопросом. Это стимулирует процесс личностного роста.
Психокоррекционные сказки. Они создаются для более мягкого влияния на поведение детей. Под коррекцией подразумевают «замещение» неэффективного стиля поведения на стиль более продуктивный, а также объяснение детям смысла происходящего.
Применение таких психокоррекционных сказок является ограниченным по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неэффективное, неадекватное поведение).
Дидактические сказки разрабатываются педагогами для так называемой «упаковки» учебного материала. Абстрактные символы при этом (буквы, цифры, арифметические действия, звуки и прочие) одушевляются, вследствие чего возникает сказочный образ мира, где они живут. Дидактические сказки помогают раскрывать важность и смысл определенных знаний. В форме дидактических сказок преподносятся различные учебные задания.
Медитативные сказки. Они создаются для накопления определенного положительного образного опыта, для снятия психоэмоционального напряжения, для создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностных ресурсов. Главным назначением таких медитативных сказок является сообщение к бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром. Отличительной особенностью медитативных сказок выступает отсутствие в них злых героев и конфликтов [20]. Таким образом, в понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, это синтез многих достижений педагогики, психотерапии, философии и психологии разных культур. В связи с этим она выделяет четыре этапа развития сказкотерапии (в историческом контексте):
1 этап – устное народное творчество;
2 этап – исследование и собирание мифов и сказок (М.-Л. фон Франц, К.Г. Юнг, В. Пропп, Б. Беттельхейм и др.);
3 этап – психотехнический (применение сказки в качестве повода для психодиагностики, развития и коррекции личности);
4 этап – интегративный, который связан с «формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии в качестве природосообразной, органичной для человеческого восприятия воспитательной системы, которая проверена многими поколениями наших предков» [20]. Поэтому сказкотерапия – это в то же время терапия средой, особой сказочной обстановкой, где могут проявляться потенциальные части личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы